Ниже изложены отдельные сведения, обеспечивающие выше- означенные умения и знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика жанров литературных источников

Любому исследователю необходимо иметь представление о та- ких важных литературных источниках, как монография, статья, бро- шюра, рецензия, очерк и т.д.


Монография – это научный труд одного или нескольких, при- держивающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее описание одной проблемы или темы.

Учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. В них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса (дисциплины) на научной основе и даются рекомендации для выполнения практических заданий или само- стоятельного осмысления изучаемой темы.

Сборник научных статей – издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают с различных точек зрения.

Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объ- ема, написанное чаще всего научно-популярным языком.

Статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теорети- ческого и прикладного значения, с описанием методики про- веденного исследования.

Тезисы – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения (доклада) или темы для издания.

Рецензия – критическая оценка одного или нескольких произ- ведений, в которых дается анализ важности, актуальности представ- ленных исследований, оценивается качество изложения материала, приводятся отзывы специалистов.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

 


Определение темы исследования и библиографический

Поиск


Круг тем исследований неисчерпаем. Тема автором выбирается самостоятельно или по рекомендации консультанта, но формулиро- вание темы – это прерогатива автора и обычно оно вызывает затруд- нение. Следует помнить, что название темы исследования отражает индивидуальный опыт и ограничено сферой деятельности автора. Кроме этого, необходимо знать, что формулировка темы оказывает существенное влияние не только на весь ход исследования, но и на качество его результатов. Справедливо суждение академика Е.В. Тка- ченко о том, что «…правильно сформулированная тема диссертации

– это не только 50% выполненной научной работы, но и залог её успешной защиты …» [51]. Это суждение справедливо относительно любой формы учебного и научного исследования (реферат, статья, курсовая и дипломная работы и т.д.).

К формулировке темы исследования предъявляются определён- ные требования: актуальность, проблемный характер, лаконич- ность, недопустимость использования в названии темы взаимоис- ключающих понятий, а также понятий, не относящихся к содержа- нию исследовательского проекта.

Например, если в научной литературе и полемике актуализи- руется проблема внедрения личностно ориентированной парадигмы образования в практику, то конкретный исследователь мог бы для своего локального исследования сформулировать следующие пример- ные темы:

Развитие творческих способностей учащихся как фактор формирования их интереса к изучаемому предмету;

Активизация познавательной деятельности учащихся сред- ствами интеллектуальных игр;

Использование активных форм обучения и воспитания уча- щихся как фактор формирования критического мышления и т.д.


Учащийся, занимающийся в научном обществе (НОУ), или студент могли бы исследовать следующие темы:

Влияние средств массовой информации на формирование цен- ностных ориентаций сверстников;

Профессиональные мотивы старшеклассников (старшекурс- ников) как условие их профессионального становления и т.д.

Выбор темы исследовательской работы и формулировка ее на- звания аккумулируют мысль, обращая ее, одновременно и к теоре- тическим вопросам, и к практическому материалу, который необ- ходимо собрать в процессе проведения исследования, поэтому любой исследователь сталкивается с необходимостью работать в библиотеке или с современными информационными носителями (Интернет, элек- тронные издания и т.д.).

Поиски необходимой теоретической информации – продолжи- тельная трудоемкая процедура. Прежде чем отправиться в библио- теку или обратиться к Интернету, нужно сначала оценить возможно- сти домашней библиотеки: может быть, в ней найдутся полезные ис- точники.

В публичной библиотеке работу лучше начинать со словарей и энциклопедий, которые содержат не только краткую информацию по существу выбранной для исследования темы (проблемы), но и список основных опубликованных по ней работ. Получив общую ин- формациюg относительно темы исследования, разумно отправиться в зал периодики и познакомиться с обзором статей в профессио- нальных научных журналах. Затем уже можно направиться к катало- гам.

Каталоги – это существующие в виде брошюр либо в виде кар- точек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существуют че- тыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.


К алфавитному каталогу прибегают в том случае, если известно точное название необходимого источника, фамилия автора и другие реквизиты (год издания, издательство и т.д.).

В предметном каталоге названия книг размещены не по алфа- виту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от пред- метного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дис- циплин.

Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.

Поработав с каталогами, исследователь составляет список лите- ратуры, необходимый для теоретического анализа изучаемой про- блемы. При составлении списка литературы следует придерживаться некоторых правил:

1) выбор необходимой литературы и периодики исследова- тель должен осуществлять самостоятельно, ибо даже опытный биб- лиограф не в состоянии учесть все нюансы изучаемой проблемы (те- мы);

2) необходимо переписать с карточки каталога полную и точ- ную библиографическую информацию о книге, статье. Неполная ин- формация затруднит поиск нужной литературы и увеличит время по- иска.

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.