О роли врожденного и приобретенного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

в развитии человека;

• познакомитесь с различными мнениями

о природе человеческих способностей и таланта;

• определите значение самовоспитания

в развитии человека и формировании его личности;

• рассмотрите мотивы и структуру

процесса самовоспитания;

• уточните и пополните свои знания о том,

Какие методы могут быть использованы в процессе деятельности,

Направленной на самосовершенствование.

♦ ЧТО ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ...

Начнем с определения — надо полагать, вы не забудете его внести

Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Н

АСЛЕДСТВЕННОСТЬ — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивиду­ального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности — генов, локализован­ных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и

4 Осипни IK- laiouikii                                                                                                                                                                97


цитоплазмы. Вместе с изменчивостью наследственность обеспе­чивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в осно­ве эволюции живой природы»1.

Пй                                                           ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!

Люди и человечество пока еще не поняли,

Какой непостижимой важности

на Земле произошло событие:

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!

В своих мудрых «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили приводит эпизод из сказки Мориса Метер-линка. Очень хочется воспроизвести этот удивительный по свое­му гуманистическому звучанию эпизод, предваряя разговор о том, с чем человек приходит в наш мир.

Герой сказки Тильтиль в поисках Синей Птицы попадает в Царство Будущего, где в волшебно голубом пространстве живут и работают, готовясь к будущей земной жизни, дети, которым еще только предстоит родиться. Но судьба их определяется уже здесь, уже сейчас, уже ими самими... Вслушайтесь в диалог:

Тильтиль. А кто тот румяный карапуз, который с таким серьез­ным видом сосет палец?

Ребенок. Насколько мне известно, он должен уничтожить на Земле Несправедливость... Говорят, это ужасно трудно...

Тильтиль. А этот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, — он что, слепой?

Ребенок. Пока еще нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее... Кажется, он должен победить смерть...

Тильтиль. Что это значит?

Ребенок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно...

Тильтиль ( указывая на множество детей , спящих возле колонн , на ступенях , на скамьях и тд .}. А те, что спят, — ой, сколько их! — они ничего не изобретут?..

Ребенок. Они думают...

Тильтиль. О чем?

Ребенок. Они сами этого пока не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю — с пустыми руками туда не пускают...2

• Ilk Г*М И  ;...................................... !

1 Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. М., 1987. С. 864.

2 Цит. по: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
С. 11.

98


 

...И человек родился!

Маленький, еще совсем беспомощный Человек

пришел в большой мир...

Что принес этот Человек миру?

Что несет Он в себе?

А несет он заложенную в генах наследственную информацию, охватывающую своим влиянием формирование всех органов и функций развивающегося организма и во многом предопределяю­ щую становление человека и его личности. При этом известно, что именно наследственностью обусловлено как то обшес, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

ТАК ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ?

♦ Анатомо-физиологическую структуру, отража­ющую видовые признаки индивида как представи­теля человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой дея­тельности.

Ш СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:

«Биологически... человеческий индивид не предназначен даже к прямохождению. Предоставленный самому себе, ребенок ни­когда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится

учить.

К прямохождению ребенка принуждают именно для того (и только для того), чтобы освободить его передние конечности..

для труда...

То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с органами зрения. От рождения они не являются органами... человеческой жизнедеятельности. Они лишь могут стать, сделаться таковыми, и только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.

По мере того как органы тела индивида превращаются в орга­ны человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность как индивидуальная совокупность человечески-функциональных орга­ нов. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала»3.

3 Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность / Пол общ. ред. Р.И. Косолапова. 2-е изд. М, 1984. С. 334-335.

99

4*


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

ЭТО ВАЖНО!

 

НО ЕСТЬ И ИНОЕ МНЕНИЕ:

«...Если в наследственных задатках и вообще во внутренних условиях развития младенца вовсе нет ничего специфически человеческого, социального и т.д., которое затем привносится лишь извне, и если новорож­денный появляется на свет, имея задатки только к чисто биоло­гическим, не специфическим человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то или кем-то вроде животного. И тогда само исходное деление психи­ческих свойств человека на специфически человеческие, выс­шие, и природные, низшие, вообще выводит последние за пре­делы человеческого, превращая их в нечто животное»4.

