ТЕСТЫ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ ПЕДАГОГОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тест-опросник Я. Стреляу

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности:

– уровня процессов возбуждения;

– уровня процессов торможения;

– уровня подвижности нервных процессов.

Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да»,

«затрудняюсь ответить», «нет».

 

Инструкция: “Вам будут предложены вопросы об особенностях вашего пове- дения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способно- стей, поэтому нет ответов плохих или хороших. Мы заинтересованы в правди- вых ответах. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте “да”, “нет”, “не знаю”. Не пропускайте како- го-либо вопроса. Начинайте”!

 

Текст опросника:

1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после продолжительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональ- ных аргументов?

6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длитель- ного перерыва (отпуска, каникул)?

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости?

8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ожидать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?

10. Умеете ли хранить тайну, если Вас об этом попросят?

11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколь- ко недель или месяцев?

12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное?

13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?


16. Можете ли вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превос- ходства?

17. Ведете ли Вы себя так же, как обычно, в присутствии незнакомых людей?

18. Трудно ли Вам сдержать злость и раздражение?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли Вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к пове- дению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?

22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите ли Вы так же свобод- но, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?

29. Обладаете ли Вы быстрой реакцией?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру к походке или манере людей более медлительных?

31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатыва- етесь с партнером?

38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела?

39. Если Вы читаете какой-либо тест, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?

41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо о том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать и ночью, после того, как работали весь день?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препят- ствия?


48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реак- ции?

51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду в глаза?

53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встре- чи с начальником?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Нравятся ли Вам частые перемены и разнообразия?

56. Восстанавливаете ли полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?

57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени?

58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностя- ми?

59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начнете говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?

61. Способны ли Вы к напряженной работе, учебе?

62. Можете ли Вы удержаться от неуместных замечаний?

63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы все “за” и “против” перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся вам препятствия?

67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельно- стью, которая всегда выполняется одинаково?

69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательства в общественных ме- стах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений, жестикуляции?

71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

72. Нравится ли Вам занятие (работа), требующая большого усилия (больших усилий)?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на вы- полнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?

77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, пока закончат свою работу другие?


78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как наблюдали (стали свиде- телем) какого-то неприятного события?

79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова и т.д.?

82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. Может ли работа изменить Ваше настроение?

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, ес- ли Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите обычно?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму работы человека, более медлительно- го, чем Вы?

91. Можете ли Вы планировать свои занятия, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновре- менно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуля- ций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей?

101. Нравится ли Вам часто менять вид занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь “из ряда вон выходящее”?

103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих ситуациях?

104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам ка- жется, что Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленно- сти)?

107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления?

108. В состоянии ли Вы спокойно, долго ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?


110. Можете ли Вы спокойно аргументировать высказывания во время бурно- го разговора?

111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом не просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях и т.п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения бесе- ды со многими людьми?

120. Владеете ли Вы мимикой?

121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у Вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуа- ции?

124. Можете ли Вы преодолеть обескураженность, нежелание работать в мо- мент неудачи?

125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят?

126. В состоянии ли Вы подавить веселье, если это может кого-либо задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вы выходите из равновесия?

129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в вашей среде правила поведения?

130. Нравится ли Вам выступать публично?

131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительного подготови- тельного периода?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя своей жизнью?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы исполняете ответственную работу?

 

Интерпретация теста:

Оценка каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности, производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ испытуемого совпадает с кодом, то он оцени- вается в 2 балла, если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку. Ответ “не знаю” оценивается в 1 балл.

 

Код

 

1. Сила процессов возбуждения


“Да”– 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82,

83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

 

“Нет”–47, 51, 107, 123.

 

2. Сила процессов торможения

 

“Да”– 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84,

87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

 

“Нет” – 18, 34, 36, 59, 67, 128.

 

3. Подвижность нервных процессов

 

“Да”– 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68,

71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127,

131.

 

“Нет”–25, 57, 63.

 

 

Уровень процессов возбуждения:

Высокий балл (выше 49): сильная ответная реакция на возбуждение, сти- мул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, быстрые вклю- чаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительно- сти; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Выше 62 - очень высокие значения.

Низкий балл (ниже 25): слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в ра- боте; медленные включаемость в работу, врабатываемость и невысокая произ- водительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и вы- носливость.

 

Уровень процессов торможения:

Высокий балл (выше 43): сильные нервные процессы со стороны тормо- жения; возбуждение и стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самокон- троль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Выше 61 - очень высокие значения.

Низкий балл (ниже 21): слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реак- циях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными


действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, не- адекватные реакции, склонность к истерии.

 

Уровень подвижности нервных процессов:

Высокий балл (выше 48): легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов дея- тельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в по- веденческих реакциях.

Выше 58 - очень высокие значения.

Низкий балл (ниже 21): характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для ра- боты в быстроменяющихся условиях.

 







Дата: 2018-12-28, просмотров: 225.