Малую педагогическую энциклопедию —
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

краткий педагогический словарь;

• выполните ряд заданий для самостоятельной работы.


[1ЕДАЮГИКА ЭТО ИСКУССТВО - УТВЕРЖ­ДАЮТ ОДНИ

...Ни политика, ни меди­цина, ни педагогика не могут быть названы на­уками... а только искус­ствами...

...Искусство, конечно, может иметь свою тео­рию; но теория искусст­ва — не наука; теория не излагает законов суще­ствующих уже явлений и отношений, но предпи­сывает правила для практической деятельно­сти...4

К.Д. Ушинский


ПЕДАГОГИКА - ЭТО

НАУКА НАСТАИВАЮТ

ДРУГИЕ

Лишь идея, а не техника и не талант, может быть со­общена одним лицом дру­гому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существо­вать педагогика5.

П. П. Блонскии

Педагогика — прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследую­щая не то, что есть, а то, как необходимо посту­пать. Это наука «об искус­стве деятельности»6.

СИ. Гессен


ПЕДАГОГИКА - ЭТО И

НАУКА, И ИСКУССТВО,

И ТЕХНОЛОГИЯ -

СЧИТАЮТ ТРЕТЬИ

Полное и систематичес­кое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называет­ся наукою воспитания или педагогикою; упот­ребление же теории вос­питания на самом деле составляет педагогичес­кое искусство7.

А.Г. Ободовский

Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, техноло­гией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала8.

В.П. Беспалько


 


     


♦ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

...ИЛИ ИСКУССТВО?

...И (!) ИСКУССТВО

ПЕДАГОГИКА — наука о воспитании человека; раскры­вает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности2.

ПЕДАГОГИКА — совокупность теоретических и при­кладных наук, изучающих воспитание, образование и обуче-

ние3


К СЛОВУ!

толковый

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ


ПЕДАГОГИКА [греч. paidagogike от pais (paidos) — дитя и ago — веду] — наука о воспитании человека; букваль­но: ДЕТОВОДСТВО или ДЕТОВОЖ-ДЕНИЕ


 


«Наука о воспитании...» — так практически во всех справоч­ных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

2 Советский энциклопедический словарь. М, 1987. С. 979.

3 Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966. С. 281.


4 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической ан­
тропологии // К.Д. Ушинский Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 229-230.

5 Блонскии П П. Курс педагогики. М., 1916. С. 4.

6 См.: Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
М., 1995. С. 23.

7 Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антоло­
гия педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х го­
дов). М., 1987. С. 261.

8 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 5.


 


8


9




10


♦ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

В учебниках по педагогике предметом педагогической науки называют, как правило, воспитание. В табл. 2 представлены раз­личные позиции в определении предмета педагогики.

Таблица 2

9 См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. С. 7.

10 Педагогика / СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин.
М., 1981. С. 20.

11 См.: Краевский ВВ. Проблемы научного обоснования обучения (Методо­
логический анализ). М, 1977. С. 21.

12 Подласый И П. Педагогика. М., 1996. С. 9.

п Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. М., 1984. С. 98.

14 См.: Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1979. С. 11.

15 См.: Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий.
М., 1986. С. 35.

16 Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. С. 23.

11


Комментарии к Версии I

Воспитание человека как функция общества —- сложное, мно­гофакторное, объективное явление — исследуется многими наука­ми: философией, социологией, этикой, историей, психологией и др. Следовательно, в приведенном определении отражен объ­ ект, но не конкретизирован предмет педагогической науки.

Комментарии к Версии 2

Если бы педагогика была ориентирована только (или главным образом) на воспитательную деятельность педагога (Версия 2), то задачи науки были бы невольно сведены к разработке педагоги­ческой рецептуры, собрания «правил воспитательной деятельнос­ ти»'11. А это уже функция не науки, а некоей теории искусства деятельности. Кроме того, определения «воспитание человека че­ловеком», «воспитательная деятельность» ориентируют преиму­щественно на субъектно-объектные отношения в процессе воспи­тания [учитель (субъект) воспитывает, ученик (объект) формиру­ется в результате воспитательной деятельности учителя], справед­ливо отвергаемые современной педагогикой.

Комментарии к Версии 3

Педагогика изучает процесс воспитания, преследуя при этом конкретную цель — обеспечение его эффективного функциони­рования на основе исследования закономерных связей, выработки и систематизации знаний о его состоянии и перспективах развития. Отсюда можно сделать вывод: определяя в качестве предмета педагогики воспитательный процесс в целом, авторы, чьи мне­ния представлены в Версии 3, объект идентифицируют с пред­метом. Между тем в определении предмета науки объективно должны быть отражены ее основные задачи.

