Тема: Эпоха «Пробуждения Азии». Типологические различия в социальных масштабах и формах «Пробуждения Азии» в странах Востока.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель - на основании изученных революций в Иране 1905-1911 гг., Турции 1908-1909 гг., Китае 1911-1913 гг. выявить общее и особенное в формах «Пробуждения Азии».

План

1. Общее и особенное в экономическом и политическом развитии Ирана, Турции, Китая.

2. Причины, характер, движущие силы (сравнительная оценка).

3. Общая характеристика политических программ.

4. Особенности стратегии и тактики.

Для более углубленного изучения заявленной проблемы рекомендуется проведение следующей поэтапной работы.

Практическое задание для работы в рабочей тетради:

Сравнение иранской и младотурецкой революции

 

Критерий

Наименование сравниваемых объектов

 

Общее:

Причины

стремление к независимости страны и борьба против деспотизма власти

Цели

введение конституционного режима

 

Различия:

  Иранская младотурецкая
Движущие силы крестьянство, зарожд. раб. класс, гор. мел. буржуазия, национ-я буржуазия молодая интеллигенция, национ-я буржуазия, либер-е помещики, феод. бюрократия
Течения демократическое и либеральное османизм и сторонники союза с иностранцами
Итоги провал революции победа младотурков
Влияние   удар по феодальному строю, сознательная полит. жизнь народа подъем рабочего и социалистич. движения, упадок хозяйственной жизни
Значение закабаление Ирана империалистическими державами распад империи

 

Работа в группах:

Группа 1. Иранская революция 1905-1911 гг.

План

а) Превращение Ирана в полуколонию. Новые формы колониальной эксплуатации.

б) Развитие товарного хозяйства и возникновение капиталистических отношений: аграрные отношения; развитие капиталистических отношений в промышленности; формирование новых социальных групп - национальной буржуазии и рабочих.

в) Основные этапы Иранской революции 1905-1911 гг. Движущие силы, характер и ее итоги.

Источники и литература к разработке второго вопроса

1. Агагв С. Л. Иран в прошлом и настоящем: пути и формы революционного процесса. - М., 1981.

2. Агаев С./7., Пластун В. Н. Спорные вопросы социал-демократического движения в Иране в 1905-1911 гг. // Иран. История и современность. - М., 1983.

3. Новая история Ирана: Хрестоматия. - М., 1988.

4. Новая история стран Азии (вторая половина XIX - начало XX вв.): Учеб. пособие. - М., 1995.

5. Васильев Л. С. История Востока. - Т. 2. - М., 1998.

6. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А. Н. Новая история стран Азии и Африки. - М., 1982.

7. Ленин В. И. «Горючий» материал в мировой политике. - ПСС. – Т. 17.- С. 174-183.

8. Ленин В. И. События на Балканах и в Персии. - ПСС. - Т. 17. - С. 221-223.

9. Ленин В. И. О нападении русского правительства на Персию. - ПСС. - Т. 21.- С. 154-155.

10. Ленин В. И. Пробуждение Азии. - ПСС. - Т. 23. - С. 166-167.

11. Розалиев Ю. Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. - М., 1987.

12. Очерки новой истории Ирана (XIX - начало XX вв.). - М., 1978.

Методические рекомендации:

Цель и задачи занятия – разобраться в основных событиях истории Ирана на рубеже веков, вызвавших мощный подъем народного движения за Конституцию и вылившийся в революцию 1905-1911 гг., определить характер этой революции, и ее роль в истории страны.

Освещая первые два вопроса, обратите внимание на то, что к концу XIX в. в обществе произошли серьёзные изменения, сложилась компрадорская буржуазия, мощный слой помещиков - предпринимателей, выходцев из различных социальных кругов, заинтересованных в преобразованиях, отвечавших их интересам. На другом полюсе шёл интенсивный процесс разорения значительной части населения: крестьян, горожан, усилилось социальное расслоение среди кочевников. В стране нарастало осознание необходимости преобразований. Особенно ярко это проявилось в среде высокопоставленной бюрократии (деятельность Мальком-хана, его единомышленников, просветительство, новое в литературе, идеи конституционной монархии). Правительство шаха Насер-эд-дина не желало реформ и для укрепления своей власти сделало ставку на внешние силы: Россию и Англию. За получаемые от них кредиты и займы оно расплачивалось тем, что отдавало в концессии национальные богатства, ставило иностранных предпринимателей в привилегированное положение. Это привело к взрыву негодования в стране и на время объединило практически все слои иранского общества, включая клерикалов. Обратите внимание на то, что лидерами оппозиции выступило купечество и духовенство. Именно они потребовали введения конституции. Расскажите о бесте в Куме. Объясните это явление. К осени 1906 г.в стране развернулось широкое движение за конституцию. Объясните, почему шах Музаффар-эд-дин пошёл на принятие конституции. Дайте анализ её основных положений. Объясните, почему Конституция сохраняла важные позиции ислама в управлении обществом.

