Поготовть доклад: Личность и деятельность Сунь Ятсена.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рекомендуемые источники и литература:

1. Акимкина Н.А., Люксембург М.А. Практикум по истории Зарубежного Востока. М., 1963.

2. Васильев Л.С. История Востока. Ч. 2. М., 2005.

3. Внешняя политика и дипломатия стран АТР. М., 1998.

4. Хрестоматия. Сборник документов и материалов. М., 1968.

5. История Китая. // Под ред. А.В. Мелексетова. Издательство Московского университета «Высшая школа» М., 2004.

6. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1967.

7. Сунь Ятсен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сборник воспоминаний и материалов. М., 1966.

8. Белов Е.А. Революция 1911-1913 гг. в Китае. М., 1958.

8. Москалев А. Национализм в понимании Сунь Ятсена. - Проблемы Дальнего Востока. 1993. №№ 2-3.

9. Гордон А. В. Крестьянство Востока, исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. М., 1989.

10. Ленин В.И. Крупный успех Китайской республики. ППС, т.23.

11. Ленин В.И. Обновленный Китай. ППС. Т.22.

12. Ленин В.И. Борьба партий в Китае. ППС, т.23.

13. Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен (1911-1913 гг.). Факты и проблемы. М., 1974.

14. История Китая. М., изд-во МГУ, 1998.

15. История стран Азии и Африки в новое время. 2 часть. М., изд-во МГУ, 1991.

16. История Востока. Восток в новое время (конец XVIII- начало XX в.), т.IV, кн. 2, М. 2005, ч.IV, гл.16.

17. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая 1894-1914 гг. М., 1980, ч.4, гл.2.

18. Никифоров З.А. Китай в годы пробуждения Азии. М., 1982.

19. Новая история Китая. Ч.4, гл.2.

20. Синьхайская революция в Китае. М., 1962. Сборник статей.

21. Тихвинский С.Л. История Китая и современность…, с.207-238.

Методические рекомендации по изучению темы:

Цель данного занятия – разобраться в событиях 1911-1913 гг., известных как Синьхайская революция в Китае, определить ее характер и значение в развитии страны. Обратите внимание на взаимосвязь революционного подъема в мире (революция в России, в Османской империи, Иране, революционные события в Индии) с началом революции в Китае.

Раскрывая первый вопрос первого занятия, покажите, как изменилось китайское общество, какие новые социальные силы пришли в движение, какие требования они выдвигали. Проанлизируйте структуру китайской буржуазии, ее взаимоотношения с государством, с Цинами. Покажите, как изменилось экономическое положение шэньши, что нового появилось в их умонастроениях. Объясните суть «сычуаньского кризиса», его роль в дальнейших событиях. Расскажите о восстании гарнизона в Ухане в октябре 1911 г. и провозглашении республики. Объясните, почему их призыв встретил отклик в большинстве провинций, включая органы власти. Объясните, почему в советской и китайской исторической литературе существуют различные точки зрения о начале восстания (одни считают – Уханьское в октябре 1911 г., другие _сычуаньское в августе 1911 г.).

Дайте характеристику контрреволюционного лагеря и его лидеру Юань Шикаю, объясните, почему его фигура устраивала как сторонников монархии, так и большинство республиканцев. Расскажите о начале гражданской войны в ноябре 1911 г., проанализируйте позиции европейских держав: России и США в связи с этими событиями, их влияние на складывающуюся ситуацию.

Освещая последний вопрос, расскажите о создании временного революционного правительства, его первых действиях. Дайте характеристику принятой конституции Китайской республики. Расскажите о введении поста президента республики и избрании Сунь Ятсена первым президентом. Покажите, какие разногласия в связи с этим были в среде республиканцев, и какие это имело последствия. Обратите внимание на рост политической активности населения и отношение к этому лидеров революции (карательные отряды Хуан Сина).

