Оборот розн. торговли: сущность, задачи и методика проведения анализа. Резервы роста объема продаж.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оборот розн. торговли – объем продаж или выручка от реализации товаров.

Состав оборота розн. торговли регламентируется методич. указаниями по определенной розн. и опт. торговле на принципах статистики пред. Данные указания утверждены восстановлением ГОСКОМСТАТА России №89 от 19.08.1998г. и введены в действия с 01.ю1999г. Согласно этих методич. указаний в ОРТ вкл-ся:

1. ст-ть проданных нас-ю товаров за наличный расчет или по кредит. карточкам, по расчетным чекам банка.

2. ст-ть проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету;

3. ст-ть товаров проданных в кредит;

4. ст-ть товара сданного на комиссию;

5. ст-ть товаров проданных по образцам;

6. полная ст-ть товаров проданных отдельным категориям нас-я со скидкой;

7. ст-ть печатных изданий по подписке;

8. ст-ть упаковки не входящие в цену товара;

9. ст-ть порожней тары (упаковки).

Не вкл-ся в ОРТ:

1. ст-ть товаров не выдержавших гарантийного срока службы;

2. не вкл-ся ст-ть проездных билетов на все виды ТС;

3. оборот общепита

Обяз. признаком операций относимой к ОРТ яв-ся наличие кассового чека или счета. ОРТ для цели стат. наблюдения устан-ся в розн. ценах, то есть в факт. продажных ценах и вкл. торг. надбавку, НДС и акциз.

ОРТ показывает конечный объем продаж и хар-ет с одной стороны платежесп-ть нас-я, с другой – удов-е спроса нас-я. Являясь конечной продажей ОРТ имеет народно-хоз. значение. По отнош. к этому показ-лю опред-ся эф-ть торг. деят., эф-ть использ-ия ресурсов, соотнош. спроса и предложения. ОРТ не яв-ся постоянным и изменяется под влиянием различных факторов. В большей степени на оборот розн. торговли оказывает влияние покупательные фонды нас-я, предложения и цена.

Объем ОРТ делится по видам на оборот гос. или муницип. торговли; оборот кооператив. торговли; оборот частной торговли.

ОРТ зависит от форм продаж: магазинные, внемагазинные, специализация.

анализ т/о по общему объему продаж

Последовательность анализа по эк. показ-лям:

1) цель анализа, 2) задачи, 3) инф. база, 4) послед-ть, 5) методика, 6) выводы и предложения.

1) выявить удовл-ие спроса нас-я и опред-ть рентабельность или прибыльность торг. деят.;

2) выявить выполнение плановых заданий, опред-ть конкурентосп-ть пред., выявить динамику изменения за ряд лет, найти резервы роста объема продаж;

3) данные бух. и стат. отчет-ти;

4) анализ ОРТ произв-ся в опред. послед-ти: - анализ-ся объем продаж, - анализ-ся стр-ра или ас-т реализ. прод., - выявляется состояние товар. запасов, - анализ-ся поступление товаров; - произв-ся взаимная увязка показ-лей ОРТ.

З1+П=Р-З2; Р=З1+П-З2.

З1 – запасы на начало; З2 – запасы на конец; П – поступления; Р- реализация.

5) для анализа разраб-ся аналитич. таблица – состояние ОРТ по торг. орг. за 2005-06г.

Опр-ся % выпол. плана=(факт./план.)*100.

Дин-ка в действ. ценах=факт. отчет./факт. предш.

т/о в сопост. ценах=т/о факт./индекс цен.

Индекс цен=(100+на сколько возрос)/100

опр-ся степень охвата покупательных фондов нас-я денежными доходами нас-я %охв.=(ОРТ нас-я/ПФ)*100

анализ-ся т/о на душу нас-я =ОРТ нас-я/числ-ть.

Опр-ся доля торг. орг. (уд.вес) в т/о района=т/о торг. орг./т/о района.

Т/о базисный = (т/о01/т/о00)*100.

Т/о цепной = (т/о02/т/о01)*100.

Т прироста = Т роста – 100.

±DТ/о абс. = Т/о01-т/о00.

Абс. значение 1% прироста рассчитывается только цепным способом. Абс. зн. 1% = DТ/о абс.ц./Т прироста.

Среднегод. темп роста Тр= n-1 √Т\о последний/Т/о первый.

В процессе анализа ОРТ опр-ся сумма потерь ден. доходов нас-я в результате повышения цен. Далее необходимо выявить изменения ОРТ по структур. подразделениям. По результатам анализа делаются выводы, и разрабатывается комплекс мер направленных на рост объема продаж.

