Сенсорную, мнемическую, мыслительную и др
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

обеспечивает создание материаль­ных условий жизни человека, удовлет­ворение естественных человеческих по­требностей;

□ становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его куль­турных потребностей;


□ является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

□ обеспечивает познание и преобразование ок­ружающего мира.

Деятельность человека представляет собой достаточно слож­ный по своей специфике и внутренней структуре феномен.

Ш ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

~у\ редметность она подчиняется, уподобляется свойствам и » I отношениям преобразуемого в процессе деятельности объ­ективного мира1;

С

оциальность ■— деятельность человека всегда носит общест­венный характер, побуждающий людей к обмену се продук­тами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

С

ознательность — в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагаюшую, могиваци-онно-побудительную, регулирующую и контролирующую»2.

1 См.: Давыдов В В О месте категории деятельности в современной теорети­
ческой психологии // В.В.Давыдов. Деятельность: теории, методология, про­
блемы. М , 19SJ0. С. 151.

2 Бусва jl.ll . Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 103-104.


 


122


123



О Психологи различают также:








В в

нешнюю — чувственно-предметную, материальную деятель­ность;

нутреншою — деятельность по оперированию образами, пред­ставлениями о предметах, иначе — идеальную деятельность

сознания'

tf

Различают, но не противопоставляют:

А.Н.Леонтьев в этой связи отмечал, что «происходит все бо­лее тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллек­туал изируется», включает в себя выполнение сложнейших ум­ственных действий; в то же время труд современного исследова­теля — деятельность специально познавательная, умственная par excellence — все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями»4.

♦ Структура человеческой деятельности

(по А.Н. Леонтьеву)

Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

П

ОТРЕБНОСТЬ — состояние человека, создаваемое испы­тываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.

См.: Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность // А.Н.Леонтьев. Избр. психолог, произведения: В 2 т. М 1983 Т 2 С 14«—152 4 Там же. С. 152.


 

М

ОТИВ (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

Ц

ЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

З

АДАЧА — данная в определенных условиях цель деятельнос­ти5, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий.

Д

ЕЙСТВИЕ — единица деятельности, «произвольная пред­намеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели»6.

О

ПЕРАЦИЯ — способ осуществления действия, определяе­мый условиями данной ситуации.

Общие закономерности развития деятельности

выведены одним из ведущих специалистов в области психологии деятельности В.В. Давыдовым.

О Существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкрет­ного вида деятельности.

О Структурные компоненты деятельности постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например: потребнос­ти конкретизируются в мотивах, действие становится операци­ей, и наоборот).

О Различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни.

О Каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых

5 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // А.Н.Леонтьев.
Избр. психолог, произведения: В 2 т. М, 1983. Т. 2. С. 156.

6 Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. Минск:, 1997.
С. 120.


 


124


125


     
 


с См:£"выдов вв> Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981 (цит. по: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности-Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 135).


взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе вот кают внутренние формы деятельности отдельного человека7 И~

♦ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУБЪЕКТИВНЫЕ.

□ наличие у субъекта деятельности выраженно" потребности и устойчивых мотивов ее осуществле ния, принятие им цели и программы деятельности'

□ опыт организации и осуществления деятель­ности: теоретическая подготовленность, сформиро-ванность умений и навыков планирования, выпол­нения практических действий и операций;

 

□ соответствие содержания и характера деятельности инди­видуальным особенностям субъекта;

□ эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.

ОБЪЕКТИВНЫЕ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СРЕДОВЫЕ'

□ убедительная мотивировка и четкая постанов­ка цели (целеполагание) деятельности, рациональ­ное планирование, организация контроля, объек­тивная оценка;

□ благоприятный нравственно-психологический климат в группе;

□ соответствующие принятым нормам производственно-бы­товые и санитарно-гигиенические условия деятельности.

РЕСУРСНЫЕ

□   материально-техническое обеспечение дея-
% тельности: инструменты, приспособления, матери­
алы, организация рабочего места;

« W <J

□ информационное обеспечение деятельности,

□ кадровое обеспечение деятельности: комп тентные руководители и организаторы, соиспол тели, исполнители.