Рабирая вопросы темы «Политическая борьба в республике Китай» покажите, как изменилась расстановка сил в начале 1912 г., объясните, почему Сунь Ятсен отказался от поста президента в пользу Юань Шикая, как это повлияло на дальнеший ход событий. Проанализируйте деятельность Юань Шимкая на посту президента, покажите его двойную игру с республиканцами, его умелое использование богатейшего политического опыта и традиционных структур менталитета китайского общества.

Освещая второй вопрос, покажите, что ключевой фигурой защитников республики становится Суй Цзяожень (представитель наиболее радикально настроенных предпринимательских слоев Юго-восточных провинций). Объясните, какую тактику избрал он и его единомышленники для укрепления республиканского правления, почему они придавали большое значение для создания массовой партии и парламентской деятельности. Проанализируйте основные положения первой программы Гоминьдана, дайте им оценку.

Раскрывая третий и четвертый вопросы, обратите внимание на ключевые события: борьбу между республиканцами и Юань Шикаем в вопросе о займе, включении в активную политчиескую деятельность Сунь Ятсена, объясните, почему республиканцы потерпели поражение, несмотря на их попытки прибегнуть к помощи военных, что означает термин «вторая революция».

Дайте оценку событиям 1911-1913 гг., объясните, почему все исследователи их считают революцией, какой ее характер. Проанализируйте статьи В.И. Ленина посвященные этим событиям. Покажите, какое влияние они оказали на исследования советских историков, какие оценки Синьхайской революции были сделаны ими (Г.В. Ефимов, Е.А. Белов, С.Л. Тихвинский и др. – революция потерпела поражение: О.Е. Непомнин – революция одержала победу), чем руководствовались исследователи, высказывая эти оценки.

Методические рекомендации по изучению источников.

   Документы № 1-5 характеризуют период Синьхайской буржуазно-демократической революции. Огромное значение для понимания всей политической истории Китая XX века имеют три народных принципа Сунь Ятсена, изложенные в документе № 1.Эти принципы являлись главными программными положениями Гоминьдана, как в период Синьхайской революции, так и в Нанкинское десятилетие 1928-1937гг. Огромное значение для понимания итогов Синьхайской революции имеет Временная конституция 1912 года.

Рекомендованные источники.

№1. СУНЬ ЯТСЕН ТРИ НАРОДНЫХ ПРИНЦИПА И БУДУЩЕЕ КИТАЯ                                                                       21 декабря 1906 г.

Извлечения

Смысл термина «национализм» понятен без особых разъяс­нений. Следует, однако, понять один очень важный момент: принцип национализма отнюдь не предусматривает изгнания из нашей страны каждого иноплеменника, а предполагает лишь положить предел захвату иноплеменниками власти, принадле­жащей нашей нации. Ведь мы, ханьцы, обретем свое государ­ство лишь тогда, когда возьмем власть в наши руки, в против­ном случае государство, хотя и будет существовать, останется по-прежнему не нашим, не китайским, государством. Давайте подумаем: в чьих же руках наше государство? Наша власть? Мы стали народом без родины. На земле сейчас живет не­многим более миллиарда человек, нас же, ханьцев, — 400 мил­лионов, то есть свыше четверти населения земного шара. Мы - нация самая большая в мире, самая древняя и самая куль­турная. Так не чудовищно ли, что ныне мы стали народом без родины?

Мне приходилось, однако, слышать высказывания, будто целью национальной революции является уничтожение мань­чжуров как нации. Это большая ошибка. Причина националь­ной революции в том, что мы не желаем, чтобы маньчжуры уничтожали нашу государственность и управляли нами. Мы стремимся свергнуть их правительство и возродить наше на­циональное государство. Таким образом, мы питаем ненависть не ко всем маньчжурам, а лишь к тем из них, кто чинит вред ханьцам. Если во время революции маньчжуры не будут ме­шать нам, то нам незачем враждовать с ними.

Переходя к принципу народовластия, надо сказать, что он составляет основу политической революции. В будущем, по­сле осуществления национальной революции, нынешняя про­гнившая система управления, конечно, может быть разрушена одним ударом. Однако сохранятся еще корни этой отврати­тельной системы, которые также необходимо вырвать. Несколь­ко тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобного режима. Чтобы его уничтожить, одной на­циональной революции недостаточно.

