Социальная педагогика : история и современность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1995 г.)

Термин «педагогика» в современной литературе наполнен многими смыслами — это и:

наука о закономерностях воспитательного (непрофессионального) и педагогического процессов, о способах их организации, о взаимодей-

Ушинскш К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антрополо­гии» // к.Д. Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т. М, 1974. Т. 1. С. 229-230.


41


ствии их с окружающей средой. Наука как парадигма40, система поня­тий, созданная на определенных принципах. (В прошлом веке — это «новая педагогика», в зарубежной педагогике — это «эдукология», в нашей — это «общие основы педагогики»);

наука о методиках преподавания и воспитательной работы (о «тех­нологиях»);

искусство и мастерство профессионалов-учителей и воспитателей;

учебный предмет в вузах, училищах;

научно-популярное изложение знаний: «педагогика для всех». Даже такой краткий перечень содержания, заключенного в термине, свиде­тельствует о том, что он безнадежно устарел. (Однако им будут, види­мо, еще пользоваться долго, так как нет никакого смысла устраивать споры о терминологии. Тем более нашим коллегам-физикам, скажем, термин «атом» нисколько не мешает исследовать сущность этого явле­ния. Думаю, что и педагогам не нужно изобретать новые термины, но всегда строго оговаривать, что имеет в виду автор, когда употребляет термин «педагогика».) (...)

Метапедагогика 41 в современной научно-методологической ситуации выходит на одно из первых мест, так как в числе глобальных проблем человечества проблема самого человека и воспитания подрастающих поколений становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

Метапедагогика России не растворяется в потоке общечеловеческих знаний о воспитании, поскольку она выросла из недр российской народ­ной «педагогики», из «новой педагогики» России второй половины XIX в., на основе специфической русской философии в ее серебряный век.

Вспомним еще раз:

человек как предмет воспитания (педагогическая антропология, природосообразность);

развитие и воспитание человека происходит в ходе расширения его МИРА, в диалоге с культурой (культуросообразность);

целостность жизнедеятельности человека с его воспитанием. Един­ство в сущности человеческой типичного (предикатного) и духовного (экзистенциального). МИР: «мир» в душе, «мир» — община, семья (микросреда); «мир» — не война; «мир» — Вселенная, Космос. Инди­вид «выделывается» (Ф. Достоевский) в человека, преобразовывая себя

40 Парадигма (греч.: образец) — строгая научная теория, исходная концепту­
альная схема; модель, с помощью которой ставятся проблемы и проводятся ис­
следования. Введено в научный оборот Т. Куном (Структура научных револю­
ций. М., 1975). Прим. В.Д. Семенова.

41 «Метапедагогика» как термин обозначает ту сферу научных педагогичес­
ких знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и
территориальных границ (государственных), переходящую из века в век, из
страны в страну (например, педагогическая антропология). Эта сверхинформа-
пия входит в общую структуру человскознания и обществознания. В русле та­
кого научного подхода все конкретные национальные педагогики всех времен
выступают как частные случаи общечеловеческой вечной общей науки, которая
развивается в ноосфере, в этосфере. Прим. В.Д. Семенова.

42


свою жизнь, потому начало воспитания — национальная культура , свой ДОМ в полном объеме содержания этого слова. Приобщение ре­бенка к бесконечному потоку национальной и общечеловеческой куль­туры и есть ведущая стратегия его воспитания (выращивания и персо-нализации), так как индивид становится человеком только в стремле­нии к самоотдаче себя другим (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Рерих)42.

♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госу­дарственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 2. С. 2-60.

О Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогичес­ких исследований // Ю.К. Бабанский. Избр. пед. труды. М., 1989. С. 435-546.

О Безрукова B. C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

О Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экс­периментального курса. Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпедин­ститут, 1992.

О Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

О Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогичес­кой мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 520-523.

О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.

О Вульфсон Б.Л. Педагогика // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3. С. 281-324.

О Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. М.: Школа-Пресс, 1995.

О Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагоги­ка, 1990.

О Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.

О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. М.: Новая школа, 1996.

42 Семенов В.Д. «Новая» парадигма и подходы к практике // Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М„ 1997. С. 200-201.

43


О Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986.

О Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Проме­тей, 1992.

О Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. М.: Педагоги­ка, 1985.

О Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М, 1987. С. 259-264.

О Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. М.: Педагоги­ка, 1984.

О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.

О  Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

О Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антоло­гия педагогической мысли России первой половины XIX в. М, 1987. С. 373-385.

О Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. 2-е изд. Екатеринбург, 1995.

О Ушинский К.Д. Научно-практическое назначение педагогики // Ан­тология педагогической мысли России второй половины XIX — на­чала XX в. М., 1990. С. 44-45.

О Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антро­пологии» // Антология педагогической мысли России второй поло­вины XIX - начала XX в. М.,1990. С. 60-68.

О Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М: Высшая шко­ла, 1990.


 

^
















Тема 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

вы проанализируете

содержание понятий объект, предмет и задачи

научно-педагогических исследований;

узнаете, что такое методология педагогики,

какова сфера ее реализации;

• познакомитесь с основными методами

научно-педагогического исследования;

• определите структуру

Дата: 2018-12-28, просмотров: 372.