 

ЧТОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЫЛА ЭФФЕКТИВНОЙ, ^ддГОГУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

q психологическую структуру дея-ности, закономерности ее развития; теЛ(-, природу человеческих потребностей ,.м<угивов деятельности;

□ ведушие виды деятельности в раз­ные возрастные периоды развития чело­века.

ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

□ планировать деятельность; учитывая избира-
/ тельный
характер человеческой деятельности, оп-
ределять ее объект и предмет с учетом возраст-
^^^^Р\^ ных> индивидуальных особенностей детей и под-
^^ fwjr ростков, их интересов и возможностей;
^■f^i            □ формировать мотивацию и стимулировать

деятельность; Q обеспечивать освоение детьми основных структурных ком­понентов деятельности, прежде всего умений и навыков целепо-лагания, планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и операций.

Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

\/ МЕНИЕ — освоенный человеком путем упражнений спо-

•J соб выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью

приобретенных знаний и навыков. Умение позволяет выполнять

Действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

н

АВЫК — способ выполнения действий и операций, став-■ Ший в результате многократных упражнений автоматизи-

ЕЛЕПОЛАГАНИЕ — постановка цели субъектом деятель­ности.

Ц

JVI ОВАЦИЯ — совокупность устойчивых мотивов, побуж-Тедь Дений, определяющих задачи, содержание и характер дея-


 


126


127


с


ТИМУЛИРОВАТЬ — побуждать к действию, давать толчок: активизировать деятельность.


♦ ТРЕТЬИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ОБЩЕНИЕ КАК


 



К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

СТИМУЛ (от лат. stimulus — ос­троконечная палка, которой пого­няли животных) — побуждение к действию, побудительная причина8.

..И РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

«сложный, многоплановый процесс уста­новления и развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями совместной деятельности...»9'.

♦ ОДНИ ПСИХОЛОГИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ОБЩЕНИЕ КАК .4 А 4

1ШЬ

♦ ДРУГИЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОБЩЕНИЕ — ЭТО

н

«одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии кон тактов между людьми, в формировании межлич­ностных отношений и порождаемая потребнос­тями в совместной деятельности»10.

8 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 581.

9 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. С. 213.

10 Конюхов НИ. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. С. 88.

128


«связь между людьми, в «результате которой происходит влияние одного человека на друго-


























Г .

го»11;

S ^^

взаимодействие, назначение которого — «из­менение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения друго­го субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума»12.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ ВЫШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

 

□ «В общении осуществляются рациональное,
эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимо­
действие индивидов, выявляется и формируется об­
щность настроений, мыслей, взглядов, достигается
взаимопонимание, осуществляется передача и усво-

I   ение манер, привычек, стиля поведения, создаются

сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни»13.

ъ

□ Общение выступает в качестве одного из важ­
нейших условий выявления и раскрытия лучших
сторон личности, формирования ее сознания и са­
мосознания, стимулятором ее развития: общаясь с
другими людьми, анализируя отношение других лю­
дей к себе, рефлектируя, человек обнаруживает по­
требность в самосовершенствовании и реализует эту потребность
в процессе самовоспитания.

11 Гимезо MB ., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-ме­
тодические материалы к курсу «Обшая психология»: Учеб. пособие. М., 1986.
С. 105.

12 Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики
и психологии общения. Научные труды. Вып. 1. Фрунзе, 1975. С. 5 (цит. по: Ка­
ган М.С.
Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 283).

13 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. С. 111.

5 0о,ш„, ,1с.|;„о,пка                                                                                                                                                              129


     
 


□ Проявляющийся в общении социально-г

ИХ(к

логический механизм «заражения» и подражания сп""

собствует формированию у человека идеального обп°'

за, воплощающего в себе те качества и свойства к

торые хотелось бы приобрести, — а это уже мощт •-

стимул к саморазвитию!                        _       и

□ Общение — это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружаю­щий его мир.