В результате политической революции будет установлен демократический конституционный режим. Следует подчерк­нуть, что при существующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бы необходимой даже в том слу­чае, если бы монархом был ханец. В великой французской ре­волюции и в русской революции национального вопроса не су­ществовало, решались вопросы чисто политические. Во Фран­ции демократический строй уже установлен, в России нигили­сты стараются добиться этой же цели. Всем и каждому понятно, что такой же строй будет наиболее подходящим и для Ки­тая.

В последнее время принципиальные и решительные люди высказывают опасения, что иностранные державы могут побе­дить Китай. Я придерживаюсь другого мнения. Иностранцам такая задача не под силу. Вот если сами ханьцы разорвут на части свою страну положение станет непоправимым! Поэтому мы и должны осуществить революцию силами простого народа и создать национальное правительство. И это не только цель нашей революции, но и необходимое условие, чтоб ее совер­шить.Перейдем теперь к принципу народного благосостояния. Это очень сложный вопрос, составляющий отдельный предмет ис­следования, вопрос, который нельзя объяснить, не изучив его досконально. Со всей остротой социальная проблема встанет перед нами лишь в будущем; сейчас она не является для нас столь острой, как национальный вопрос или вопрос народовла­стия. Поэтому очень немногие обращают на нее внимание. Тем не менее мы должны смотреть далеко вперед. Всегда легче заблаговременно принять меры против угрозы большого несча­стья, чем устранять его, когда оно уже свершилось. Социаль­ный вопрос в Европе и Америке — застарелая болезнь, в Китае же она еще в зародыше, однако в будущем этот вопрос непре­менно встанет перед нами во весь рост. Если к тому времени мы не справимся с социальными проблемами, то произойдет новая великая революция. К революции же следует прибегать лишь в самых крайних случаях, чтобы не подрывать много­кратно здоровье нации. Осуществляя национальную и полити­ческую революцию, мы в то же время должны найти способ улучшить нашу социально-экономическую систему и тем са­мым предотвратить социальную революцию в будущем. В этом, поистине, и заключается наша величайшая задача.

Люди сведущие понимают, что для Европы и Америки соци­альная революция теперь уже неизбежна. Для нас же это наглядный урок: если Китай приступит к осуществлению прин­ципа народного благосостояния лишь в будущем, когда он ока­жется в таком же положении, в каком ныне находятся страны Европы и Америки, то будет уже поздно. В Китае пока нет указанных выше явлений, и, может быть, мы на своем веку их, и не увидим. Однако наши дети и внуки с ними обязательно столкнутся. Так лучше уж принять предупредительные меры сегодня, чем думать о новой разрушительной революции в бу­дущем, когда мы окончательно зайдем в тупик. Тем более, что в Китае провести в жизнь принцип народного благосостояния гораздо легче, чем в Европе или Америке, ибо, если социаль­ные проблемы рождены прогрессом цивилизации, то пока ци­вилизация развита невысоко, решение их не представляет тру­да.

Социальные явления никогда нельзя предоставлять естест­венному течению. Они подобны дереву, которое разрастается хаотически, если не вмешиваться в его развитие. Так и с соци­альными вопросами. В Китае пока капиталистов нет, поэтому, в отличие от других стран, на протяжении нескольких тысяче­летий цена земли там никогда не поднималась, однако после революции положение не сможет остаться прежним. Приходилось слышать, будто осуществление принципа на­родного благосостояния сопряжено с уничтожением половины нашего 400-миллионного населения и экспроприацией земель богатых. Это безответственная болтовня людей, не уяснивших сути принципа, и на нее не стоит обращать внимания. Социо­логи по-разному представляют себе методы решения социаль­ного вопроса. Я же убежден, что его можно решить установле­нием твердой цены на землю. Предположим, у землевладельца имеется участок ценой в тысячу юаней. На него устанавлива­ется цена в тысячу или максимально в две тысячи юаней. Если вследствие развития путей сообщения цена на эту землю под­нимается до десяти тысяч юаней, то землевладелец, получив за нее положенные две тысячи, не будет в убытке и даже окажет­ся в выигрыше. Остальные же восемь тысяч должны поступить государству, что принесет большую пользу стране и поднимет благосостояние народа. Что касается такого зла, как монополь­ное право кучки богатых на эти доходы, то оно, разумеется, должно быть уничтожено навсегда. Предложенная мера явля­ется самой простой и наиболее легко осуществимой.

