Тема 3.Философия Древнего мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические рекомендации:

Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций, выполните задания, обозначенные в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Составьте конспект необходимых статей. Дайте общую характеристику состоянию и развитию философских идей в эпоху Древнего мира. Определите причины зарождения философской теоретической мысли, специфику западного и восточного стилей философствования. Изучите основные философские учения Древней Индии и Древнего Китая, Древней Греции и Рима. Изучите основные философские учения, выявите философские школы, основные идеи их представителей. Изучите основные положения философских школ. Объясните влияние культуры восточной и западной культуры на развитие философских идей. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений;

- особенности философского мировоззрения Древнего Востока, основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая, Древней Греции и Рима;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Зарождение и предпосылки формирования философской теоретической мысли. Философия Древнего мира (Египет, Вавилон) как пра-философия.

2. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Характеристика основных школ.

3. Характерные особенности китайской философии. Философские школы Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен) и их характеристика.

4. Предпосылки возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме, периодизация и характерные черты античной философии. Основные проблемы античной философии

5. Натурфилософия Милетской школы: проблема первоосновы бытия. Диалектика Гераклита Эфесского. Элеаты: учение о бытии, проблема различения истины и мнения. Софисты. Механизм и атомизм античной философии: Эмпедокл. Анаксагор, Демокрит.

6. Классический период. Этический антропологизм Сократа, учение о знании. Открытие идеальной реальности и соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом Платоном. Энциклопедическая философская система Аристотеля.

7. Философия эллинско-римского периода. Этика эпикурейства и стоицизма. Эклектики, скептики, неоплатоники.

8. Особенности восточного и западного стилей философствования. Влияние древневосточной и древнегреческой философии на формирование европейской философии.

 

Основные понятия

Апория – (гр. аporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. 

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности.

Гедонизм – (гр. hedone – наслаждение) – учение, согласно которому высшим благом признается наслаждение.

Идеал – (гр. idea – идея) – совершенство или высшая цель стремлений.

Идея - (гр. idea – идея) – то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. В науке на смену ему пришел термин понятие.

Космос – (гр. kosmos - порядок) – мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое; вселенная, вся совокупность бесконечной в пространстве-времени движущейся материи, включая Землю, солнечную систему, все галактики.

Субстанция – (лат. substantia – сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества, материала. В философии – нечто устойчивое, неизменное по отношению к меняющимся состояниям, свойствам.

Субъект - (лат. sudjectum – лежащий в основе) – то же, что и субстанция. Под субъектом понимается активно действующий сознанием и волей человек.

Объект – (лат. objectum – предмет) – вещь, предмет, который противостоит субъекту, то есть сознанию, внутреннему миру.

Антропоцентризм – (гр. antropos – человек) – принцип философии, согласно которому человек - центральное звено мироздания.

Пантеизм – (гр. pan – все, theos – бог) – философское учение, согласно которому бог и природа совпадают друг с другом, составляют единое целое.

 

 

Темы рефератов

1. Философские аспекты буддизма.

2. Социальный космос Древнего Китая.

3. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы: сравнительный анализ.

4. Даосизм и экологическое значение представлений о естественном законе, естественных циклах, равновесии, самодвижении.

5. Нравственность конфуцианства.

6. Йога: философия и практика.

7. Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.

8. Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).

9. Натурфилософская мысль Древней Греции и Рима.

10. Сократ: начало логики и этики.

11. От Пифагора к Платону – становление образа единого Космоса.

12. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

13. Пифагор и учение о числах.

14. Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство.

 

Темы докладов и эссе

1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего мира и Вавилонии?

2. Философия даосов о естественном пути всех вещей и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

3. Философия Древнего Востока и идеи всеединства В.С. Соловьева.

4. Определите черты схожести философских систем Древнего Восток и античности.

5. Можно ли считать философскими мировоззрения народов Древнего мира и Вавилона?

6. Первые «университеты» в истории человечества: пифагорейская школа, платоновская академия, Ликея Аристотеля, Сад Эпикура.

7. Античная диалектика (Гераклит).

8. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

9. Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).

10. Диалектика древнегреческой философии и современность

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные философские школы Древнего Востока.

2. Определите исторические корни философии.

3. Назовите материалистические школы Древнего Востока.

4. Раскройте этические идеи конфуцианства.

5. Определите отличительные черты конфуцианства и неоконфуцианства.

6. Раскройте содержание философских учений ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии.

7. Расскажите о философии буддизма.

8. Назовите основные философские школы Древнего Китая.

9. Назовите основные черты античной философии и определите основные школы Древней Греции.

10. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.

11. Назовите основные материалистические школы.

12. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.

13. Дайте представление о софистах.

14. Расскажите о философии Пифагора и его учеников.

15. Раскройте толкование проблемы истины античными мыслителями.

16. Определите основные идеи философии Сократа.

17. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.

18. Диалектика формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.

19. Античная диалектика и ее отличительные особенности.

20. Расскажите об идеальном государстве Платона.

21. Определите суть спора Платона и Аристотеля.

22. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.

 

В курсе для закрепления полученных знаний по теме3. Философия Древнего мира, предусмотрена контрольная работа  (См. Методические указания к самостоятельной работ е студентов С. 19 Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы) и тест.

 

Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии

Дата: 2018-12-21, просмотров: 208.