Развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерских качеств при проведении учебных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках проведения практических занятий по дисциплине предусмотрено сквозное рассмотрение проблемной ситуации с активным участием обучающих.

Выбор проблемной ситуации зависит от профильности подготовки магистрантов и может определяться целями реализации образовательной программы.

Основным направлением анализа проблемной ситуации является выделение проблем, описанных в предлагаемом для рассмотрения тексте. Для организации процесса анализа в группе следует использовать метод модерации, позволяющий вовлечь в обсуждение всех обучающихся.

На выделенном поле проблем необходимо сформировать причинно-следственные связи между проблемами и применить графические инструменты к анализу отдельных категорий проблем. Выполнить такой вид анализа лучше в виде командной работы в аудитории. Для этого все обучающиеся разбиваются на команды. Количество команд зависит от количества обучающихся, но не более 5. Количество обучающихся в команде составляет от 5 до 10 человек. В процессе работы в команде обучающиеся формируют навыки командной работы и межличностной коммуникации. Использование графических инструментов позволяет развить навыки пространственного мышления и творческого подхода к анализу проблем у обучающихся. Поскольку процесс обсуждения предполагает роль организатора обсуждения, то тем самым обучающиеся имеют возможность продемонстрировать и развить свои лидерские качества при выполнении заданий и презентации итогов работы групп.

Отработку навыков экспертного оценивания выявленных проблем так же следует выполнить в команде. Для корректного выполнения поставленных заданий необходим устойчивый состав команд, сформировавшихся при обсуждении проблем. В процессе работы в команде обучающиеся формируют навыки группового принятия решений с последующей оценкой степени согласованности командных решений.

При рассмотрении категориального состава исследования, вопросов выбора методов исследования, составление плана исследования и оценки эффективности исследования предусматривается отработка знаний и формирование умений путем групповых обсуждений, работы в мини-группах и индивидуально, что определяет общую вовлеченность обучающихся в учебный процесс, развитие у них коммуникационных связей, навыков аргументации и доказательств в ходе дискуссии по предлагаемым преподавателем заданиям или интересующим самих обучающих темам исследований.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (фонд оценочных средств)

6.1. Контрольные задания для проведения текущего контроля по дисциплине (модулю)

Практическая работа №1 «Основные характеристики научного исследования»

Для выполнения практической работы «Основные характеристики научного исследования» в рамках выбранного направления магистерского исследования формируется одна из возможных исследовательских тем, которая будет объектом рассмотрения практической работы.

Выбранная тема не должна быть слишком широкой. Это может быть отдельный аспект, который вполне понятен и знаком магистранту или над которым в настоящий момент ведется работа.

Содержание выполняемой работы соответствует разделу 1 «Теоретико-методологические разработки» общей структуры программы исследования.

Содержание включает в себя описание следующих пунктов:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Рассмотрение круга проблем, которые охватывает тема, оценка степени изученности темы. При выполнении данного пункта задания следует построить ДПСС К. Исикавы, матрицу выявления причинно-следственных связей между проблемами, провести ее оценку и выбрать ту проблему, которая будет ключевой для практической работы. Необходимо дать четкую формулировку проблемы, указать причинно-следственную связь с другими проблемами (построить граф проблем).

3. Описание объекта и предмета исследования. Следует обосновать выбор объекта, т.е. насколько остра и значима для него исследуемая проблема, насколько она типична / нетипична для других организаций. 

4. Описание концепции (идеи) исследования, на основе которой предполагается решить обозначенную проблему.

5. Формулирование исходной рабочей гипотезы о том, каков идеальный образ системы управления, какие взаимосвязи компонентов системы следует учесть и т.д. 

6. Выбор цели для исследования выбранной проблемы и формирование задач ее исследования с построением графа задач.

7. Определение нормативной базы исследования (в случае необходимости).

8. Описание перспективных результатов исследования (что мы хотим получить как результат исследования выбранной проблемы) и элементов научной новизны.

Содержание пунктов практической работы должно быть кратким, без лишнего текста, но содержать некоторое количество аргументированных утверждений.

Работа выполняется в виде отчета и оформляется по стандартным правилам: выделение полей: нижнее, верхнее – 2 см; правое – 1,5 см.; левое 2 см; шрифт: Times New Roman 12 или Arial 12; интервал: одинарный; запрет висячих строк и переносов.

 

Практическая работа №2 «Выбор методов научного исследования»

Задачей выполнения практической работы №2 является подбор и обоснование выбора методов исследования для определенной в практической работе №1 проблемы исследования и сформулированных задач.

В практической работе следует рассмотреть не более 3х задач исследования.

Для каждой задачи необходимо:

­ определение информационной базы (какая информация нам необходима, откуда можно ее взять, какие документы нам могут понадобиться, в каком виде информация доступна, необходимо ли ее преобразование для проведения исследования, методы сбора информации). Вариант правильного ответа должен включать классификацию источников информации на вторичные (публикации в открытой печати, обзоры рынка и т.п.) и первичные (результаты опросов потребителей, собственные исследования компании);

­ подобрать 3 метода исследования и дать их краткую характеристику с указанием требований, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности, ограничений по срокам, ресурсам, возможностям исследований и используемым техническим средствам исследований, имеющихся данных об аналогичных исследованиях и фактических данных о СУ, производственной системе и внешней среде.

Работа выполняется в виде отчета и оформляется по стандартным правилам: выделение полей: нижнее, верхнее – 2 см; правое – 1,5 см.; левое 2 см; шрифт: Times New Roman 12 или Arial 12; интервал: одинарный; запрет висячих строк и переносов.

 

Практическая работа №3 «Составление программы научного исследования, и оценка ее эффективности»

Содержание выполняемой работы основывается на разделе 2 «Организационно-технический план работ» общей структуры программы исследования.