По моему мнению, конституция будущей Китайской Респуб­лики должна быть основана на новом принципе - принципе разделения на пять властей. Это значит, что, кроме исполни­тельной, законодательной и судебной власти, необходимо вы­делить еще две. Первая из них - экзаменационная власть. Равенство и сво­бода всегда были правом народа, чиновники должны быть слу­гами народа. В Америке часть чиновников выбирается, а часть назначается правительством. Первоначально здесь, не сущест­вовало системы экзаменов, поэтому как при выборах чиновни­ков, так и при их назначении всегда наблюдались большие зло­употребления.

Однако если экзаменационная власть будет подчинена ис­полнительным органам, то служебные права последних окажутся чересчур широкими, а это в свою очередь приведет ко многим злоупотреблениям. Поэтому единственный правильный выход - учредить независимый орган экзаменационной власти.

Вторая из них - контрольная власть. Она будет ведать кон­тролем и наблюдением за исправным несением чиновниками их обязанностей! Такой орган обязательно существует в каж­дом государстве назначение его понятно всем. Однако в конституции Китайской республики следует предусмотреть, что­бы этот орган был независимым. В Китае с древнейших времен существовал институт императорских цензоров, следивших за правами и соблюдением чиновниками законов. Но цензоры эти были всего лишь рабами монарха, а потому институт в целом не отвечал своему назначению. Даже теперь нет такой страны с конституционным строем, в которой законодательному орга­ну не придавалась бы дополнительно и контрольная власть. Но хотя в одних странах права контроля шире, в других — уже, однако ни в одной стране контрольная власть не является не­зависимой, а это порождает бесчисленные злоупотребления... Вот почему контрольные органы также должны быть независи­мыми.

Так приходим мы к идее о разделении на пять властей. Та­кого строя не существует еще ни в одной стране; более того, о нем редко встретишь упоминания и в теоретических трудах. Это политический строй, в подлинном смысле слова, доселе невиданный. Я пока разработал лишь самые основы этого строя. Что же касается подробностей, то здесь потребуется ваше об­щее согласие, настойчивое изучение вопросов и исправление того, что пока недоработано, что и приведет к созданию кон­ституции будущей Китайской Республики. Наше государство станет национальным, гражданским и социальным, в нем воца­рится полный и идеальный порядок. И тогда 400-миллионный народ Китая обретет великое счастье. Я думаю, что вы согла­ситесь взять на себя эту задачу, чтобы общими силами завер­шить начатое. Таково мое самое большое желание.

№ 2. ВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ март 1912 г.

Извлечения.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Статья 1. Китайская Республика создаётся народом Китая.

Статья 2. Верховная власть Китайской Республики принадлежит всем гражданам страны.

ГЛАВА 2 НАРОД

Статья 5 . Народ Китайской Республики пользуется оди­наковыми правами независимо от расы, класса и религии.

Статья 6 . Народ пользуется следующими свободами:

1. Никто из граждан не может быть арестован, взят под стражу, отдан под суд или наказан в нарушение законов.

2.Проникнуть в жилище граждан или произвести в нем обыск можно лишь в соответствии с законом.

Народ свободен во владении собственностью и занятии предпринимательской деятельностью.

Народу предоставляется свобода слова, дискуссий, печа­ти, а также собраний и организации общества. Народу гарантируется тайна переписки. Народу предоставляется свобода в выборе местожительства и перемещении. Народу предоставляется свобода вероисповедания.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 264.