Понятие, сущность и задачи прогнозирования в управлении таможенной службой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под прогнозированием в таможенной службе подразумевается функция управления, предусматривающая определение руководителем таможенной службы перспектив и тенденции, сроков и темпов развития системы или отдельных процессов, на основе анализа данных об их нынешнем и прошлом состоянии и выработка социального прогноза или предсказания, необходимого для достижения и формирования оптимальной цели.

Качество прогнозирования напрямую зависит от оценки и знаний, которые получены в ходе аналитической работы. Объектом прогнозирования в управлении таможенной службой являются социальные, экономические, организационные, технические и другие процессы, которые происходят как в самой таможенной службе, ее в органах, и во внешнем окружении, то есть прогнозирование развития оперативной обстановки. На основе вышеизложенного под прогнозированием при управлении таможенной службой можно понимать научный способ выявления вероятных путей развития и состояния таможенной службы и таможенного дела.

Прогнозы могут разрабатываться в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждение о невозможности или наоборот возможности возникновения каких-либо событий. Характеристики прогнозов должны включать точечные, количественные или интервальные показатели вероятности их достижения [15].

Как функция управления прогнозирования решает следующие задачи:

- выработка целей, то есть определение возможного, желаемого или необходимого состояния для системы, а также экономических критериев эффективности перспективного развития и функционирования системы;

- определение ситуации, то есть количественное определение ситуации, в которой может оказаться система через определенный период времени своего развития, описание поведения системы в соответствии с возможной ситуацией;

- моделирование реальных процессов с целью выбора наиболее оптимальной траектории развития из множества возможных.

Основными элементами прогнозирования являются принципы, функции, логическая последовательность составления прогнозов, методы, реализация прогнозов и средства осуществления прогнозирования.

К основным функциям прогнозирования относятся ориентировочная, нормативная и предупредительная. В рамках ориентировочной функции прогнозирования определяется реалистичность направление деятельности и выбор необходимой информации. Нормативная функция прогнозирования содержит в себе определенные нормы и показатели, которые дают возможность для реализации прогностической модели и уменьшают субъективизм управленческой деятельности. В рамках предупредительной функции прогнозирования осуществляется предупреждение руководящих органов о возможных и реальных отклонениях объектов от прогностической модели, предоставляется возможность для анализа причин и факторов управляющего воздействия на систему, появляется возможность принять необходимые меры для стабилизации управляемой системы.

Принципы в системе прогнозирования рассматриваются как система требований, которые должны обязательно соблюдаться за счёт чего обеспечивается эффективность прогностической деятельности. Основными принципами прогнозирования являются системность, вариативность, согласованность, верификация, непрерывность и рентабельность [15].

Под принципом системности подразумевается процесс прогнозирования системы операций, на основе логической последовательности и соподчиненности различных типов элементов и прогнозов, а также связи объекта прогнозирования и прогнозного фона, то есть внешней среды.

На основе принципа согласованности основным требованием к прогнозам является согласованность нормативных и поисковых прогнозов для обеспечения реализации и описание прогностической модели.

Принцип вариативности подразумевает, что все варианты прогнозов должны быть разработаны исходя из особенностей внешней среды.

В рамках принципа непрерывности осуществляется постоянная корректировка прогнозов исходя из информации, которая поступает из внешней и внутренней среды.

Принцип верификации предусматривает проверку истинности и реалистичности прогнозов опытным путем, что даёт возможность убедиться в их обоснованности и достоверности.

Принцип рентабельности предполагает рост экономического эффекта от использования прогнозов в практической деятельности [15].

На практике выделяют различные типы прогнозов. Проблемно-целевой критерий является наиболее общим критерием для типологии. В рамках данного критерия выделяют поисковые или исследовательские и нормативные или программные прогнозы. Поисковый прогноз характеризует возможное состояние объекта в будущем. При этом осуществляется перенос в будущее существующих в настоящий период времени и существовавших в прошлом тенденций развития объекта с предположением, что далее не произойдет никаких событий, которые могут существенно изменить траекторию развития. В рамках нормативного прогноза определяются сроки и пути достижения желаемого состояния объекта. По своей сути нормативное прогнозирование выстраивается на основе заранее заданных идеалов, целей и норм. В рамках практической деятельности вышеуказанные типы прогнозов в чистом виде почти не встречаются.

На основе такого критерия как период прогнозирования различают краткосрочные прогнозы с продолжительностью до одного года, среднесрочные прогнозы с продолжительностью от 1 до 5 лет, долгосрочные прогнозы с продолжительностью от 5 до 15 лет.