Анализ ритм-ти и равномерности выполнения ОРТ. Ритм-ть выполнения ОРТ показывает как торг. орг. справилась с выполнением задания за опр. период времени, а равномерность по структур. подразделениям. Для расечт применяется К-т ритм-ти=100-V, V – это к-т вариации, V=r*100/х, r=√сумма(х-х2)/n. и К-т равномерности=100-v, V=r*100/х, r=√сумма(х-х)2*f/сумма f, где х-годовой % выполнения плана, n-ко-во периодов, х-% по структ. подразделениям, f-т/о.

анализ т/о по ассорт. стр-ре т/о

Цель анализа ассортиментной стр-ры т/о – выявить удовл-ие спроса нас-я по тов. группам и тенденции в потреблении товара. Тов. стр-ра оборота оказывает непосредственное влияние на скорость обращения товара доходы и ИО на прибыль. Анализ ассорт. стр-ры исп-ся для разработки эк. обоснованного плана т/о по группам товаров.

Задачи: выявить степень удовл-ия спроса нас-я; опр-ть степень выполнения плана по каждой тов. группе товара; выявить дин-ку в действующих=факт. отчет./факт. предш. и сопоставимых ценах=т/о факт./индекс цен.; изучить стр-ру т/о т.е опр-ть долю каждой тов. группе в т/о; выявить факторы повлиявшие на изменение стр-ры т/о и разработать комплекс мер, направленных на улучшение стр-ры.

Методика: ассорт. стр-ры аналогична с общим объемом т/о, т.е в процессе анализа опр-ся по группе товаров: % выполнения плана=(факт./план.)*100, дин-ка в действ. и сопост. ценах, Индекс цен=(100+на сколько возрос)/100, т/о на душу нас-я =ОРТ нас-я/числ-ть.. В процессе этого анализа учит-ся эластичность спроса в частности рассчитывается к-т эластичности продажи товаров в зав-ти от доходов нас-я Э=(Δу/Δх)*(х00)., который показывает как изменится продажа опр. товара при изменении доходов на 1%.

По результатам анализа стр-ры необх-мо опр-ть изменение доли каждой группы в общем т/о.

 

6. экономическое обоснование ОРТ на планируемый период. Многовариантность и оптимизация планов.

Цель план-ия – опр-ть мах возможный объем продаж.

Инф. базой яв-ся матер. анализ за предш. период. Данные соц.-эк. развития региона деят. пред., ден. доходы нас-я, развитие пром-ти. Программы соц-эк. развития пред.

План-е т/о осущ-ся в опр-й послед-ти. Он может разраб-ся индуктивным и дедуктивным способом, т.к. от общего т/о к т/о в ас-те или наоборот. Вначале разраб-ся план по ас-ту или стр-ре и опр-ся общая сумма т/о.

При план-и т/о по общему объему можно выделить 6 подходов:

1. опр-е объема продаж с учетом емкости рынка и доли торг. орг. В общем объеме продаж товаров.

2. Опр-е т/о с учетом ден. доходов нас-я.

3. Опр-е т/о исходя из задачи получения прибыли.

4. Опр-е т/о исходя из наличия об. ср-в.

5. Опр-е т/о с учетом предложения товаров.

6. Опр-е т/о исходя из возможного объема продаж через отд. группы товаров.

1. Емкость рынка – возможный объем продаж через все каналы реализации товаров.

ЕР=ПФ+ПО+ИС, где ПФ-объем продаж нас-ю, ПО-объем продаж орг., ИО - инорайонный спрос.

Опр-е емкости рынка на планир. год осущ-ся по элементам, т.е. на основе баланса денежных доходов и расходов нас-я на планир. год, продажа орг-ции соц. сферы опр-ся с учетом развития соц. сферы и норм потребления на каждую категорию, инорайонный спрос опр-ся методом экстраполяции.

Более сложной задачей яв-ся прогноз-ие доли торг. Орг-ции в региональном т/о. Ее можно применять на сложившемся уровне. Однако при условии развития конкуренции эта доля может сокращаться или возрастать, следовательно, при ее опр-ии эк. служба орг-ции должна изучить перспективы конкурентосп-ти данной орг-ции в планир. периоде.

Недостаток – неточность расчета, сложность выявления доли на рынке, в условиях конкуренции.

2. % охвата=(ПН/ПФ)*100

ПН=(ПФ*%охвата)/100

При исп-и этого подхода в план-и ОРТ опр-ся по его видам, т.е продажи нас-ю и продажи орг. в соц. сфере. Объем продаж нас-ю опр-ся с учетом ПФ нас-я (т.е. с учетом ден. доходов направ-х на покупку товара) и степени их охвата. При опр-и ПФ по балансу ден. доходов и расходов нас-я учит-ся числ-ть, средний уровень дохода, занятость нас-я и т.д. При опр-и степени охвата следует исходить из задачи наиболее полного удовл-я спроса нас-я. В этих целях необх-мо обеспечить рост %-го соотнош. т/о к ПФ нас-я.

