ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СУЩЕСТВУЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

К

ООПЕРАЦИЯ — сотрудничество, способствую­щее организации и достижению положитель­ных результатов в совместной деятельности.

Сотрудничество характеризуется:

□ принятием субъектами взаимодействия общих целей и согла­сованной программы деятельности;

□ рациональным распределением функций и ролей с учетом ин­дивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности;

□ благоприятным нравственно-психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена оказать помощь другим.

КОНКУРЕНЦИЯ — конфликт, столкновение противоположных целей, позиций, интере­сов.

134

□ Конфликты подразделяют на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые), кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др.

□ Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов: возник­новение, становление, зрелость, преобразование, разрешение.


п Возможны следующие варианты предупреждения и разреше­ния конфликтов: компромисс, обращение к «третейским судь­ям», разделение принципиальной деловой и субъективной эмоциональной сторон конфликта, переключение внимания, «взрыв», отсрочка...16

□ Специалисты утверждают, что традиционное рассмотрение кон­ фликта как однозначно негативного типа человеческого взаи­модействия неправомерно: в определенных условиях конфликт может привести к преодолению скрытого противоречия.

♦ ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ: ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

16 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 468.

135


понятийно-терминологический

комментарий вы можете внести предлагаемые дефиниции

ш в баш краткий педагогический словарь

И

ДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление себя с другим чело­веком (группой людей, образом, идеалом), на основе чего происходит «принятие» объекта идентификации (партнера по об­щению) как самого себя. В обыденной речи это звучит так: по­ставить себя на чье-либо место. Идентификация является одним из способов познания и понимания партнера по общению.

З

МПАТИЯ — «постижение эмоциональных состояний дру­гою человека в форме сопереживания»17; способность чело­века с помощью чувств проникать в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания. Эмпатия во многом обеспечивает успех во взаимодействии и межличностном обще­нии, особенно важно для педагога формирование и развитие у себя способности к эмпатии.

Р

ЕФЛЕКСИЯ — внутренняя деятельность человека, ориенти­рованная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заимствовано из философии, которая опре­деляет рефлексию как принцип мышления, направляющий чело­века на осмысление и осознание собственных форм и предпосы­лок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека18.

У

СТАНОВКА — «предрасположенность субъекта, возникаю­щая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный ха­рактер протекания деятельности по отношению к данному объек­ту»19. Иначе установку можно определить как возникшие до зна­комства с объектом деятельности или субъектом общения гипоте­тическое представление о нем и его предварительная оценка, складывающиеся обычно на основе ранее полученной информа­ции, теоретических умозаключений, ожиданий и т. д.

17 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1985. С. 409.

18 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 579.

19 Краткий психологический словарь. С. 369.

136


rf

На базе установок

возникают разнообразные социально-психологические эффекты,

в ряду которых наиболее известны и значимы

в педагогической деятельности





Эффект ореола,

Эффект первого впечатления,

Эффект первичности,

Эффект новизны,

Эффект стереотипизации.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает порой разглядеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ - обусловленность вос­приятия и оценивания человека первым впечатлением о нем.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ - придание большего значения при восприятии и оценивании незнакомого или малознакомого че­ловека той информации о нем, которая поступила раньше.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — придание большего значения послед­ней (более поздней) информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека как средства «сокращения» узнавания. Стереотипизация приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

♦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО

Шь

«...Многоплановый процесс организации, ус­ тановления и развития коммуникации, взаи­ мопонимания и взаимодействия между педа­ гогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности»2®.

(Как видно из приведенного определения, в педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и пер­цептивная функции, т. е. оно несет в себе основные черты чело­веческого общения.)

20 Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищен­ко, Е.Н. Шиянов. М., 1997. С. 393.

137


ЧТОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ БЫЛО ЭФФЕКТИВНЫМ,

♦ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ.

закономерности общения21;

□ структуру общения, особенности реали­зации коммуникативной, интерактив­ной и перцептивной функций обще ния;

□ методику изучения общения и межлич­ностных отношений;

□                                  основные психолого-педагогические
требования, предъявляемые к организа­
ции педагогического и в целом межличностного общения.

♦ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

&

□ передавать информацию, используя при этом весь арсенал коммуникативных средств, мето­дов и приемов;

□ организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности;

 

□ понимать актуальные эмоционально-психологические состоя­ния, адекватно воспринимать и объективно оценивать лично­стные качества и поведение человека, с которым он вступает в общение;

□ корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению;

□ управлять собственным психическим состоянием и поведением.

