СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая мысль

зародилась и на протяжении многих столетий развивалась

в системе древневосточной, античной и средневековой

философии и теологии.

Лишь в XVII веке педагогика начинает приобретать

статус самостоятельной науки.

К настоящему времени педагогика оформилась

как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной

взаимосвязи с другими научными дисциплинами.

Комментарии к проблеме взаимодействия педагогики

с другими науками

♦ Философию, философскую антропологию, социологию, этику, эстетику, анатомию, физиологию, психологию, медицину объединяет с педагогикой объект исследования — человек, чело­ веческое сообщество, взаимодействие человека с другими людьми.

♦ В настоящее время оформились как самостоятельные науч­ные дисциплины философия образования, философия воспита­ния, философия культуры, философия истории, философия на­уки, философия права, которые органично дополняют перечень наук о человеке и предоставляют материал, используемый педа­гогикой в решении ее задач.

...Если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех на­уках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то мож­но и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы... он... стремился... приобрести всесто­ронние сведения о человеческой природе24.

К.Д. Ушинский

Объективно существующие связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, этнологией и этнографи­ей, политологией, географией, экологией, с точными и техни­ческими науками (кибернетикой, математикой, информатикой и др.) расширяют горизонты педагогики, усиливают ее научный и практический потенциал.


 


23 Цит. по: Столетов В.Н. Некоторые проблемы развития педагогической науки в СССР // Советская педагогика. 1977. № 12. С .27.

18


24 Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антрополо­гии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — на­чала XX в. М, 1990. С. 62.

19


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

ЭТО ВАЖНО!

Педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука с собственным предметом, собственными методами и средствами достижения цели

Ш НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА — базовая научная дисциплина,

изучающая общие закономерности воспитания человека,

основные факторы его развития, формирования его личности;

разрабатывающая общие основы организации и осуществления

педагогического процесса.

Т

ЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирова­ния личности и коллектива, а предметом — его (данного про­цесса) свойства, противоречия, закономерности, отношения, пе­дагогические технологии.

Т

ЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) - научная дисципли­на, объектом которой выступает процесс обучения, включа­ющий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом — закономерные связи и отношения, функциониру­ющие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos — по­учающий, относящийся к обучению) — универ­сальное искусство всех учить всему25.

Я.А. Коменский

М., 2;9ГГГс^42ВеЛИКаЯа // "А Коменски*. Из5, пед. соч, В 2 ,

20


 

М

ЕТОДИКИ обучения и воспитания (частные дидакти­ки) — научные дисциплины, исследующие закономернос­ти, формы, методы и средства преподавания и изучения конкрет­ных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности (например: методика преподавания иностранного языка, методика трудового воспитания, методика организации кол­лективной творческой деятельности).

Т

ЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ — научная дисциплина, объект которой — процесс управления воспитательными систе­мами, предмет — противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обеспечивающие его развитие, а следовательно, жизнеспособность и развитие воспитательных систем.

Д

ЕФЕКТОЛОГИЯ — совокупность научных дисциплин (ло­гопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопе­дагогика), изучающих особенности развития, воспитания и обу­чения детей с отклонениями в физическом, психическом и ум­ственном развитии. Объект — процесс воспитания и обучения детей, имеющих недостатки в развитии; предмет — закономер­ные связи и отношения, специфика содержания, форм, методов и средств работы с детьми.

И

СТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — научная дисциплина: объ­ект — процесс исторического развития образования и пе­дагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современ­ными проблемами образования; предмет — факты, противоречия, закономерности историко-педагогического процесса, анализ ко­торых призван обеспечить эффективное осуществление, прогно­зирование и планирование политики в области развития педаго­гической теории и практики.

С

РАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образова­тельные системы в различных странах, а предметом — закономер­ности функционирования и развития данных систем. Сравни­тельный анализ воспитательно-образовательных систем раз­личных народов, общего и специфического в них способствует обогащению национальной педагогической культуры за счет ос­мысленного использования международного опыта.

В

ОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА — сравнительно новая науч­ная дисциплина, объектом которой является процесс вос-

21


питания ребенка «с момента рождения до перехода к состоянию взрослости», а предметом —- «закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства»26.


