На чем должна основываться наука воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1845 г.)

Нет науки, которой польза была бы очевиднее той, какую может доставить педагогика. Ее благотворное влияние на всю жизнь челове­ческую признано всеми мыслящими людьми. Оттого не только педагоги ex professo чувствовали в себе призвание к возделыванию этой науки, не только многие, и притом даже самые знаменитейшие, философы об­рабатывали ее как одну из важнейших отраслей своей системы, но в ней более или менее принимает участие всяк, сколько-нибудь понимаю­щий ее значение.

Впрочем, как ни драгоценны многие труды по части этой науки, как ни памятны великие заслуги многих педагогов, все еще педагогика да­лека от того относительного совершенства, каким могут похвалиться другие отрасли человеческого знания.

Чего же недостает для ее совершенства? Как восполнить этот недо­статок и через то подвинуть науку воспитания на высшую ступень ее исторического развития?

Педагогике недостает твердой основы. Найти ее — вот первая за­дача науки.

Что же это за основа? Это такое главное теоретическое положение или практическое правило, из которого все прочие положения или пра­вила должны развиться сами собой, следуя общим законам логического мышления. Педагогика, получив такую основу, исполнит свое назначение: она станет наукой в полном смысле этого слова. Все отдельные педаго­гические знания приобретут необходимую основательность; все ее педа­гогические правила найдут для себя высшее оправдание в науке; все частные наблюдения объяснятся; все вопросы разрешатся для педагога. Словом, тогда педагогика получит такую твердую точку опоры, что ее результаты потеряют свою неопределенность и сомнительность. (...)

Эта наука воспитания не заменяется тем, что обыкновенно назы­вается школой жизни. Жизнь иногда исправляет человека, помогает ему иногда довоспитаться или даже перевоспитаться; но эта школа большей частью слишком поздняя, да и не всякому посчастливится пройти ее. То же, что собственно называется воспитанием, и свое-

36 Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антоло­гия педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 261-262.

38


временно, и не случайно. Наука воспитания не заменяется также и тем, что называется врожденным тактом или что приобретается простым долговременным навыком. Воспитатель не должен полагаться на та­ких ненадежных руководителей. (...)

Несмотря на то, что большая часть людей считают себя вправе быть воспитателями и наставниками юношества, совсем почти не зная педагогики как науки... их педагогическая деятельность бывает или бес­сознательная, т.е. не имеет никакого твердого, точно определенного на­правления, или же сама в себе несвязна и непоследовательна. (...)

Педагогика в истинном своем значении должна быть вместе и на­ука положительная, опытная, и наука философская, основанная на на­чалах разума.

Как наука опытная, она не должна быть пустым набором глубоко­мысленных темных положений, блистательно-бессмысленных фраз, мертвых школьных терминов, определений, разделений и т.п. Она долж­на быть полная живым содержанием и доступна, по образу своего изложения, всякому образованному человеку. Наука едина с жизнью. Наука только возводит все разнообразие жизни к единству сознания, а потому служит основой и руководством для практики. Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользовать­ся правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова перемыслит; оценит же их и оправдает толь­ко человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый.

Как наука философская, педагогика не должна быть сборником бессмысленно повторяемых обычных правил, механических подража­ний чужим примерам и образцам и т.п. Сущность науки состоит не в изложении отдельных случаев, опытов, фактов, но в развитии истин­ных, общих, основных законов явлений, в развитии мысли, которой дышат факты и без которой все факты безжизненны, не имеют значе­ния для мыслящего человека, не существуют для духовного его созна­ния. Наука не есть род ручного энциклопедического словаря, в кото­ром можно было бы приискивать прямой ответ на каждый частный вопрос и тем удовлетворять свое случайное любопытство. Наука не забавный рассказ, не остроумная игра представлениями и мыслями, не средство провести время, занять воображение, доставить приятный отдых, возбудить чувствительность или даже чувственность и in.

Нет, наука требует строго последовательного мышления, постоянного напряжения всех умственных способностей, занятия не шуточного, но серьезного, полной к себе преданности, основанной на любви к истине, на добросовестном, свободном от предрассудков искании того знания, которое доступно человеку... Конечно, все наше знание основано на опытности, но никто сам всего не переиспытает, да и в том, что пред­лагает опыт, всяк понимает только то, к чему сам в себе имеет смысл. (...)

39


Итак, излагающие педагогику как науку должны помнить, что она сверх теоретического достоинства имеет и практическое значение; практические педагоги не должны забывать, что для оправдания свое­го имени они обязаны изучить педагогику как науку; наконец, и те и другие должны убедиться, что для основательного изложения и изуче­ния педагогики необходимо установить верховное начало этой науки.

Это верховное начало Браубах выражает в виде следующего прак­тического правила: воспитывай так , чтобы твой воспитанник становил­ ся собственным своим воспитателем 37 .

Приведем еще несколько важных, на наш взгляд, суждений П.Г. Редкина:

«... Педагогика имеет своим предметом все то, что служит к возвышению человека посредством воспитания на ступень, сообразную его сущности. (...)

...Для того чтобы педагогика стала наукой, необходимо при­вести все педагогические познания в такую единую и целостную систему, в которой бы внутренняя связь отдельных мыслей вы­разилась и во внешней связи. (...)

Знание человека есть первое предположение педагогики. (...) Предположив в себе такое знание, на нем педагогика осно­вывает свои общие законы; а из этих законов как теоретических начал выводятся все практические правила воспитания. Так по­степенно педагогика становится и наукой и искусством»38.

К . Д . Ушинский (1824-1870), основоположник научной педагогики в России



Дата: 2018-12-28, просмотров: 308.