При план-и 2-ой части, т.е продажи орг. Соц. сферы учит-ся данные об изменении контингента детский, оздоров. учреждений, затрат ср-в на их питание. Весь ОРТ опр-ся путем т/о нас-я и орг. соц. сферы.

3. при план-и этим методом возникает необх-ть рассчитать издержки обращения поделив их на условно-постоянные и условно-переменные. Причем в расчетах берется сумма условно-постоянных и уровень условно-переменных ИО. Кроме этого необходимо рассчитать уровень чистого дохода в %-х к т/о (доходы-НДС).

 Точка безубыточности – объем т/о объем продаж которого позволяет покрыть все ИО, но не позволяет покрыть прибыль.

Т.Б.=(сумма усл.-пост.ИО/уровень валового дохода – уровень усл.-пер.)*100.

Ур. в.д.=(сумма в.д. без НДС/сумма Т/о)*100.

Ур. усл.-пер.=(сумма усл.-пер.ИО/Т/о)*100.

Т/о план=(сумма усл.-пост. ИО+сумма прибыли/ур.в.д. – ур. усл.-пер.ИО)*100.

4. оборотные ср-в пред.- основная составляющая фин. ресурсов пред.

они делятся на собственные и заемные. Собственные ср-ва – это то что уже в собств-ти. Заемные – краткоср., долгоср., привлеченные.

При план-и т/о исходя из суммы об. Ср-в рассчитывается количество оборотов за год.

С=360/В(т/об-ть в днях)

Путем умножения об. ср-в скорректированной на размер торг. надбавки и на количество оборотов опр-ем план объема продаж.

5. план-е т/о с учетом предложения товаров осущ-ся на основе договоров поставки с поставщиками. Общий объем поставок корректируется на размер торг. надбавки. Недостаток – не учит-ся спрос, обеспеченность об. ср-вам, новые конкуренты.

6. План-е т/о по тов. группам на основе данных анализа за предш. период на основе ден. доходов нас-я с учетом изменяющегося спроса на те или иные товары.

В обосновании объема продаж по товарным группам можно выделить 6 подходов:

1. с учетом норм потребления и прогноз-я цен. План-е этим способом осущ-ся по группам товаров первой необх-ти. На основе разработанных норм потребления, и с учетом прожиточной потребительской корзины. При отсутствии инфы о нормах потребления можно исходить из сложившегося факт. потребления этих товаров на 1 жителя. При план-и учит-ся уровень инфляции, который учит-ся с помощью индекса цен.

2. На основе прогноза спроса на товары. При опр-и объема продаж на основе прогноза спроса произв-ся сопоставлением величины спроса и предложения на товар. Опр-ся равновесный объем продаж. При план-и этим способом опр-ся несколько вариантов объемов продаж и выбирается наиболее оптимальный.

3. Исходя из возможного тов. предложения. З1+П=Р-З2. Р= З1+П-З2.

4. На основе к-та эластичности продажи в зав-ти от доходов нас-я. Показывает, как изменяет объем продаж с изменением доходов нас-я. Э=(Δу/Δх)*(х00).

5. С учетом степени обеспеченности товаров. Данный метод исп-ся по товарам длительного исп-ия (быт. Товары, часы, машины, мебель). При план-и учит-ся степень обеспеченности этими товарами, срок их службы или эксплуатации, износ морал. и физ., появ-е новых видов, марок и др.). При план-и т/о этим методом может быть исп-на формула Р=(Ч*К-Он+Ц)*Ц., ГД Р-объем продаж опр. группы товаров, Ч-число семей или число человек, К-норма обеспеченности данным товаром, Он-наличие товара на начало планир. периода, И-износ предметов, Ц-средняя цена товара.

6. С учетом безубыточности торговли. Т,Б,=(сумма усл.-пост/ур.в.д.-ур.усл.-пер.)*100. Позволяет покрыть ИО, но не позволяет получить прибыль. Чтобы опр-ть Т.Б. по группам товаров надо найти план т/о. т/о=(сумма усл-пост+сумма П/ур.в.д.-ур. усл-пер)*100 – позволяет получать прибыль.

Определив любым методом т/о по группам товаров путем суммирования опр-ем весь оборот. Из предложенных вариантов выбирается наиболее наиболее вероятный, который более реальный к выполнению, обеспечен ден. доходами нас-я, обеспечен тов. ресурсами и об. ср-вами пред.

Годовой объем т/о необходимо распределит по кварталам и месяцам.

При опр-и т/о по месяцам учит-ся индекс сезон-ти.=сред. Объем продаж за месяц за последние 3 года/среднемес. объем продаж за анализ период.

Индекс сезонности особенно учит-ся в совр. Условиях, когда реализация товаров носит в основном сезонный хар-р.

План-е т/о необх-мо производить и по структурным подразделениям. В процессе разработки плана учит-ся данные анализа за отчет. период, орг. и структур. изменения в планир. периоде, данные о соц.-эк. развитии района деят.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.