Как составные части профессиональной педагогики развива­ются педагогики профтехобразования, высшей школы, среднего спе­ циального образования, имеющие локализованный объект и пред­мет деятельности.


 




♦ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

Д

ОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дош­кольного возраста, предметом — закономернос­ти данного процесса, формы, методы и сред­ства его осуществления. Может быть представ­лена как развернутая составная часть возраст­ ной педагогики.

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ - отрасль педа­гогики, изучающая учебно-воспитатель­ный процесс в учреждениях общего образования (объект); закономерности, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания уча­щихся общеобразовательной школы (предмет).

Педагогика школы включает в себя дидакти­ку, теорию воспитания и теорию управления, гигиену детей и подростков (школьную гигиену) в той части, где совпадают объект и предмет их исследования, а также взаимодействует с возрастной педагогикой, историей педа­гогики, сравнительной педагогикой, дефектологией, лечебной пе­дагогикой27 и другими отраслями педагогической науки.

П

РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -объект исследования — учебно-воспита­тельный процесс в учреждениях начального, сред­него и высшего профессионального образования; предмет — закономерности, содержание, формы, методы и средства профессионального образова­ния.

/1ы экспе-

26 См.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Матсриаль римснтального курса. Ржатеринбург, 1992. Ч. 1. С. 7-8.

21 Сравнительно новая научная дисциплина, развивающаяся на границе с медициной и изучающая систему воспитательно-образовательной работы с уча­щимися, имеющими нарушения здоровья.

22


 

Г

ИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ШКОЛЬ­ НАЯ ГИГИЕНА) — отрасль педагогики и гигие­ны: объект исследования — учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования; предмет — за­кономерности организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, динамика функциональ­ного состояния организма человека в зависимости от содержания, условий, форм и методов его деятель­ности.

П

РОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА -отрасль педагогики: изучает закономер­ности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образова­ния, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения произ­водственной квалификации; ориентирована прежде всего на систему переподготовки и повышения квалификации кадров.

В

ОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагоги­ки: анализирует закономерности, осуществля­ет теоретическое обоснование, разрабатывает прин­ципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих. Используется в военных учебных заведениях и в системе обучения воинским специ­альностям.

С

ЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогической науки: объект — процесс формирования личности в семье; предмет — закономерности, противоречия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками семейной педагогики являются: этнопедагоги-ка, возрастная, дошкольная педагогика, теория воспитания, педагогическая психология.


23


ЗТНОПЕДАГОГИКА - формирую­щаяся отрасль педагогики: изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных тра­дициях, обычаях, фольклоре опыт воспи­тания; анализирует взаимосвязи и взаи­мовлияния педагогики и этнических вос­питательно-образовательных систем.

е

И

СПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕ­ДАГОГИКА (педагогика пенитен­циарных учреждений) — изучает специфи­ку и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей.

♦ ЗАДАНИЯ
















ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУВДЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1. Вашему вниманию в разделе «Проблемно-аналитический материал» предлагаются два текста: отрывок из работы В.П. Вах-терова28 «Основы новой педагогики» и извлечения из статьи Э.Д. Днепрова29 «Школа и общество».

1.1. На основе сравнительного анализа текстов и своего пред­ставления о проблемах современного образования и педагоги­ческой науки:

о выделите ключевые идеи {позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и пе­ дагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;

о сформулируйте приоритетные задачи образовательной поли­ тики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований

28 В.П. Вахтеров — педагог, автор работ «Нравственное воспитание и началь­
ная школа». «Внешкольное образование народа», «Вссобшес обучение», «Пред­
метный метод обучения», «Основы новой педагогики» и др.

29 Э.Д. Днепров — руководитель ВНИКа «Школа», подготовившего Концеп­
цию общего среднего образования (1988), министр образования Российской Фе­
дерации (1991-1993).

24


конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики {например: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагоги­ ки, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих про­ блемы человека, общества, научного познания.

1.2. Постарайтесь дать определения следующим понятиям,
приведенным в текстах:

о гармоническое развитие; о дидактоцентризм; о образовательное общество; о самоопределение;

о человекообразующая функция педагогического процесса; о школа как социокультурный институт.

Какой смысл имеет работа по формулировке дефиниций (оп­ределений)?

^ ВНИМАНИЕ!







Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.