Тема 4.3. Технология рационального поведения в конфликте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы

1. Понятие «конфликт». 

2. Ошибки общения, приводящие к конфликту (Практикум по конфликтологии).

3. Правила общения в конфликте.

4. Технология поведения в конфликте.

§1

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок). Это открытое столкновение противоборствующих сторон.

Составляющие конфликта:

· противоречие, в основе которого лежат неудовлетворенные потребности

· негативные интенсивные эмоции: активизирующие (злость, ярость, раздражение и т.д.) и подавляющие (обида, апатия, отчаяние и т.д.)

· конфликтные действия, т.е. такие, которые наносят психологический, физический, материальный, социальный вред партнеру (без конфликтных действий это еще не конфликт, а конфликтная ситуация).

 

§2

 

Задание: п роанализируйте свой стиль общения: какие ошибки общения используете вы для подрыва конструктивного общения с другими. К каким из них прибегают другие в отношении вас самих?

Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разруши­тельными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициоз­ной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами.

 

 

Саботажники общения

Примеры

Это делаете

вы другие
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) «Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении». «Делайте, как сказано, или...»    
Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими людьми) «Срочно зайдите ко мне в кабинет». «Не спрашивайте, почему; делайте, как вам говорят». «Ваше дело – исполнять молча»    
Критика (негативная) «Вы недостаточно прилежно работаете». «Вы постоянно жалуетесь»    
Оскорбительные «диагностические» прозвища «Такое может сказать только идиот». «Ну ты просто лодырь». «Чего еще можно ожидать от бюрократа» (бездельника, подлизы и т. п.)    
Приговор «По тебе тюрьма плачет». «Неудачник». «Пропащий человек»    
Слова–«долженствова­ния» «Вы должны вести себя более ответственно». «Вы должны смотреть на факты». «Вы не должны так сердиться»    
Коммуникация, не оставляющая выбора «Делайте, как я сказал, или убирайтесь вон». «Или будет по-моему или вы уволены»    
Допрос «Сколько часов у вас ушло на это?» «Почему ты так поздно?» «Чем это вы занимаетесь на рабочем месте?»    
Диагноз мотивов поведения «Вы одержимы собственническим инстинктом». «У вас не хватает инициативы», «Тебе все равно, что я чувствую»    
Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным) «Если бы ты вовремя навел порядок на своем столе, у тебя не было бы причин для паники». «Почему ты не сделал вот так...» «Я бы на твоем месте...» «Просто не обращай на них внимания».    
Отказ от обсуждения вопроса «Нечего тут обсуждать. Я не вижу тут никакой проблемы». «Брось, давай поговорим о другом»    
Интерпретация «Я считаю такое поведение безобразным». «Так поступают только безответственные люди»    
Смена темы «Сколько можно об этом говорить, давай поговорим о другом. Я вчера встречался с одним деловым партнером...»    
Соревнование «Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию... Это что. Ты бы посмотрел на мою машину...»    
Успокоение отрицанием существования проблемы «Не нервничай». «Не волнуйся, все образуется». «Плюнь». «Все пройдет». «Забудь». «Да нет, ты прекрасно выглядишь»    
Генерализации (неправомерное обобщение) «Ты всегда слышишь только себя», «Ты никогда мне не помогаешь»    

 


§3

Задание: тренируйтесь в конструктивном поэтапном разрешении конфликта, постарайтесь реализовать все стадии. Что мешало разрешать конфликт? Что помогали разрешать конфликт? Самую удачную ситуацию опишите в дневнике.

1. Первый шаг: прояснение сути конфликта. На этом этапе важно понять, в чем заключается предмет конфликта и какие потребности управляют участниками. Именно удовлетворение потребности позволяет разрешить конфликт.

2. Второй шаг: снятие острого психологического напряжения. Пока стороны руководствуются эмоциями, они не в состоянии адекватно оценить ситуацию и воспользоваться интеллектом. Способы снятия напряжения: взаимные извинения, переключение участников с конфликта на другую деятельность, предоставление каждому участнику свободного права на подобное объяснение своей позиции и взгляда на проблему, со стороны посредника и арбитра – демонстрация равной готовности выслушать и принять точку зрения каждого участника.

3. Третий шаг: уточнение проблемы, желаемого результата, определение критериев достигнутого результата.

4. Четвертый этап: набрасывание и оценка возможных вариантов решений, прояснение условий смены позиции. Результат – принятие решения.

5. Пятый этап: уточнение решения. Нужно прояснить: все ли участники удовлетворены принятым решением, не высказали ли они свое согласие только затем, чтобы скорее прекратить общение. Если кто-то не согласен, то он будет игнорировать принятое решение и конфликт возникнет снова.

 

§4

Задание: наблюдая ситуации конфликта между другими людьми (где не участвуете вы), потренируйтесь в выявлении нарушений правил общения в конфликте. К какому результату приводят эти нарушения? Далее тренируйтесь в анализе своего поведения в ситуации конфликта, предпринимайте попытки изменить стратегию общения с учетом психологических правил.

· будьте терпеливы, не отвечайте на агрессию и провокации;

· предлагайте такие решения, которые позволять удовлетворить потребности, и ваши, и партнера;

· излагайте свои мысли четко и кратко;

· придерживайтесь обсуждения только по проблеме данного конфликта, не вспоминайте давно забытые обиды;

· не оправдывайтесь, а переводите разговор к решению проблемы;

· не прибегайте к формулировкам, способным вызвать раз­дражение;

· нападайте на проблему, а не на человека;

· будьте гибкими, обдумайте заранее диапазон ваших возможных уступок;

· знайте, где остановиться: а) если дискуссия принимает черес­чур эмоциональный характер, попросите сделать перерыв; б) если переговоры зашли в тупик, отложите их на пару дней; в) смените тему, если вопрос начинает разжигать страсти.




Рекомендуемая л итература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для студ. пед. ин-тов. - М., 1997.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М.: ЭКСМО-Пресс,2001.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2003.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.

6. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: «Владос», 2003.

7. Социальная психология: Уч. пособие /сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение. – М.: ИНФРА – М., 2001.

8. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология». Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

9. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. – М: «Академия», 2003.

10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. - М., 1995.

 

РЕСУРСЫ Internet

http://www.orator.ru Практическая психология общения

http://www.happy.bessmertie.ru Психология общения для успеха

http://psychology.5bb.ru/viewforum.php?id=29 Научись управлять людьми/ Психология общения

http://www.follow.ru/catalog/8 Познай себя и окружающих: статьи, книги, литература.

http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_02c.shtml Психологический центр «Адалин»/ Психологическое Айкидо, Михаил Литвак

http://syntone.ru/library/books/content/2367.html Психология и этика делового общения (Сайт психологического объединения Синтон)

http://readabout.info/3513/ Сборник отборных статей/ Психология общения

http://www.psyarticles.ru/view_cat.php?cat=3 Психология общения

http://www.knigafund.ru/books Книги по психологии общения

http://www.psyznaiyka.net Социальная психология общения, конфликтология (статьи)

http://www.sunhome.ru/psychology Психология общения, культура общения, правила общения с ребенком, деловое общение и т.д. (статьи)

http://www.voppsy.ru/ Журнал Вопросы психологии

http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html Психологический журнал

http://www.psychology.su/ Журнал «Психология»

http://psyjournals.ru/ Портал Психологических периодических изданий

Дата: 2019-12-22, просмотров: 623.