□ Общение — это источник и канал информа­ции: при этом в процессе общения (коммуникации) человек приобретает и передает не только факты представления, идеи, но и ценностное отношение' интересы, настроения, чувства.

□ Общение создает условия для воспитания чело­века: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания это прежде всего — искусство общения.


♦ виды общей'

Целение общения на виды возможно по нескольким основам?
Q
ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ:                         j -^

^личностное — деловое и личное общение ^^^^ й

*£я*ме ЧЕЛОВЕК о ЧЕЛОВЕК;                   ЩЖЩ

о характеру взаимоотношений:                    ^^Ш ji

яузкебное, служебно-товарищеское, дружеское;   щ? *^

личностно-групповое — деловое, как правя*' общение в системе ЧЕЛОВЕК «. ГРУППА;

по характеру взаимоотношений: служебное служебно-товарищеское; чаще всего обще»1'1 руководителя с коллективом, группой;

fifcJ

межгрупповое — деловое общение в системе ГРУППА «■ ГРУППА;

контакт двух или нескольких общностей.


 


т

□ В общении осуществляется стремление личнос­ти к реализации своей социальной роли, своих орга­низаторских и партнерских качеств.

М„ 4\т.СК25о" МС МИР °бщения: Проблема межсубъектных отношений.

130


Q ПО СТЕПЕНИ ОПОСРЕДОВАННОСТИ:

непосредственное — общение «лицом к лицу»,  у . < v '\

общение, когда каждый участник вступает в    ,**

контакт с другим (другими), используя все i
средства общения, и когда существует воз-     _

можность получения немедленной обратной связи;

опосредованное — общение, осуществ.» мое с участием либо третьих лиц, либо' помощью почтовой связи, технически средств, вещей, воспоминаний и т.п.

Q А ТАКЖЕ: ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ - (краткое}». н °е и длительное) и ПО ЗАВЕРШЕННОСТИ - (законнее ^законченное или прерванное).

СТРУКТУРА ОБЩЕН!

TJ

Психологии общение чаще всего рассматривается как про' с> три стороны которого (коммуникативная, интерактшнш' РЧептивная) соответственно обеспечивают:



























К В

В в

КОММУНИКАТИВНАЯ - обмен ин­формацией между субъектами общения;

ИНТЕРАКТИВНАЯ - построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ - восприятие, изучение, понимание, оценка партне­рами по общению друг друга.

♦ ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК

И КАНАЛ ИНФОРМАЦИИ:

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ5

15 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 142.

132



ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

КОММЕНТАРИЙ

ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВНЕСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕФИНИЦИИ

Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ОММУНИКАЦИЯ — акт общения, имеющий целью обмен информацией.

ЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ — словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь. НЕШНЕЕ ОБЩЕНИЕ — передача информации партнерам по общению; речь, ориентированная на других. НУТРЕННЕЕ ОБЩЕНИЕ — общение с самим собой; речь, обращенная к себе.

МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - устная речь, исполь­зуемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления

и т.д.

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - речевое общение двух или нескольких лиц: информационный диалог — обмен информацией в форме беседы, выступления с последующим обсуждением и т.п.; дискуссионный диалог — обсуждение противоречивых мнений, то­чек зрения, фактов в форме дискуссии, диспута и т.д.; фатический диалог (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, диалог ради диалога.

н

ЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ — общение, в котором ис­пользуются неречевые знаковые системы.

К

ИНЕТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - общение с помощью не­вербальных средств: жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела).

133

П

АРАЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - передача до­полнительной информации через изменение звучания голо­са: диапазона, тональности и т.д.




З

КСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - передача до­полнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т.д.

В

ИЗУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ — информационный контакт с помощью глаз.

П

РОКСЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - несущие смысловую нагрузку пространство и время, т.е. размещение партнеров по общению в пространстве, время проведения акта общения.

♦ ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:



Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.