Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При царе Алексее Михайловиче в1652 г. патриархом был провозглашен Никон - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Вес­ной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с право­славными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол, главой которого стал про­топоп Аввакум. Отделившиеся - раскольники-староверы - на­столько не переносили своих прежних братьев по вере (никони­анцев), что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протес­товавшего против усиления гнета со стороны церковной верхуш­ки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к центра­лизации и его самоуправством. Основную часть сторонников «ста­рой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с но­вовведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал про­водить исправление богослужебных книг, изменил некоторые об­ряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а триж­ды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону рели­гии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался проти­вопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел от­крытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалим­ский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г. в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вер­нуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преда­ны анафеме как еретики и староверы. Протопопа Аввакума отпра­вили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

2.Старообрядчество явилось одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы, раскола общества и церкви. По некоторым данным больше трети православного населения осталось в старой вере.

Идейные вожди старообрядчества И. Неронов, протопоп Аввакум и др. призвали к отказу от новшеств Никона и церковных властей, предавшихся дьяволу, к борьбе за православные традиции и истинную веру. При этом религиозное содержание проявлялось и в социально-политических протестах. Ревнители старой веры шли к С. Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676 гг.

Многие бежали из мира, захваченного антихристом. Бегство принимало разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири, массовую базу которого составили именно старообрядцы, до добровольных самосожжений целыми общинами (в гарях конца ХVII в., по официальным данным, погибло не менее 20 тыс. человек).

 

Задание № 2. Заполните таблицу.

Церковный раскол в России

Ревнители истинного благочестия Патриарх Никон

Общее

Выступали:

1) против многогласия в церковном обиходе;

2) за искоренение в народе игрищ и суеверий;

3) за необходимость исправления богослужебных книг;

4) за единообразие церковной службы.

Различия

Считали образцами древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость( до 1453 года). Так как одинаковых древнерусских текстов не существовало, было решено взять греческие оригиналы.

 

До преобразований Никона После преобразований Никона 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Практическое занятие № 16

КУЛЬТУРА РОССИИ XVII ВЕКА

Цель: формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления чувства духовности, уважения к культурным ценностям русского народа.

Виды деятельности:

– составление систематической таблицы о достижениях культуры Руси в XIII–XVII веках;

– подготовка описания выдающихся памятников культуры XIII–XVII веков (в том числе связанных со своим регионом), характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др.

Ход работы

Задание № 1. Прочитайте текст и заполните таблицу:

Дата: 2019-12-10, просмотров: 415.