Интерпретация понятий исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эта процедура совершенно необходима в начале каждого иссле- дования. В ее основе лежит выделение таких понятий, которые за- нимают главенствующее положение в определении предмета иссле- дования и четкое определение их значений. Понятийно-терми- нологическая система наряду с методами, алгоритмами, моделями представляет собой часть научного аппарата исследования.

Необходимость этой процедуры продиктована тем, что научные понятия многозначны. В зависимости от методологического основа- ния их определения в разных отраслях знаний они трактуются по- разному. Поэтому исследователю, проводящему конкретное исследо- вание, необходимо использовать определения понятий, которые соот- ветствовали бы структуре объекта и предмета исследования.


Понятие – это форма отражения в обобщенном виде сущности или существенных признаков определенного ряда явлений и процес- сов; мысль, фиксирующая признаки и свойства, отображаемых в ней предметов. Понятие выражается в языковой форме в виде отдельных слов и словосочетаний, именуемых терминами. Содержание понятия

– совокупность отраженных в нем признаков и свойств предмета (объекта).

При проведении любого исследования очень важно с самого начала очертить круг необходимых ключевых и производных поня- тий, а также терминов, их выражающих. Термин – слово или сочета- ние слов, обозначающее понятие.

Например, изучая потребности подростков, слово «потреб- ность» можно определить как нужду в реализации таких желаний, которые связаны с развитием социально-личностных структур субъ- екта. В качестве таковых выступают: потребность в самоут- верждении, познании, самореализации, общении, отдыхе, безо- пасности, признании, эстетические и этические потребности. Можно говорить и о других витальных потребностях, сводя их к максимуму или минимуму, что не позволит конкретизировать объ- ект исследования. Поэтому, выделяя то или иное понятие исследова- ния, необходимо определить границы семантического смысла поня- тия, который автор исследования имеет в виду.

Необходимость интерпретации понятий в исследовании про- диктована еще и тем, что эта процедура оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария ис- следования. Кроме того, будучи семантической формой вычленения составных элементов, исследуемого явления и установления взаимо- связи между ними, процедура интерпретации понятий помогает впо- следствии правильно объяснить результаты исследования. Это каж- дому исследователю необходимо знать и помнить!


При проведении процедуры интерпретации понятий можно вос- пользоваться следующим алгоритмом действий:

– определить перечень ключевых понятий исследования, доста- точных для описания объекта и предмета исследования;

– установить, однозначны ли эти понятия по содержанию и смысловому наполнению. Если нет, то дать соответствующие иссле- дуемому явлению определения и пояснения;

– выделить и пояснить, вводимые автором исследования поня- тия (авторские понятия) или авторские интерпретации известных научных понятий, используемых автором в своем исследовании;

– выделить производные, сопутствующие понятия и пояснить, в каком сочетании с ключевыми понятиями они используются и ка- ково их содержание;

– выстроить все понятия в определенный логический ряд. Осно- ванием для построения такого ряда может послужить, например, ос- новополагающая теория (теория деятельности, гуманистический под- ход, компетентностный подход и т.д.).

Процедура интерпретации понятий позволяет проследить взаи- мосвязь, взаимопереходы, совпадения и различия объемов понятий, что предопределяет точность авторской мысли, корректность и ва- лидность научного исследования.

После процедуры интерпретации понятий необходимо провести процедуру системного анализа объекта исследования.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.