Модуль 3. Философская онтология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 8. Философия бытия

Методические рекомендации:

Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Раскройте понятия: бытие, небытие, реальность. Подготовьте тезисы, раскрывающие представление о бытии мыслителей, согласно вопросам семинарского занятия. Раскройте основные формы бытия, их специфику и взаимосвязь. Выучите основные определения понятий, раскройте связь движения, пространства и времени. Расскажите о существующих концепциях в науке (атрибутивной и субстанциональной), определите значение теории относительности А. Энштейна. Раскройте современную трактовку понятия материи. Дайте определение понятию картины мира, определите причины динамики картины мира. Раскройте смысл понятия природы, виталистические теории, теории происхождения Вселенной.

Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Раскройте причины перехода к новой картине мира. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения основных категорий: бытие, небытие, становление, возможное, действительное и др.;

- основные формы бытия и их специфику;

- определение материи, ее атрибуты, способ и формы существования;

- определения и свойства пространства и времени;

- связь движения, пространства и времени; 

- формы движения и их классификацию;

- определение природы, понятия живой и неживой природы;

- понятие картины мира и ее динамику.

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

 

1. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия. Проблема бытия и небытия в истории философской мысли: Н. Бердяев, С. Франк, М. Хайдеггер, Н. Гартман, К. Ясперс. Бытие и сущее. Проблема единства и множественности. Сущность и существование.

2. Структура реальности. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Материя и дух, материя и сознание.

3. Пространство и время. Субъективное пространство и время человеческого бытия. Объективное пространство и время в науке. Движение и покой. Философское значение теории относительности.

4. Философское осмысление понятия природы. Живая и неживая природа. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.  

5. Формирование пред­ставлений о Космосе и Вселенной. Модерниза­ция в ходе истории мифологических и религиозных взгля­дов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский пере­ворот и его последствия. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.

Основные понятия

Бытие – философская категория, выражающая самую общую определенность мира философии.

Монизм – (гр. monos – один) – философское учение, признающее основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бога).

Плюрализм – (лат. pluralis – множественный) – концепция противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. 

Синергетика – (гр. synergeia – сотрудничество) – теория самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками и стоками энергии, вещества и информации.

Система – множество связанных между собой элементов, представляющее собой определенное целостное образование.

Субстанция – (лат. sybstantia - сущность) – наиболее общая и глубокая сущность, причина и основание которой заключены в ней самой, то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом.

Темы рефератов

1. Материя: единство и многообразие форм проявления.

  1. Феномен самоорганизации в природе и обществе.
  2. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени.
  3. Философское осмысление соотношения времени и вечности.
  4. Природа мифов о сотворении мира.
  5. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
  6. Социальное пространство и социальное время.
  7. Понятие «природы» и особенности его формирова­ния и эволюции.
  8. Диалектика единства мега- и микромира в контексте новых открытий современности.
  9. Философия природы: коэволюционная стратегия.
  10. Проблемы современной космологии.

 

Темы докладов

Представление о бытии и небытии в истории философии.

Парменидовское учение о бытии.

Решение проблемы бытия в древнегреческой философии: Парменид, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель.

Русские философы о материи и идее.

Социальное пространство и время.

Диалектика и синергетика.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение категории бытия.
  2. Раскройте основные формы бытия.
  3. Дайте определение понятию материя.
  4. Современная наука о сложной организации и свойствах материи.
  5. Движение и развитие.
  6. Назовите формы движения.
  7. Дайте определение понятий пространства и времени, назовите их свойства.
  8. Назовите отличия обыденной, религиозной, философской, научной картины мира.
  9. Дайте определение понятию природа.
  10. Определите свойства материи.
  11. Каково значение теории относительности в формировании научной картины мира?
  12. Определите структурные уровни развития материи.
  13. Можно ли представить основу единства мира в материальности его предметов?
  14. Чем отличаются взгляды материалистов и идеалистов на проблему единства и многообразие мира?

В курсе для закрепления полученных знаний по теме8. Философия бытия, предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания   к самостоятельной работ е студентов С. 64) и эссе (требования к оформлению См. Методические указания   к самостоятельной работ е студентов)

Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.