Реформы Ивана IV и Избранной рады
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Название реформы и год ее введения Содержание реформы Значение и последствие реформы
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

 

Задание № 11. Расставьте события в хронологическом порядке.

1. Заключение Ям-Запольского перемирия.

2. Покорение Ермаком Сибирского ханства.

3. Взятие Казани.

4. Начало Ливонской войны.

5.  Присоединение Астраханского ханства.

Задание № 12. Отметьте хронологические рамки периода опричнины:

1) 1556–1562 годы;

2) 1563–1580 годы;

3) 1565–1572 годы;

4) 1567–1596 годы.

Задание № 13.

1. Прочитайте текст историка XIX века А. Ишимовой.

«Было утро 16 января. По улицам, которые теперь окружали Кремль, толпился народ в праздничном наряде, ехали бояре в разукрашенных санях, шло войско… Все спешили к Успенскому собору, где все уже было готово. Иоанн торжественно шел из дворца в собор в сопровождении брата, дядей и всего двора, потом сел с митрополитом на возвышении, покрытом золотой парчой, венчался царской короной, присланной из Греции, которую, как говорят летописи, Владимир Мономах отдал своему сыну Георгию… С той минуты, как этот драгоценный знак достоинства царей был возложен на молодого государя, он уже сделался не только великим князем, как и все предки его, но и царем России».

2. Выберите правильный ответ.

1) Имя митрополита, участвовавшего в венчании Ивана IV:

а) Филипп;

б) Гермоген;

в) Илларион;

г) Макарий;

2) Когда произошло описываемое событие?

а) в 1537 году;

б) в 1547 году;

в) в 1557 году;

г) в 1567 году;

3) Какое событие произошло в жизни Ивана IV через месяц после венчания на царство?

а) была создана Избранная рада;

б) Иван IV женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой;

в) у Ивана IV родился наследник;

г) был созван первый Земский собор.

Задание № 14.

1. Прочитайте текст клятвы.

«Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине и не молчать о всем дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя или великого князя, его государства, молодых князей и царицы. Я клянусь не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. И на этом целую крест».

2. Выберите правильный ответ.

1) Кто давал такую клятву?

а) стрельцы;

б) губные старосты;

в) дьяки;

г) опричники;

2) Когда произошло описываемое событие?

а) в 1537 году;

б) в 1547 году;

в) в 1557 году;

г) в 1567 году;

3) Как введение опричнины повлияло на внутреннюю и внешнюю политику?

а) Россия выиграла Ливонскую войну;

б) начался экономический расцвет;

в) были заложены истоки Смутного времени;

г) началось постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости.

Практическое занятие № 13

ОКОНЧАНИЕ СМУТЫ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Цель:

– формирование системы базовых национальных ценностей;

– осознание уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество, на основе событий, связанных со Смутой в России начала XVII века.

Виды деятельности:

– объяснение смысла понятий «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение»;

– объяснение причин наступления Смутного времени;

– характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II;

– раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России.

Ход работы

Задание № 1. Отметьте буквой «А» причины Смутного времени, буквой «Б» — его характеристики.

1. Слабость государственной власти.

2. Пресечение законной московской династии.

3. Неподчинение окраин центру.

4. Самозванчество.

5. Хозяйственная разруха, голод, запустение в центральной части русских земель.

6. Ужесточение политики закрепощения крестьян.

7. Вооруженная борьба различных групп населения друг против друга (гражданская война).

8. Разобщение верхушки русского общества.

9. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России.

Задание № 2. Соотнесите имя исторического деятеля с характеристикой.

1. Царь Федор Иванович.

2. Борис Годунов.

3. Василий Шуйский.

4. Лжедмитрий I.

5. Лжедмитрий II.

А. Организовал заговор против Лжедмитрия I. Во время его правления произошло восстание Ивана Болотникова. Был свергнут с престола боярами и пострижен в монахи, затем увезен в Польшу, где и скончался.

Б. Последний представитель династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что он не был способен к государственной деятельности, по некоторым данным, был слаб здоровьем и умом; практически не принимал участия в управлении государством, находясь под опекой сначала совета вельмож, затем своего шурина.

В. Успел поцарствовать на московском престоле около года. Тайно принял католичество. Женился на католичке из Польши. Шокировал своим поведением москвичей. Был убит во время восстания и заговора против него же.

Г. Настоящее имя и происхождение не установлены, хотя существует много версий. На пике своего могущества контролировал значительную часть Русского царства, хотя ему не удалось взять Москву. Был убит своим же стражником.

Д. При Иване Грозном был опричником. Женился на дочери Малюты Скуратова. Во время правления Федора Ивановича стал его главным советником.

Задание № 3. Заполните таблицу.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 376.