Содержание включает в себя описание следующих пунктов:

1. Формирование исследовательской команды, распределение ролей, обязанностей, работ и ответственности. Если работа выполняется индивидуально, то указывается кто выполняет данную работу. В случае формирования команды можно построить матрицу линейной ответственности.

2. Планирование содержания и сроков выполнения работы на каждом этапе исследования. Указывается что должно быть выполнено в рамках решения, определенных в практической работе №2 задач и трудоемкость (в днях, в трудовых ресурсах) их выполнения.

3. Построение сетевого графика работ. При индивидуальном выполнении сетевой график может быть выполнен в любом виде (ленточном или в виде диаграммы Ганта). При выполнении работ командой следует добавить график загрузки с учетом имеющихся трудовых ресурсов.

4. Оценка ожидаемых эффектов и эффективности. Основными задачами данного этапа являются:

• определение видов и источников эффектов, получаемых в результате исследований объекта практической работы №1;

• определение показателей, которые могут применены для оценки эффективности объекта исследования практической работы №1 при решении поставленных задач. Описание выбора показателей выполняется по следующей схеме: 

o наименование показателя.

o формула расчета с указанием ее составляющих.

o обоснование необходимости применения данного показателя.

Работа выполняется в виде отчета и оформляется по стандартным правилам: выделение полей: нижнее, верхнее – 2 см; правое – 1,5 см.; левое 2 см; шрифт: Times New Roman 12 или Arial 12; интервал: одинарный; запрет висячих строк и переносов.

6.2. Контрольные вопросы для проведения экзамена

1. Понятие исследования, его характеристика и типология. Роль исследований в практике управления.

2. Виды исследований.

3. Категориальный аппарат исследований.

4. Методологический подход к исследованию: аспектный, системный, концептуальный.

5. Базовые методологические подходы к исследованию подсистем менеджмента: диалектический, процессный, ситуационный, функциональный, рефлексивный, системный.

6. Трансдисциплинарность как новая методологическая база исследований.

7. Принципы построения классификации методов исследований.

8. Характеристика формально-логических методов исследований: классификации и типологии; абстрагирования, анализа и синтеза; аналогии, сопоставления и сравнения; индукции и дедукции, доказательства.

9. Исследовательские процедуры познания: обоснование, предсказание и предвидение.

10. Аргументация как метод обоснования.

11. Постановка исследовательского вопроса.

12. Экспертные методы исследования.

13. Метод тестирования.

14. Интуитивные методы исследования: метод «Дельфи»», метод синектики, метод мозгового штурма, метод модерации, метод систематизированного поиска и др.

15. Методы наблюдения.

16. Методы работы с документацией.

17. Методы измерения.

18 Методы экспериментирования.

19. Графические методы исследования: карты функций, перемещений и компетентности; диаграмма причинно-следственных связей К. Исикавы; карта мысли Т. Базана; матричные диаграммы, диаграмма Парето.

20. Методы формализации.

21. Метод моделирования. Категории формализованных моделей.

22. Методы статистических исследований в экономике и менеджменте.

23. Экстраполяция и ее методы.

24. Классификация методов прогнозирования.

25. Программа исследований и ее структура.

26. Методика исследований систем управления.

27. Диагностика как ключевой фактор исследований. Аспекты и виды диагностики системы управления.

28. Внешние признаки патологии системы управления и ее типичные признаки.

29. Организация процесса исследований. Этапы организации исследований и ее формы.

30. Понятие эффективности и эффекта в исследованиях.

31. Разновидности внутренней и внешней эффективности.

32. Эффективность исследования системы управления и ее показатели.

33. Эффективность создания и совершенствования системы управления и примеры ее показателей.

34. Организационная эффективность и примеры ее показателей

35. Эффективность функционирования системы управления и примеры ее показателей.

36. Эффективность деятельности субъекта управления и примеры ее показателей.

37. Эффективность деятельности объекта системы управления и примеры ее показателей.

Примеры экзаменационных тестовых заданий (формата А) для проверки качества освоения дисциплины

Категорией логического аппарата исследования систем управления является: 

А. система;

Б. проблема;

В. критерий;

Г. фактор;

Д. методика.

Роль формальной логики в проведении исследования определяется:

А. обеспечением верификации данных;

Б. использованием эффективных схем доказательства истинности суждений;

В. правилами оперирования понятиями и вывода умозаключений;

Г. творческим подходом к проведению исследований;

Д. возможностью моделирования связей и отношений.

 

Пример экзаменационного тестового задания (формата B ) для проверки качества освоения дисциплины.

становите соответствие.

Категории:                  Сущность категорий:

1. концепция           А. научно-обоснованное предположение о

    2. гипотеза                     закономерном порядке известной

                                          совокупности явлений;

3. парадигма           Б. признанные всеми научные достижения

4. модель                      определяющие модель исследования;  

5. механизм               В. генеральный замысел, определяющий

                                 стратегию действий;

                                 Г. абстрактный аналог изучаемого процесса;

Д. последовательность состояний, определяющих какое-либо действие.

Форма ответа: 1-___, 2-___, 3-___,4-___, 5-___.

Пример практического задания для проверки качества освоении дисциплины:

Автор в процессе работы над магистерской диссертацией сформулировал тему и цели исследования следующим образом.

Тема исследования: Система согласования внутрикорпоративного стратегического и операционного управления на основе бюджетирования и контроля.

Цель исследования: обосновать с научно-методической точки зрения и разработать модель комплексного управления для корпораций и государственных ведомств, интегрирующую стратегическое целеполагание с бюджетированием и финансовым контролем при помощи алгоритма группировки и распределения затрат.

Сформируйте задачи исследования.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 387.