Оптимальными представляются суждения, изложенные в Вер­сии 4, на основании которых объект и предмет педагогики могли бы быть определены как:

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целе­направленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики — определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

17 См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // К.Д. Ушинский. Избр. псд. соч.: В 2 т. М, 1974. Т. 1. С. 230.

12


13


♦ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ18

К СЛОВУ!

толковый

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

э КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria — высказывание; признак) — научное понятие, выражающее наиболее су­щественные свойства и отношения определенного явления действитель­ности. Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки.

Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Р

АЗВИТИЕ — процесс количественных и качественных из­менений в организме, психике, интеллектуальной и духов­ной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природ­ная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Ф

ОРМИРОВАНИЕ — процесс становления личности чело­века в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

С

ОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроиз­водство им социальных связей и социального опыта. «Социали­зация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия... так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий»19.

18 Здесь представлен только ряд базовых категорий (понятий), которыми
оперируют все педагогические дисциплины (прежде всего — общая педагоги­
ка); понятия, отражающие структуру педагогической науки и деятельности (те­
ория, методическая система, педагогическая техника, инструментовка и т.п.),
операциональные понятия (метод, прием, организационная форма, педагоги­
ческое средство и т.п.) будут раскрываться при изучении соответствующего
учебного материала.

19 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1С. 165.


 

В

ОСПИТАНИЕ: в широком социальном смысле — совокупность формирую­щих воздействий всех общественных институтов, обеспечиваю­щих передачу из поколения в поколение накопленного социаль­но-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком педагогическом значении — процесс целенаправленно­го формирования личности в условиях специально организован­ной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

в узком педагогическом значении — специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных ка­честв, свойств и отношений человека.

О

БРАЗОВАНИЕ: как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, уме­ний, навыков, опыта деятельности и отношений; как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управле­ния образованием.

О

БУЧЕНИЕ — специально организованный процесс, включа­ющий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руководство учением»)20 — организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта по­знавательной деятельности, планомерная и систематическая пе­редача содержания образования и

учение — усвоение содержания образования и опыта учебно-по­знавательной деятельности обучаемыми.

С

АМОВОСПИТАНИЕ — осознанная, целеустремленная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие, само­образование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3. С. 286.


 


14


15


     


С

АМООБРАЗОВАНИЕ — активная целенаправленная по­знавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

П

ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально организо­ванное, развивающееся во времени и в рамках определен­ной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

В

ОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяю­щие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной систе­мы и развитие этой системы21. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.

♦ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА








































И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Осуществляя теоретический анализ практики воспитания,

устанавливая функционирующие в ней существенные связи

и закономерности, тенденции и перспективы ее развития,

педагогическая наука разрабатывает на этой основе

практические рекомендации, благодаря чему открывает

перед практикой новые возможности и перспективы.

Схематически взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:

НАУКА


ОБЩИЕ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ

ЦЕЛЬ И ИДЕАЛ:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Таблица 3

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ОБЪЕКТ ОБЪЕКТ
Воспитание как сознательно и целе­направленно осуществляемый процесс Деятельность и отношения лич­ности
ПРЕДМЕТ ПРЕДМЕТ
Определяющие развитие личности свойства, противоречия, закономер­ности, отношения, технологии орга­низации и осуществления процесса воспитания Условия, формы, способы, средства организации и осуществления дея­тельности по овладению обществен­ным опытом, социальными и духов­ными отношениями; стандарты и и программы образования
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретический анализ сущности, за­кономерностей, тенденций процес­са воспитания; прогнозирование пер­спектив его развития, определение принципов и содержания; разработ­ ка теории и методики воспитания, педагогических технологий и внедре­ ние их в практику Проектирование, организация, конт­ роль, оценка и корректировка дея­тельности и общения; формирова­ние знаний, отношений и опыта

♦ ОБ ЭТОМ СПОРЯТ...

В течение практически всего периода существования педагоги­ки как самостоятельной науки ведется дискуссия: к каким наукам следует относить педагогику — теоретическим или прикладным?

Педагогика одновременно является и прикладной и теоре­тической наукой. Как теоретическая наука, педагогика уста­навливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука, она использует установлен­ные закономерности в повседневной практической работе22.

ПК. Гончаров


 


21 См.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 169; Ка- раковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Вос­питание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М, 1996. С. 13.

16


22 Гончаров Н.К. Основы педагогики. М., Ijji17 Г i?teda———~■-'------ З^Т"

Гбйблйогка •,

|: г:.>д.пго»кч5Сйэгв


     
 



Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которые можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и практическое применение этих наук, связанные между собой, как плод и дерево...23

Луи Пастер

♦ ПЕДАГОГИКА Б СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ







Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.