♦ ЗАДАНИЯ

лая САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЛЯДЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

На этот раз мы будем выполнять задания для са­мостоятельной работы в особой форме — мы зай­мемся законотворчеством, или, вернее, — нормот­ворчеством, поскольку закон — это, пожалуй, слишком жестко и авторитарно.

21 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального (педагогического) образования. Раздел 2.2.3.


К СЛОВУ!         н<^-Ц------------------------------------------------- 1

П Jl^Fp НОРМА (от лат. norma) — узако-
ТОЛКОВЫЙ      х^ьУ ненное установление, признанный

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ обязательным порядок чего-либо22.
СЛОВАРЬ                     »^——■—

«Творить нормы» мы будем следующим образом: вообразим, что каждый из участников действа является членом законодатель­ного органа (допустим, что это будет парламент), созданного во­лей педагогического сообщества (учителей и детей), а преподава­тель кооптировал себя в состав этого парламента, разумеется, в роли его спикера. Граждане сообщества, в известной мере удов­летворенные (?) реализацией прежних требований «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) и «Liberte, Egaliti, Fraternite» (Свобо­да, Равенство, Братство), выдвигают новые требования, в которых все настойчивее звучат слова LEX (Закон) и NORMA (Порядок).

Члены парламента (студенты вашей академической группы, ваши коллеги), ознакомившись с перечнем предлагаемых к разра­ботке норм, самостоятельно готовят свои версии, обсуждают их в малых группах (во фракциях) и принимают по результатам дис­куссии на пленарном заседании общее решение. Одна существен­ная норма, которой вы будете руководствоваться в работе, — каж­дый нормативный акт должен включать в себя ровно 5 пунктов, каждая позиция в этом документе должна быть выражена лако­нично, конкретно, недвусмысленно, тактично. Итак, за работу...

1. «Исповедуя принцип гуманизма, мы утверждаем, что любая внешняя деятельность, в которую вовлекаются дети, может быть направлена только на их пользу и потому должна отвечать следую­щим требованиям: ...»

2. «Исходя из того, что педагог, организуя любую деятель­ность, прежде всего стремится использовать ее потенциал как фактор разностороннего развития человека, мы убеждены, что содержание и способы осуществления деятельности должны отве­чать следующим требованиям: ...»

3. «Сознавая, что участие личности в любой деятельности дол­жно быть мотивированным, педагог как организатор учебной де­ятельности призван выполнять следующие правила: ...»

4. «Учитывая, что внешний контроль и оценка деятельности являются, с одной стороны, необходимым атрибутом, условием и стимулом обеспечения ее эффективности, а с другой, — могут

22 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 414.

139


вызывать внутренний протест ребенка, неудовлетворенность со­бой, утрату оптимизма, веры в свои возможности, мы устанавли­ваем следующие правила организации контроля и оценивания дея­тельности детей: ...»

5. «Руководствуясь интересами ребенка, мы устанавливаем пять табу (категорических «нельзя») в организации деятельности, нарушение которых считаем несовместимым с высоким званием Педагога и педагогической деятельностью: ...»

6. «Отдавая себе отчет в том, что результаты деятельности во многом обусловлены индивидуальными и половозрастными осо­бенностями ее участников, мы предлагаем начинающему педагогу руководствоваться при организации коллективного дела:

а) в группе, где только девочки;

б) в группе, где только мальчики;

в) в группе со смешанным составом участников
следующими рекомендациями: ...»

(*По каждой позиции желательно сформулировать отдельные рекомендации.)

7. «Рассматривая общение как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недоста­точной степени, мы вводим в практику педагогической деятель­ности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций обще-

ния

(*По каждой функции желательно разработать отдельный свод правил.)

8. «Высоко оценивая «Заповеди педагогического общения», которые предлагает начинающим учителям В.А. Кан-Калик23 (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»), мы считаем, что по форме — это, скорее, не заповеди, а размышления («запо­ведь» определяется как «изречение, содержащее ... предписание», «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо»24) и потому берем на себя смелость представить эти заповеди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля...»

(*3десь можно отступить от принятого решения, предусмат­ ривающего право включать в нормативный акт не более пяти пун­ ктов.)

9. «Убедившись на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта, что индивидуальная беседа в

21 См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о пе­дагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987. С. 14—48.

24 Ожегов СИ. Словарь русского языка. 19-е изд.. испр. М., 1987. С. 176. 140


паре «учитель — ученик» (один из важных методов воспитания) будет эффективной и откровенной при условии соблюдения оп­ределенных условий и требований, мы декларируем эти условия и требования в форме следующих правил: ...»

10. «Полагая, что умение слушать и выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить (*докажите этот тезис), мы считаем целесообразным использование педагогами следующих рекомендаций: ...»

