Модуль 3. Философская онтология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 10. Проблема сознания в философии

 

Методические рекомендации:

Изучив предложенную литературу, рассмотрите основные концепции происхождения, природы и сущности сознания, особое внимание обратите на работы Гельвеция, Радищева, Рубинштейна, Иванова, Спиркина. Раскройте историю вопроса: дискуссии по вопросу природы и источников сознания. Изучите современное состояние проблемы в философии. Раскройте проблему бессознательного в философии: концепции З.Фрейда, Г. Юнга. Э. Фромма, учение. Обратите внимание на биологические основы сознания, на функциональную асимметрию мозга и особенности мыслительной деятельности. Рассмотрите роль сознания в структуре человеческой деятельности, связь сознательного и бессознательного.

Выявите особенности современных подходов к изучению диалектики общественного бытия и общественного сознания. Определите формы общественного сознания и их специфику, раскройте функции форм общественного сознания и их взаимосвязь. Изучите структуру самосознания. Изучите дополнительную литературу, предлагаемую в разделе «Материал для обсуждения на семинарском занятии», подготовьтесь к дискуссии. Обозначьте актуальность данной темы на современном этапе.

Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения: сознание, самосознание, общественного бытие, общественное сознание, мышление, воля, разум, интеллект и др.;

- формы общественного сознания;

- диалектику сознательного и бессознательного в деятельности;

- связь индивидуального и общественного сознания, их различие и единство;

- структуру сознания и самосознания;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Сознание как форма жизнедеятельности человека. Генезис сознания. Сознание, его структура и источники. Сознание и мозг. Мышление, воля, эмоции. Самосознание. Структура и формы сознания.

2. Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного в философии. Проблема «искусственного интеллекта» в философии.

3. Диалектика общественного бытия и общественного сознания. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания: нравственное, политическое, правовое, религиозное, эстетическое. Значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.

Основные понятия

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Общественное сознание – исторически сложившаяся и исторически развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем «объективного духа», «коллективного разума» человечества.

Идеальное – гносеологические образы и высшие ценности бытия человека, которые подлежат реализации в деятельности человека.

Темы рефератов

  1. Природа идеального.
  2. Информация и искусственный интеллект.
  3. Сознание и мозг: современное исследование проблемы.
  4. Самосознание: структура, формы и роль в формировании личности.
  5. Философия «здравого смысла».
  6. Общественное мнение.
  7. Общественное сознание и его формы.

Темы докладов

Проблема носителя идеального образа.

Можно ли мыслить без помощи языка?

Мыслят ли животные?

Правомерно ли отождествлять духовную деятельность с сознанием?

Общественное и индивидуальное сознание. Что первично?

Проблема классификации форм общественного сознания.

Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.

Развитие представлений о сознании в истории философской мысли.

Понимание сознания в античности и в средние века.

Понимание сознания в Новое время.

Понимание сознания у К.Маркса и З.Фрейда.

Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, мир надорганики).

Проблема идеального. "Теория отражения" и ее критика.

Сознание, мышление, язык и общение.

Самосознание.

Понятие самосознания.

Роль самосознания в структуре сознания.

Индивидуальный и общественный уровни проявления самосознания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему проблема сознания является предметом не только социально-научных, но и философских дискуссий?

2. Влияет ли язык на ценностно-мировоззренческую ориентацию человека?

3. Какова роль бессознательного в процессе становления личности?

В курсе для закрепления полученных знаний по теме 10. Проблема сознания в философии предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания   к самостоятельной работ е студентов С.77)

 

Модуль 4. Теория познания

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.