В рамках соотношения с различными формами управления могут быть выделены целевые, программные, проектные и иные виды прогнозов.

По объекту исследования выделяют научно-технические, естественные и социально-экономические прогнозы.

По своему содержанию прогнозы подразделяются на количественные и качественные. Количественные прогнозы представляет собой числовое описание прогнозируемых показателей, их количественные оценки. Качественные прогнозы подразумевают описание общих тенденций, ожидаемых изменений. На практике сочетаются два данных типа.

Могут быть выделены иные критерии для классификации прогнозов, к примеру, по объекту прогнозирования, масштабности прогноза, источником информации [15].

На данный период времени наиболее широкое распространение получило экспертное прогнозирование. В рамках экспертного прогнозирования подразумевается вовлечение в процесс группы экспертов. Они вовлекаются в процесс прогнозирования чаще всего с целью оценки возможности развития организации в будущем. Далее их прогнозные оценки суммируются и выводятся среднее значение вероятности. Данный подход имеет значительную долю субъективизма. Основным преимуществом реализации данного подхода является получение широкого спектра мнений и возможность составления прогноза в короткий срок. В рамках недостатков могут быть выделены такие как высокая стоимость услуг экспертов, как уже отмечалось ранее, большая доля субъективизма, значительная вероятность ошибок.

Технологии прогнозирования насчитывается более 150 методов. В основе классификации методов прогнозирования лежит их распределение по степени формализации. На основе данного признака выделяют интуитивные и формализованные методы. Применение интуитивных методов целесообразно тогда, когда отсутствует возможность использовать более точные методы, которые основаны на математических расчетах. В группу интуитивных методов входят индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Среди методов индивидуальных экспертных оценок можно выделить такие как интервью, аналитические докладные записки, сценарии и так далее. В рамках группы коллективных экспертных методов можно выделить метод анкетирования, мозговой атаки и так далее. По своей сути формализованные методы прогнозирования делятся на такие группы как экстраполяционные, системно-структурные, ассоциативные и методы опережающей информации. В основе данных методов лежит математическая основа, которая обеспечивает разработку прогнозов, экспертных сценариев. Наиболее распространенными методами прогнозирования в таможенной службе является экспертное прогнозирование, прогноз сценариев и технологическое прогнозирование.

Особое значение в поддержке функции прогнозирования занимают информационные технологии, а также применение специальных моделирующих программ и программных модулей, широко используются графические средства.

Основным объектом для прогнозирования в таможенной службе является оперативная обстановка. При этом составляют такие прогнозы как:

- прогноз макроокружения, то есть факторы среды которые способны влиять на осуществление таможенной деятельности;

- прогноз непосредственного окружения, то есть прогноз компонентов, которые извне характеризуют деятельность таможенных органов;

- прогноз сил и средств таможенной службы;

- прогноз результатов деятельности таможенной службы.

В основе прогнозирования таможенной службы Российской Федерации лежит в выполнение ее основных функций, таких как правоохранительная, защитная и фискальная. В рамках прогнозирования деятельности таможенной службы особую значимость приобретает изменения ее функций, инфраструктуры и организационной структуры таможенной службы, прогнозирование ресурсного обеспечения таможенные системы, то есть кадровая политика, материально-техническое оснащение, информационное финансовое и так далее [15].

Прогнозирование в таможенной службе осуществляется всеми подразделениями на всех уровнях в пределах их компетенции. Основной целью прогнозирования является качественное выполнение поставленных задач. В связи с различными задачами и возможностями таможенных органов требования к организации прогнозирования для каждого уровня системы являются различными. В наибольшей степени прогнозирование развито на уровне Федеральной таможенной службы Российской Федерации. С функциональной точки зрения прогнозирования в таможенной службе представляет собой прогнозирование реализации основных функций, реализации ресурсных функций, реализация управленческих функций и прогнозирование по основным видам управленческой деятельности.

Прогнозирование в рамках реализации основных функций таможенной деятельности отражается в определение рисков в таможенной службе. В основных подразделениях таможенной службы созданы специальные структурные подразделения, основной задачей которых является разработка прогнозов.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что прогнозирование играет ведущую роль в повышении эффективности деятельности таможенной службы. На данный период времени эффективное функционирование таможенной службы невозможно без эффективного прогнозирования ее деятельности. От того насколько своевременным и точным будет прогноз зависит постановка соответствующих задач и определение ключевых проблем, а также результат реализации таможенной политики государства.