11. «И вновь табу на то, что недопустимо в общении:

а) в целом,

б) в общении педагога с ребенком: ...»

В перерыве между заседаниями вашего парламента попытай­тесь выполнить следующие задания:

12. Для того чтобы достичь успеха в общении и взаимодей­
ствии с другими людьми, вы должны владеть перцептивными
умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партнера по общению,
определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать
представление о вас, сложившееся:

а) у преподавателя педагогики;

б) куратора группы, старосты группы;

в) у близких друзей (подруг);

г) у тех, кто относится к вам равнодушно.

13. В практике своей работы каждый педагог неизбежно стал­
кивается с проблемой самооценки своих профессионально значи­
мых личностных качеств. При этом ему необходимо проанализи­
ровать представление о нем, сложившееся у учеников и коллег.
В этой связи предлагаем вам следующее: составьте схему опрос­
ного листа, включив в него из предлагаемого перечня 8—10 ка­
честв, которые вы считаете наиболее важными, заполните этот
опросный лист сами, предложите заполнить его своим партнерам
по общению, сверьте полученные результаты.

Выполнение задания следует начать с группировки и ранжи­рования перечисленных ниже в алфавитном порядке качеств и лишь затем переходить к определению состава качеств (*решение о включении тех или иных качеств в опросный лист целесообразно принимать совместно) и к работе с опросными листами. Итак, приступаем:

Внешние данные (*кстати, имеют ли они значение в педагоги­ ческой деятельности и, если имеют, то какое? — этот вопрос ад­ ресован всем и, естественно, не предполагает включения ответа на него в характеристику);

Аккуратность;

Аналитические способности;

Воля;

141


Желание руководить другими;

Зависимость от других;

Индивидуальность (степень выраженности);

Исполнительность;

Карьеризм;

Коммуникабельность (готовность к общению, умение об щаться);

Конфликтность;

Направленность интересов;

Настойчивость;

Общественная активность;

Обязательность;

Особенности кинетического и паралингвистического обще­ния, как и в чем они выражаются;

Особенности мышления: преобладающий тип (конкретно-об­разное, абстрактно-логическое), самостоятельность, гибкость, быстрота мышления;

Отношение к самому себе;

Отношение к своей внешности, вкус, умение адекватно «по­дать себя»;

Политическая информированность и компетентность;

Предприимчивость;

Преобладающее настроение;

Пунктуальность;

Речевые особенности (желательно описать их);

Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная);

Самостоятельность в суждениях, решениях, действиях;

Скромность;

Состояние здоровья (хорошее, удовлетворительное, неудов­летворительное);

Социально-нравственные качества;

Способности к организаторской деятельности;

Способность генерировать оригинальные идеи;

Творческие способности;

Темперамент;

Терпение (нетерпеливость);

Тщеславие;

Удовлетворенность собой;

Уравновешенность;

Характер и формы взаимоотношений с другими людьми Честолюбие;

Чувства (долга, ответственности, справедливости, такта, гар­монии, юмора);

142

Широта интересов; Широта кругозора.


 

14. Теперь вернемся на заседание парламента и проведем дис­куссию в продолжение той, «стенограмма» которой представлена во фрагменте книги А.Б. Добровича «Почему прежде люди были общительнее, чем теперь?» (см.: раздел «Проблемно-аналитичес­кий материал»). Предлагайте свои суждения и аргументы по теме дискуссии. Вопрос и в самом деле важный и интересный... Не так ли?

15. Подготовьте рецензию на фрагмент статьи Ш.А. Амонаш-вили «Что такое педагогическое общение» (см.: «Проблемно-ана­литический материал»).

16. Труд (учебный, производительный, художественно-твор­
ческий и т.д.) является важнейшим видом человеческой деятель­
ности и одним из главных факторов формирования человеческой
личности. Это вроде бы бесспорно. Однако в последние годы на­
метилась тенденция к умалению роли труда и трудового воспита­
ния в системе общего образования. Об этом свидетельствует, в
частности, резкое сокращение объема времени, вьщеляемого на
трудовое обучение, в базисном учебном плане общеобразователь­
ной школы.

В качестве задания предлагаем вам выступить с декларацией (индивидуальной и/или коллективной), в которой вы в краткой и энергичной форме выразите свое мнение о роли трудового обуче­ния и воспитания и (если вы признаете их необходимость) о том, как следует строить социально-образовательную политику в дан­ном направлении. Учтите мнение К.Д. Ушинского, изложенное в выдержке из статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» (см.: «Проблемно-аналитический материал»).

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)
































Ш . А . Амонашвили ,

академик , психолог , педагог

Дата: 2018-12-28, просмотров: 333.