Тема 2.2. Коммуникативная функция: невербальное общение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы

1. Понятие «невербальная коммуникация».

2. Функции вербальной и невербальной коммуникации.

3. Классификация и характеристика различных групп невербальных средств коммуникации. Назначение разных невербальных средств в общении.

§1

Под невербальной коммуникацией понимают взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, за которыми в процессе развития человечества был закреплен определенный смысл, понятный большинству окружающих.

Характеристика невербальной коммуникации:

1. Может осуществляться только при непосредственном контакте (хотя бы звуковом, например, при общении по телефону)

2. Невербальные сигналы посылаются преимущественно спонтанно, неосознанно, автоматически, поэтому их трудно контролировать. По этой же причине невербальные реакции оказываются более правдивыми, чем вербальные. Однако для «прочтения» невербальных сигналов нужно приложить усилия.

3. Невербальные сигналы имеют неоднозначное толкование, а значит, всегда велик риск ошибки

4. Невербальные сигналы сильно зависят от культуры, исторического времени, жизненного опыта субъектов, поэтому для их прочтения нужно знать «язык» невербальной коммуникации

5. Невербальные сигналы отражают только актуальное состояние человека, но не его личностные черты (Если человек злится, это еще не значит, что он злой по своей природе)

6. При прочтении невербальных сигналов необходимо видеть и анализировать их в комплексе, а не по отдельности. Особенно важно заметить рассогласование разных сигналов, это будет означать, что партнер по той или иной причине старается скрыть свое истинное состояние или отношение.

§2

вербальная коммуникация невербальная
· Информирование, · Понимание темы, понимание между людьми · Организация деятельности людей · Выражение содержательной оценки · Объяснения своей позиции, мнения · Приобщение партнера к своим идеям · Выработка общего мнения · Выражение эмоций · Удержание внимания · Обогащение речи иллюстративностью · Создание и поддержание контакта · Расставление смысловых акцентов в речи · Выражение мысли там, где вербальная коммуникация затруднена или невозможна (в шумном помещении, на заседании и т.п.)
Вербальная коммуникация более точная, позволяет выразить мысль отчетливо, содержит меньше ошибок Невербальная коммуникация содержит в себе большую вероятность ошибки, но она делает коммуникацию более живой

§3

Задание: Какими невербальными средствами можно воспользоваться для решения следующих задач (выбор обоснуйте):

1) для поощрения правильного поведения ребенка,

2) для пресечения негативного поведения ребенка,

3) для привлечения партнера к участию в беседе,

4) для оценки степени искренности партнера

Группа средств Название подгруппы средств Конкретные средства

Акустические средства

экстралингвистика пауза; темп речи; вздох; плач; кашель;
паралингвистика вокальные качества голоса; диапазон; тембр
просодика фразовое ударение, логическое ударение; тон; интонация

Оптико-кинетические

 средства

кинесика жесты; позы; осанка; походка; движения ног и головы
мимика сочетания движений лица: глаз, носа, бровей, рта
окулономика направление, продолжительность взгляда, движения глаз
проксемика организация пространства, способ управления временем, дистанция между партнерами, угол поворота партнеров друг к другу
Тактильные средства такесика объятия, поцелуи, прикосновения, рукопожатие
Ольфакторные средства запахи естественные запахи среды и тела, искусственные запахи (духи, аэрозоли)

Знаково-символические средства

внешность одежда, аксессуары, украшения, состояние кожи и волос и т.д.
посторонние предметы кольца, ручки, пояски, ключи и т.п.

Дополнительная литература для изучения параграфа:

1. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997.

2. Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: 1980.

3. Лабунская В. А.: Невербальное поведение — Ростов/нДону: «Феникс», 1988.

4. Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998.

5. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: «Владос», 2003.

6. Социальная психология: Уч. пособие /сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение. – М.: ИНФРА – М., 2001.

7. http://bigrefs.ru/26/ref.php?id=1232776081

8. http://mirsovetov.ru/a/psychology/relations/non-verbal-communication.html

9. http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/135-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html




Дата: 2019-12-22, просмотров: 312.