Новые тенденции в русской культуре XVII в.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Сферы культурной жизни Новые элементы в русской культуре 17 века
Образование
Церковь
Научные знания
Литература
Архитектура
Живопись
Быт (досуг, мода, образование, отношение к иностранцам)

 

Культура России Х VII в.

Почти весь ХVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед pycскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную, по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному; образу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Немецкая слобода - целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немец­кого, польского языков.

По царскому почину возникли в Москве «комедийные дей­ства». Они устраивались пастором Грегори с помощью москов­ской молодежи из иноземцев. Пастор стал, затем обучать «коме­дийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «кре­постные актеры» - дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.

Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего ХVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти ХVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник » дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочи­нявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повсед­невную жизнь простых людей - «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества ХVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство.

Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В ХVII в. был построен величественный ростовский кремль.

Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачи­вала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.

Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсу­ны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Мос­ковском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображе­нием человеческого лица. Используя традиционные иконографи­ческие приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Пер­вый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монас­тыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 739.