А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?

...И О ПРОДОЛЖИМ о том, ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ

♦ Физические особенности: внешние расо­ вые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического разви­тия и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип выс­шей нервной деятельности.

Физиологические особенности: формы обмена веществ, соче­ тание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопа-лость, «заячья губа», «волчья пасть», помутнение хрусталика (ка­таракта), цветовая слепота (дальтонизм).

4 Ьрушлинский А.В. О наследственных предпосылках психического развития человека // Вопросы философии. 1970. № 9. С. 156.


100


♦ Предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к трудно уни­маемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карли­ковость и др.).


 

Не все врожденное является наследственным

Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются услови­ями его утробного развития. К ним отно­сятся многие аномалии, вызываемые таки­ми причинами, как интоксикация, облуче­ние, влияние алкоголя, родовые травмы, ранние менинго-энцефалиты и пр.3

БОЛЕЕ ТОГО! СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:

^ J Характер наследования таких признаков, как рост, вес, ус-LM тойчивость или предрасположенность к различным заболе­ваниям, определяется, во-первых, сложным взаимодействием множества генов, участвующих в их формировании, во-вторых, влиянием окружающей среды, условиями жизни и труда и — в определенной мере — специальными воздействиями (воспита­тельными, медицинскими) на человека.

Так, например, наличие красивого певческого го­лоса зависит от особенностей строения грудной клет­ки, носовой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких. Однако всего этого недо­статочно для того, чтобы реализовать свои вокальные возможности — необходима система специальных за­нятий6.

♦ Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности.

ЗАДАТКИ — анатомо-физиологи-ческие особенности организма, глав­ным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылка­ми развития способностей7.

Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЛОВУ!







ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

s См.: Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3. С. 52.

6 См.: Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский.
М, 1987. С. 390-393.

7 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 317.

101


С

ПОСОБНОСТИ — индивидуальные особеннос­ти личности, являющиеся субъективными условия ми успешного осуществления определенного рода дея­тельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овла­дения способами и приемами деятельности. Высокий уровень^развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности8.

т

АЛАНТ (от греч. talanton) — выдающиеся способности, вы­сокая степень одаренности в какой-либо области9.

В качестве задатков, являющихся индивидуально-природной предпосылкой развития способностей и таланта, могут высту­пать:

О Типологические свойства нервной сис­темы, от которых зависит скорость образова­ния временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная ра­ботоспособность и др. О Индивидуальные особенности строения анализаторов, от­дельных областей коры головного мозга, органов и др.

противовес концепции врожденных способностей (С. Бёрт, X. Айзенк и др.) большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов и педагогов — рассматривают способнос­ти как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания.

БОТ НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ УЧЕНЫХ

О «Проблема способностей может быть правильно решена при учете следующих основных моментов:

1) полноценная, нормальная (без патологии) генетическая
программа человека позволяет всесторонне развивать самые раз­
нообразные его способности;

2) для формирования всесторонне развитой личности необхо­
димо создание адекватных социальных условий...»10.

8 Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. М, 1987. С. 1262. ''Там же. С. 1304.

10 Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983. С. 145.

О Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их разви-

102


тия: при отсутствии соответствующих внешних условий и адек­ватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков.

О Отсутствие ранних достижений свидетельствует не об от­сутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся за­даткам организации деятельности и воспитания.

О «Знание свойств нервной системы прежде всего необходи­мо для определения наилучших для каждого индивида путей и ме­ тодов воспитания и обучения»11.

О Социальная сущность личности, ее моральные качества формируются только прижизненно: «...Генетическая программа не содержит в себе задатков для социальных свойств человека. Биология человека — это всего лишь предпосылка для духовного развития, т.е. того качественно специфического в человеке, кото­рое возникает у него в условиях общественной практики»12 — и, добавим, самовоспитания.








Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.