 

1.2 Осуществление аналитической деятельности в таможенном деле

Как уже отмечалось ранее аналитическая работа в таможенной деятельности лежит в основе прогнозирования. По своей сути аналитическая работа подразумевает оценку и изучение информации о начальных условиях, энергетическом состоянии и обменных процессах в таможенной службе.

По своей сути аналитическую работу можно разделить на оценочную и познавательно-аналитическую. Оценочная функция аналитической работы заключается в выработке оптимальных оценок той или иной деятельности управляемого объекта, выявление значимости полученных оценок в системе социальных взаимосвязей. Одним из методов оценочной деятельности является тестирование, то есть выражение интересов оценивающего субъекта по отношению к оцениваемому объекту. В рамках познавательно-аналитической функции осуществляется сбор знаний об управляемом объекте, их обобщения и систематизация для уяснения состояния и дееспособности объекта [13, c. 37].

Основными формами оценочной деятельности на данный период времени являются повседневная оценка и профессиональное экспертное оценивание. Повседневная оценка выступает как общественное мнение, общественное мнение может быть сформировано стихийно под влиянием жизненных обстоятельств и сознательно под влиянием средств массовой информации. Основным элементом формирования общественного мнения является имидж организации. Профессиональным оцениванием занимаются должным образом подготовленные эксперты, обычно в качестве экспертов выступают ученые и практики.

Анализ результатов деятельности таможенных органов зачастую подвергается служебной экспертной оценки. Аналитическая работа в таможенных органах обеспечивает выявление проблемных ситуаций, выяснения и выдвижения конкретных промежуточных целей управления, оценку отдельных действий, выбор основных направлений деятельности.

Для успешного решения задачи текущего и перспективного планирования, оперативного руководства и наиболее рационального использования средств и сил требуется постоянный анализ факторов, которые влияют на осуществление таможенной деятельности, что предусматривает непрерывный сбор информации о деятельности таможенных органов, результатах их функционирования. Основными требованиями к аналитической работе в рамках таможенных органов являются полнота используемой информации, достоверность информации, всесторонность информация, плановость и системность ее получения, комплексное использование методов анализа.

Основными задачами аналитической работы в таможенной службы являются:

- обеспечение постоянного наблюдения за результатами служебной деятельности и оперативной обстановкой;

- систематическое информирование органов управления, руководства таможен о фактическом состоянии таможенного дела;

- своевременное применение мер по увеличению эффективности деятельности таможенных органов и подразделений таможенной службы за счет ежедневного реагирования;

- повышение качества таможенного управления через своевременное и целенаправленное принятие управленческих решений, реализацию перспективных и комплексных задач;

- подготовка содержательных предложений и материалов, на основании которых возможно принятие законодательных актов со стороны властных структур [6, c. 174].

Ведущее место в аналитической работе таможенной службы занимает оценка и анализ состояния оперативной обстановки, в которой осуществляется реализация таможенного дела. Термин «оперативная обстановка» является широко используемым в рамках практической деятельности органов исполнительной власти.

В широком смысле под оперативной обстановкой понимается совокупность факторов внутренней и внешней среды таможенной службы, которые определяют условия ее функционирования. Анализ оперативной обстановки предполагает изучение трех основных составляющих - это макроокружение, непосредственное окружение и внутренняя среда.

Анализ макроокружения подразумевает оценку влияния мировых условий, в которых находится таможенная служба, социально-культурной составляющей, правового регулирования, экономических и политических процессов, технологического развития, инфраструктуры, состояние преступности и так далее.

К непосредственному окружению относятся субъекты, с которыми таможенная служба взаимодействуют ежедневно это правоохранительные органы, субъекты внешнеэкономической деятельности и рабочая сила. Анализ внутренней среды производится за счёт изучения следующих подсистем организации:

- социальная подсистема, которая включает в себя кадры организации и их квалификацию, потенциал и интереса;

- управленческая подсистема, которая включает в себя организационную культуру и организацию управления;

- технологическая подсистема, в которую входят организационные, технологические, операционные и технические характеристики, а также научные разработки и исследования,

- экономическая подсистема, которая включает в себя финансы и ресурсное обеспечение.

В рамках анализа оперативной обстановки, в которой осуществляется деятельность таможенных органов, выделяют общий и частичный анализ. По временному периоду выделяют четыре основных вида общего анализа. Долгосрочный анализ (более года) преследует своей целью изучения общих тенденций происходящих во внешней экономической деятельности и анализ факторов, которые способны привести к достижению прогнозных показателей, усилению борьбы с правонарушениями и контрабандой, совершенствованию деятельности таможенной службы. Анализ за отчетный период, то есть квартал, полугодие, в рамках него оценивается общий объем информации об итогах деятельности таможенных органов по выполнению возложенных на них задач. Выводы в рамках данного вида анализа используется как база для текущего планирования. Непрерывный или текущий анализ подразумевает оценку недельной или месячной информации. Он служит основой для оперативного планирования и позволяет вносить необходимые коррективы в ежедневные планы работа. Моментный или внеочередной анализ порождается внезапно возникшими чрезвычайными обстоятельствами и которые предусмотреть невозможно.

