Раздел 3. ОЧЕРК ТЕОРИИ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это обстоятельство несомненно влияет на представления о менее изученных формах и видах, например, о мышлении практическом. В результате в мышлении практическом мы часто ищем те же самые черты и особенности, что и в обычно выделяемых видах мышления. Между тем практическое мышление имеет существенную, заметную специфику, что вызвано особенностями тех задач, которые оно решает.

Единый интеллект, единое мышление, решая неодинаковые задачи, обнаруживает и проявляет и разные черты, особенности, которые в ходе решения все новых задач становятся все более выраженными.

Важнейшей особенностью практического мышления является его направленность на преобразование. С этой его особенностью связаны и другие отличительные черты — тесная, непосредственная связь с деятельностью, индивидуализированность, действенная природа, преобладание неспецифической мотивации и другие (М.р., с. 7-8; МиО, с. 28]. Направленность практического мышления на преобразование — это проявление важнейшей роли, которую оно играет во взаимодействии человека с реальной действительностью, с миром.

3.1. Направленность мышления на преобразование

Нередко мышление и его высшая форма — теоретическое мышление описывается как форма познания, отражения реальности, при этом его связь с деятельностью только провозглашается, остается нераскрытой.

«Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания», — пишет А.Н. Леонтьев в «Философской энциклопедии» По мнению А.Г. Спиркина, мышление — это «высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий» [148, с. 391]. Известно также данное А.В. Брушлинским определение мышления: «Мышление — это неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, то есть опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [8, с.]. Можно было бы обратиться и к другим не менее авторитетным источникам, чтобы убедиться, что мышление трактуется преимущественно как отражение действительности, его основная суть — познание. Но его связь с преобразованием действительности раскрывается очень сдержанно и далеко не полно. Это в приведенных примерах — «прогнозирование действий», возникновение мышления «на основе практической деятельности». Получается, что мышление существует преимущественно для познания, а деятельность осуществляется в основном без участия мышления. И ведь речь идет не об отдельном виде мышления — теоретическом, — которое связано с практикой опосредованно, а о мышлении в целом. Несколько сгущая краски можно сказать, что мыслительный процесс сводится исключительно к познанию мира, а деятельность (содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [148, с. 151], характернейшая форма взаимодействия субъекта с объектом, человека с миром) протекает, осуществляется без участия мышления.

По-видимому, все обстоит иначе. Человеческая деятельность, самые разные ее виды и формы — от простых, практических, до сложных управленческих, научных и т.п. — оказывается целесообразной, адекватной благодаря тому, что мышление включено в эту деятельность. Та самая «практическая деятельность, посредством которой люди изменят мир — преобразуют природу и перестраивают общества» [123, с. 265] включает в себя мышление, способное сделать адекватным осуществление этих изменений и преобразований. Это — практическое мышление, отличающееся непосредственной связью с практикой, направленное на преобразование.

Было бы упрощением считать, что теоретическое мышление «добывает» знания об окружающей действительности, а практическое их использует при управлении деятельностью. На самом деле специфика этих видов мышления и их взаимосвязь значительно более сложны. Конечно преобразуя мир человек опирается на знания свойств объективного мира, специфичные для теоретического мышления. Практическое мышление также осуществляет познание, но отличающееся от теоретического, направленное на открытие законов, путей преобразования данного объекта, особенностей его свойств сопротивляться этому преобразованию. Практическое мышление неизбежно должно в ходе познания учитывать условия и средства преобразования, что совершенно не свойственно теоретическому мышлению. На основе этих знаний практическое мышление планирует действия и управляет их осуществлением. Эти кратко обозначенные различия требуют их более детального рассмотрения.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.