Тема 2.3. Перцептивная функция общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы

1. Понятие социальной перцепции. 

2. Механизмы взаимопонимания в общении.

 

§1

Задание: Нарисуйте схему осуществления перцептивного процесса между двумя партнерами (за основу можно взять схему процесса коммуникации).

Социальная перцепция – это восприятие людьми социальных объектов (людей, групп). Отличие социального восприятия от восприятия предметного мира состоит в том, что человек, которого мы воспринимает не остается пассивным, а старается произвести на нас определенное впечатление. Таким образом перцептивные процессы идет в двух направлениях: самопрезентация и интерпретация и понимание партнера.

Самопрезентация – это процесс создания определенного образа, который видится партнеру как наиболее удобный или подходящий в данный момент.

Интерпретация и понимание – это процесс «прочитывания» образа партнера, т.е. процесс интерпретации, расшифровки исходящих от него сигналов. Этот процесс протекает бегло, автоматически, часто не осознается человеком.

Социальная перцепция играет огромную роль в протекании общения, т.к. каждому партнеру приходится одновременно не только презентовать себя и строить свой собственный образ, но и принимать во внимание то, как партнер интерпретирует его поведение и характеристики внешнего облика.

 

§2

Задание: Выполните упражнения на развитие перцептивных способностей, определите механизм перцепции, который задействуется в упражнении.

1) Выберите в толпе (на остановке транспорта, в магазине, в автобусе и др.) группу общающихся между собой людей. В течение 10 минут понаблюдайте: какие жесты, мимику, позы используют члены группы, на какой дистанции друг от друга находятся. Постарайтесь определить: в каких отношениях находятся эти люди (знакомы или нет, друзья или просто вместе учатся, родственники или нет, как давно они знакомы, зависят ли друг от друга), в каком настроении каждый из них, о чем они думают и говорят. Предположите: что они будут делать дальше, как будут общаться, какие жесты использовать.

2) Находясь в сложной ситуации общения, например в конфликте, в ситуации экзамена и т.п. Постарайтесь понять: что вы делаете такого, что вызывает у вашего партнера желание действовать именно таким образом (т.е. найдите причины в своем поведении, а не в мотивах и особенностях партнера). Измените свое поведение на противоположное (вместо возражений согласитесь, вместо натиска отступите, вместо молчания начните много говорить и т.п.) Как изменилось поведение партнера?

Идентификация – способ понимания на основе интуитивного отождествления себя с партнером, сравнения субъектом самого себя с другим человеком. В отличие от эмпатии строится осознанно, рационально, на оценке, наблюдении, сравнении. В процессе идентификации субъект старается держаться как партнер, думать как он, смотреть на ситуацию глазами партнера.

 

Эмпатия – собой способ понимания другого человека, основанный на эмоциональном резонансе с партнером, эмоциональном сопереживании ему, на стремлении оказать эмоциональную поддержку партнеру. Используя эмпатию, человек старается уловить малейшие признаки состояния партнера, психологически настроиться на него.

 

Аттракция – способ понимания партнера, основанный на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но стараются проникнуть в существо друг друга, как бы примерить на себя «шкуру» другого человека. Аттракция строится на стремлении человека быть вместе с партнером.

 

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Исходя из нашего представления о собственном поведении, мы выстраиваем общение, а партнер порой всего лишь реагирует на нас, т.е. мы являемся причиной поведения партнера.

 

Атрибуция – способ понимания партнера на основе приписывания ему причин поведения (каузальная атрибуция), особенностей личности (личностная атрибуция) или характеристик среды, которые определили поведение партнера (обстоятельственная атрибуция). Это приписывание происходит на основе поведения других людей, полученная в процессе непосредственного наблюдения, жизненного опыта. В процессе атрибуции субъект как бы достраивает к образу партнера недостающие детали, исходя из типичных объяснений.

 

Стереотипизация – способ понимания партнера путем отнесения наблюдаемых признаков к известным субъекту шаблонным, упрощенным, устойчивым образам. Стереотип – это продукт общественного сознания, он не содержит всех необходимых подробностей, поэтому позволяет понять партнера только приблизительно. Стереотип всегда содержит высокий риск ошибки. Стереотип включается, когда нужно выбирать стратегию общения на основе ограниченной информации.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 307.