Работа с понятийным аппаратом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшие требования к любой научной пЯ«пто четкость, однозначность применяемой терминологии%7 ^ С;аðСТЬ' жизни, в устных выступлениях паГГоТерминологии- E<™ в обыденной

ется известная свобода ZZSll ^ Г * ™ * П°С°бИЯХ Д0ПуСка"
как и любой науки вообще, ФзательНО               пе ^ гогическои науки ,

бых^ГоТпо^^^                                                                                набором осо-

это не так. Педагогика как цельность близ^Гп!                   8 Педагогике

скольку его воспитали в cele, учили в Znt                      У чепове «У , по-

своих детей и т.д. Поэтому, «видно педаГиЛ' Г """ В°СПИТЫвает
Других наук, пользуется обще^еб^                                              °Т МН0ГИ*

Э-риводит к тому, что на Uf ^ГьГх, Ге~' JST

19 Новиков A . M . Как работатыад диссеотапш-й гп„™«
ющему педагогу-исследователю). М„ 19^^8-62               * В П0М0ЩЬ начина-

62


ий научный педагогический текст, даже если в нем есть серьезные зыковые, терминологические недостатки, будет понятен читателю. Но наука как особая форма знания нуждается и в особом научном, стро­гом языке. Поэтому тот или иной автор, допускающий неоднозначное толкование терминов, тем самым не поднимается выше общедоступного ровня осмысления педагогической действительности и поэтому прира­щение нового научного знания не дает.

Между тем, даже в научной педагогической литературе многие тер­мины трактуются неоднозначно. Так, например, основные педагогичес­кие категории, такие, как воспитание и обучение, употребляются не менее, чем в четырех значениях каждое. Неоднозначно толкование и многих других терминов: содержание образования, методы обучения, самостоятельная работа, педагогические условия, педагогические сред­ства и т.д.

Поэтому в процессе исследования и особенно на этапе написания диссертации вы должны постоянно следить за тем смыслом, который вы вкладываете в тот или иной используемый термин. Включая даже такие казалось бы расхожие и не педагогические слова, как аппарат, аналогия, динамика, задача, закон, значение, категория, качество, кри­терий, комплекс, концепция, метод (способ), модель, развитие, общее (всеобщее), операция, основы, подход, прием, курс, принцип, положе­ние, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, тео­рия, фактор, функция, формализм, цель, цикл, этап и т.д., не говоря уж о сугубо педагогических, психологических, а также философских поня­тиях (категориях).

Каждый раз, когда у вас появляется необходимость использовать какой-либо термин, вы начинаете работу с ним с общих словарей, эн­циклопедических словарей и энциклопедий. В первую очередь это сло­вари русского языка В. Даля и СИ. Ожегова, Словарь иностранных слов, Советский энциклопедический словарь. Эти источники дадут вам однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенацио­нальном масштабе. Причем, хотя терминология в них трактуется прак­тически одинаково, каждый их них все же вносит свои нюансы в объяснения значений слов, что позволит вам лучше ориентироваться при использовании того или иного термина. ...Очень полезным будет Словарь синонимов русского языка, когда нередко приходится мучи­тельно искать, чем можно заменить то или иное слово, чтобы не по­вторять его по многу раз подряд в одном предложении, в одном абза­це и т.п.

Следующий этап, если речь идет уже о сугубо педагогических, пси­хологических, философских понятиях, — вы работаете с соответствую­щими специальными словарями, энциклопедиями. По педагогике — это, в основном, четырехтомная Педагогическая энциклопедия, изданная в 60-х годах, а также двухтомный Педагогический словарь, изданный в то же время. Недавно вышла Российская педагогическая энциклопедия. Практически больше ничего в этой области не выпускалось, не считая весьма неудачных, на взгляд автора, Педагогического словаря для про­пагандистов и агитаторов, изданного в 1988 году.

63


Из психологический литературы такого рода наиболее удачен, ду^ ется, словарь К.К.Платонова. Он написан в очень доступной форме и тому же внутренне непротиворечив. Из философских словарей можн рекомендовать Философский энциклопедический словарь, выпущенны издательством «Советская энциклопедия» в 1983 г., не говоря уже пятитомной Философской энциклопедии (1963 г.).

И, наконец, третий этап, когда речь идет о терминах, имеющих cv-щественное значение для вашей работы. Вы начинаете анализировать их толкование в педагогической и психологической литературе — мон0. графиях, статьях и т.д. По этим публикациям вам целесообразно соста-вить тезаурус — словарь используемых данными авторами терминов с раскрытием их толкований и соотношений между ними. В дальнейшем, вы пользуетесь терминологией преимущественно из этого тезауруса, а остальные термины применяете только в случае необходимости, когда уже нельзя обойтись без них. (...)

Одновременно можно порекомендовать завести словарь собствен­ной используемой терминологии — по типу алфавитной записной книж­ки — с указанием значения каждого термина и источника, откуда взя­то его толкование20.

Я. Скалкова ,

болгарский педагог , представляющий результаты коллективного исследования '






Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.