Освещая вопрос о контрреволюционном перевороте 1908 г., обратите внимание на изменение расстановки политических сил в стране и зарубежом. Проанализируйте англо-русское соглашение 1907 г. и его влиния на события в Иране. Разбирая следующий вопрос, объясните, почему очаг наиболее серьёзного сопротивления реакции сложился в Азербайджанском Иране. Обратите внимание на то, что восстание в Тебризе 1908 – 1909 гг. началось не под руководством местного энджумена (совета), а социал-демократов.

Освещая последний вопрос, объясните, почему стал возможен раскол среди защитников меджлиса (праламента) и Конституции, какое воздействие он оказал на судьбу революции. Дайте оценку действиям России и Англии. Покажите роль и значение революции в истории Ирана, какое отражение этот вопрос получил в историографии.  

Методические рекомендации по изучению источникам.

Документы №  1-3 отражают события буржуазно-демократической революции 1905- 1911 годов. При подготовке к семинарскому занятию необходимо проанализировать статьи конституции и выделить особенности иранской революции. Полномочия местных органов самоуправления изложены в документе № 2. В целом, на основании анализа извлечений из документов необходимо определить роль шиитского духовенства в революции.       

Рекомендованные документы.

№1. СОДЕРЖАНИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ СТАТЕЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ (7 ОКТЯБРЯ 1907 г, С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 1925 г.)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1 . Официальной религией Ирана является ислам джафаридского толка о двенадцати имамах, и эту веру шах Ирана должен исповедовать и распространять.

Статья 2. Законы меджлиса не должны противоречить священным правилам ислама. Установлено, что улемы определяют, соответствуют ли эти законы основам ислама. Всегда должен существовать комитет не менее чем из 5 высших ду­ховных лиц с тем, чтобы они внимательно рассматривали вносимые предложения и отвергали полностью или частично те из них, которые расходятся со священными правилами ис­лама, чтобы они не получили силы законов.

Статья 6. Жизнь и имущество иностранных подданных, проживающих на иранской территории, обеспечиваются и за­щищаются в соответствии с законами страны.

Статья 7 . Действие основ конституции ни в коем случае не может быть приостановлено ни полностью, ни частично.

                     ПРАВА ИРАНСКОГО НАРОДА:

 Статья 8. Жители Ирана пользуются равными правами перед законом государства.

Статья 9. Жизнь, имущество, жилище и честь всех гра­ждан обеспечиваются и защищаются законом.

Статья 10. За исключением случаев захвата на месте совершения тяжкого преступления или правонарушения, ни­кто не может быть арестован иначе, как по письменному при­казу председателя суда в соответствии с законом. Обвиняемо­му немедленно или не позднее ближайших 24 часов должна быть указана та вина, которая ему вменяется. 

Статья 13. Жилище каждого лица пользуется защитой и неприкосновенностью: входить в него без разрешения хозяи­на можно только в случаях, установленных законом.                                                       

Статья 17. Лишать под каким бы то ни было предлогом владельцевих собственности или имущества запрещается, если только нет предписания закона.

Статья 20. Все печатные издания свободны, за исклю­чением тех, которые противоречат исламу.

Статья 2 1 . Те общества и собрания, которые не вносят религиозной или государственной смуты и не нарушают общественного порядок, свободны на всей территории страны.

Статья 22. Почтовая переписка неприкосновенна и не может конфисковываться или просматриваться, кроме как в предусмотренных законом исключительных случаях.

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Статья 26. Вся государственная власть исходит от на­рода; порядок ее осуществления определяют основные законы.