В рамках частичного анализа происходит оценка отдельных конкретных проблем осуществления таможенных деятельности. Примером частичного анализа в масштабе государства может служить изучение проблемы контрабанды.

Информационной базой для анализа оперативной обстановки служит письменная корреспонденция, информации из СМИ, информация полученная от граждан, статистическая информация, личные наблюдения [13, c. 38].

Наибольший объем информации для аналитической работы предоставляется в виде статистических данных. Основными задачами таможенной статистики являются:

- анализ рынка;

- контроль за поступлением таможенных платежей, осуществление валютного контроля;

- предоставление данных для составления торгового и платежного баланса в государства;

- обеспечение достоверного и полного учета экспорта и импорта государства;

- анализ основных тенденций, динамики и структуры внешнеторговых товарных потоков;

- информационное обеспечение органов государственной власти для принятия решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли.

В рамках осуществления аналитической работы в таможенной службе выделяют три основных этапа. В рамках первого этапа осуществляется сбор информации об управляемом объекте. На втором этапе осуществляется систематизация и обобщение ранее полученных знаний. Определяется влияние факторов на эффективность деятельности органов таможенной службы, их взаимосвязь. В рамках третьего этапа происходит оценка деятельности управляемого объекта. Общая оценка условно подразделяется на ряд составляющих:

- оценка изменений оперативной обстановки по сравнению с предыдущим периодом;

- оценка достижения поставленных задач, выполнения плановых мероприятий и определение отклонения от прогнозов;

- определение эффективности деятельности субъекта управления;

- оценка соответствия действий таможенных органов изменениям, происходящим во внешней среде;

- формирование выводов по результатам оценки и анализа отдельных направлений.

Выводы в рамках анализа могут служить для:

- немедленного изменения в расстановке средств и сил;

- повышения эффективности по отдельным направлениям таможенного дела;

- внесения корректив в плановые мероприятия, подготовки новых мероприятий в планах работы подразделений;

- внесения информации в базу данных и выработки конкретных предложений;

- улучшения качественного состава исполнителей;

- усиления контроля;

- постановки задач по более обширному изучению отдельных направлений.

Необходимо отметить следующие закономерности аналитическая работа. Чем больший период взят за основу для анализа, тем более достоверными будут полученные сведения, исследованию подлежат абсолютно все блоки работы, то есть совокупность видов действий, которые входят в процесс работы, структура и подсистемы.

Требования к аналитической работе в таможенных органах определяются уровнем управления. На стратегическом уровне управления таможенной службы требуется внешняя информация и прогнозы с целью разработки генеральной стратегии. На оперативном уровне управления наиболее необходимыми являются внутренние отчеты с детальным описанием базисных и текущих показателей, которые помогают отслеживать ежедневные операции.

С целью повышения качества выполнения поставленных задач аналитическая работа осуществляется во всех подразделениях таможенной службы. Наибольшее развитие аналитическая работа получила на уровне Федеральной таможенной службы, где есть специальные подразделения.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Анализ деятельности Федеральной таможенной службы России

В рамках деятельности ФТС одной из основных функций является фискальная. Данные по перечислениям таможенных платежей в доход федерального бюджета представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Данные по перечислениям таможенных платежей в доход федерального бюджета, млрд. руб.

Как можно видеть по данным рисункам ФТС России успешно справляется с реализацией данной функции. Фактические показатели превышают плановое значение в 100%. В стоимостном выражении общее снижение поступлений на 26,1% по сравнению с 2015 годом связано с сокращением поступлений вывозной пошлины [19].

В первые, за исследуемый период в 2016 году изменилась структура доходов, которые администрирует Федеральная таможенная служба России, в сторону увеличения доли таможенных платежей, которые взимаются при импорте. Сумма таможенных платежей взимаемых при импорте в 2016 году составила 2 316,9 млрд. рублей, что на 6,1% больше поступлений 2015 года, и превысили доходы от экспорта. Таможенные платежи в разрезе основных составляющих за 2015-2016 годы представлены в таблице 1.

Таблице 1

Дата: 2019-12-09, просмотров: 541.