Тема 1.2. Цели и функции общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы

1. Цели общения. 

2. Функции общения.

 

§1

Задание: в пяти ситуациях общения определите: какие цели преследует в общении с вами ваш партнер, а какие цели преследуете вы? Как изменяется общение, если партнеры преследуют негативные цели?

 

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Цель общения определяет характер общения, выбор средств, влияет на продолжительность и продуктивность общения. Достижение цели укрепляет контакт, невозможность достижения цели заставляет человека искать другого партнера для общения.

 

позитивные цели общения негативные (разрушительные) цели
- усвоение общественного опыта, получение знаний, - удовлетворение потребности в уважении, признании ценности личности, потребности в контактах с людьми, - самореализация, саморазвитие, творчество, - альтруистические потребности: потребность заботиться о ком-то, быть нужным, полезным, - обретение достойного социального статуса, места в группе, - саморазвитие, самопознание - и другие - самоутверждение за счет унижения личности другого человека, - получение результатов чужого труда или возложение на другого своих обязанностей, - разрушение деятельности, социальных связей другого человека, - препятствование реализации целей другого человека, - уничтожение другой личности, снижение самоуважения, оскорбление другой личности, - и другие

 


§2

Функция общения – то, для чего может использоваться общение в социальном взаимодействии. Например, с помощью общения мы можем договориться с партнером о месте и времени встречи, в этом случае общение выполняет координационную функцию.

 

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

· контактную – содержания связи во время взаимодействия;

· информационную – обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями);

· побудительную – стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

· координационную – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

· понимания – не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимание партнерами друг друга, познание скрытых качеств друг друга;

· эмотивную – вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установления отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

· осуществления воздействия – изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Специальные педагогические функции общения:

· воспитательная – приобщения человека к системе культурных и нравственных ценностей, формирования личности,

· открытия на общение – пробуждение у ребенка желания общаться, снятие зажимов, страхов перед людьми, формирование положительных ожиданий от общения с людьми,

· возвышения личности ребенка – пробуждение желания стать лучше, умнее, смелее, добрее и т.д.

· приобщения к своему опыту – возможность продемонстрировать свою компетентность в каких-то вопросах, поделиться знанием, опытом,

· приобщения к чужому опыту – самосовершенствование через наблюдение за другим человеком, через сравнение своих и его возможностей.

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.