Статья 27 Составляющие государственной власти.
             1) Законодательная власть, исходящая от шаха, меджлиса и сената. Разъяснение и толкование законов принадлежит только меджлису.­
            2)Судебная власть, принадлежащая исключительно духовным суда в делах, касающихся веры, и общим судам - делах гражданских.

  3) Исполнительная власть, находящаяся в полном ведении шаха. Законы и приказы исполняются министрами и государственными чиновниками от имени шаха в соответствии с зако­ном.
     Статья 28. Составляющие государственной власти долж­ны быть независимыми друг от друга.

Статья 29. Особые дела каждой провинции, области и округа решаются в провинциальных и областных энджуменах (собраниях) в соответствии с особыми законами.

ПРАВА ЧЛЕНОВ ОБОИХ СОБРАНИЙ:

Статья 30. Депутаты меджлиса и сената представляют весь народ, а не только отдельные сословия, провинции, облас­ти или округа, которые избрали их.

Статья 3 1. Никто не может быть одновременно членом обоих собраний.

Статья 32. Если кто-либо из депутатов меджлиса и се­ната займет какую-нибудь платную должность в правительст­венном учреждении, то он перестанет быть депутатом; чтобы снова стать депутатом, он должен уйти со службы и быть сно­ва избранным.

Статья 33. Каждое из собраний имеет право расследо­вать и рассматривать любые государственные дела.

                             ПРАВА ШАХА.                     

Статья 36. Конституционная монархическая власть Ирана вверяется народом через меджлис

Мохаммед Али-шаху Каджару. Она останется наследственной в его мужском потомст­ве.

Статья 37. Наследником престола по праву является старший сын шаха матери - иранки по происхождению.         

 Статья 44. Шах свободен от ответственности. Государ­ственные министры ответственны за все дела перед обеими палатами.

Статья 46. Назначение и увольнение министров произ­водится по шахскому ферману.

Статья 50. Верховное командование всеми сухопутны­ми и морскими военными силами принадлежит шаху.

Статья 5 1. Шах объявляет войну и заключает мир.

                           О МИНИСТРАХ.

Статья 58. Министром может быть только мусульма­нин, иранец по происхождению и иранский подданный.

Статья 59. Принцы первой степени, т.е. сыновья, бра­тья и дяди с отцовской стороны правящего шаха, не могут назначаться министрами.

Статья 60. Министры ответственны перед обеими пала­тами. Когда какая-либо из палат найдет необходимым их при­сутствие, они должны являться на заседания.

Статья 65. Меджлис и собрание сената могут привле­кать министров к суду.

Статья 67. Если меджлис или собрание сената по абсо­лютному большинству голосов заявят о своём недоверии сове­ту министров или одному из министров, то совет или этот ми­нистр должны сложить с себя министерские полномочия.

                                 О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Статья 71. Министерство юстиции и общие суды явля­ются официальными местами для разбора всякого рода жалоб. Суд по делам, касающимся шариата, вершат муджтехиды. 

Статья 76. Все судебные заседания происходят гласно. Однако, если гласность противна общественному порядку или нравственности, суд должен объявить о необходимости разби­рать дело при закрытых дверях.

Статья 79. Разбор в суде о политических преступлени­ях и преступлениях печати производится при участии присяж­ных заседателей.

Статья 81. Судья общих судов может быть уволен с должности только по судебному приговору, причем если ви­новность его доказана или когда он сам подаст в отставку.

Статья 83. Назначение генерального прокурора произ­водится шахом с одобрения духовного судьи.

Статья 87. Военные суды будут учреждаться во всем государстве в соответствии с особыми законами.

                              О ФИНАНСАХ.                       

Статья 94. Никакие налоги не могут устанавливаться иначе, как на основании закона.

Статья 95. Закон будет указывать случаи освобожде­ния от налога.

Статья 96. За исключением точно установленных зако­ном случаев, с населения ни под каким предлогом не могут требоваться какие-либо платежи помимо тех, которые взыски­ваются в качестве налога государственного, провинциального, областного или городского.

№ 2. ЗАКОН О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ И ОБЛАСТНЫХ АНДЖОМАНАХ, УТВЕРЖДЕННЫЙ МЕДЖЛИСОМ ПЕРВОГО СОЗЫВА В МЕСЯЦЕ РАБИ АС-САНИ 1325 Г.Х.

Май-июнь 1907г.

Извлечения.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 714.