Формулировка проблемы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема (от греч. problema – задача) – 1) все то, что требует изучения и решения; 2) объективно возникший комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоре- тический интерес.

Разработка программы начинается с формулировки и обосно- вания проблемы, т.е. выделения противоречия или ряда противоре- чий, побуждающих проводить исследование. Если проблемы, связан- ной с тем или иным противоречием нет, то не имеет смысла прово- дить исследование. Другими словами, необходимо определить акту- альность исследования.

Для обоснования актуальности исследования и формулировки проблемной ситуации очень важно знать, что уже известно о пробле- ме, а что – пока нет.

Например, если изучается проблема реализации досуговых ин- тересов, потребностей и притязаний современных подростков в учреждениях дополнительного образования то противоречие, объяс- няющее необходимость изучать данную проблему, можно было бы сформулировать так:


«... с одной стороны, в современных условиях существует широ- кая сеть учреждений дополнительного образования (клубов, досуго- вых центров, спортивных сооружений, домов культуры, домов твор- чества и т.д.), которые являются важными институтами социали- зации подростков, влияющими на их самоутверждение на основе культурных ценностей, на формирование и удовлетворение потреб- ностей, интересов, задатков, притязаний, а с другой – имеется зна- чительное число молодых людей, кто не посещает эти учреждения, не пользуется их услугами и проводит свой досуг в такой форме, как

«пустое времяпровождение».

Сформулированное в таком виде противоречие задает конкрет- ную цель исследования – изучение причин рассогласования между миссией, которую призваны выполнять учреждения дополнительного образования и невостребованностью их услуг у подростков.

Таким образом, нужно помнить, что четко выделенное и сфор- мулированное противоречие или ряд противоречий (проблемная си- туация) задают четкую цель, а также указывает на конкретный объ- ект, предмет и возможные гипотезы исследования.

При формулировке проблемной ситуации необходимо стре- миться к тому, чтобы она как можно точнее была описана приме- нительно к конкретной теме исследования и чтобы в ней были отра- жены реальные противоречия, её определяющие и требующие свое- го разрешения.

Следует избегать и такой ошибки, как выдвижение проблем слишком широкого плана. Например, если педагог изучает эффек- тивность использования одной из педагогических технологий с целью развития творческих способностей учащихся, то не следует данную проблему глобализировать и противоречие искать в социально- экономических изменениях российского общества или мира. Напро- тив, стоит поискать такое противоречие в самом процессе обучения


и воспитания в конкретных условиях, ибо исследование всегда необ- ходимо проводить для разрешения выделенных в проблемной си- туации конкретных противоречий.

Для поиска противоречия, требующего своего разрешения в конкретном исследовании, возникает необходимость изучения про- блемы в широком ее аспекте. Исследователю надлежит проанализи- ровать имеющиеся в этом направлении результаты исследований других авторов, их выводы, описанные ими законы и закономерно- сти, доказанные гипотезы и т.д. Все это будет составлять исследова- тельскую базу, в рамках которой определяется именно тот аспект, та сторона исследования, которую автор представляет. Принято данную процедуру называть актуализацией темы (проблемы). Процедура ак- туализации исследуемой проблемы проводится на различных методо- логических уровнях: философском, общенаучном, конкретно науч- ном (дисциплинарном), а также эмпирическом. Под методологией в данном случае понимается учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской мысли, деятельности.

Осуществляя методологический анализ проблемы, автор иссле- дования должен подумать о том, как обобщить изученный материал, как выделить те конкретные мысли и подходы, которые он собирает- ся использовать для анализа и описания собственной концепции (за- мысла) и как собственную концепцию он предлагает реализовать в практике. Четко описанная проблемная ситуация и сформулирован- ные противоречия задают цель исследования.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 220.