Группа 2. Революция 1908-1909 гг. в Турции. Правление младотурок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

а) Общественно-экономическое развитие Турции в конце XIX - начале XX вв.

б) Зарождение младотурецкого движения. Младотурецкие организации. Идеологи младотурок.

в) Этапы младотурецкой революции 1908-1909 гг.

г) Внутренняя политика младотурок 1909-1918 гг.

Источники и литература к разработке третьего вопроса

1. Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. - М., 1972.

2. Васильев Л. С. История Востока. - Т. 2. - М., 1998.

3. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А. Н. Новая история стран Азии и Африки. - М., 1987.

4. Новая история стран Азии (вторая половина XIX - начало XX вв.). - М., 1995.

5. Петросян И. Е., Петросян Ю. А. К оценке опыта борьбы за реформы в Османской империи // Народы Азии и Африки. - 1989. - №6.

6. Розалиев Ю. Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. - М., 1987.

Методические рекомендации:

Цель данного занятия: определить характер событий 1908-1909 гг. в Османской империи и их роль в турецком обществе, почему, несмотря на большие усилия младотурок, империя развалилась.

Рабирая первый вопрос, обратите внимание на усиление внутренней напряженности в стране в первой половине 1908 г., на политическую обстановку, сложившуюся вокруг Османской империи. Расскажите о деятельности младотурецких комитетов в Македонии и усилении респрессий со стороны властей. Объясните, почему младотурки выбрали тактику военного давления и требовали восстановления Конституции 1876 г. Каковы были причины быстрого отступления султана, в чем выразился и чем были вызваны компромисс между младотурками и султаном. Каким образом младотурки ликвидировали режим «зулюм», какое значение для развития страны имело провозглашение буржуазно-демократических свобод и выборы в парламент. Какую оценку этим событиям дал В.И. Ленин.

Расскажите о движении младотурков, когда и кем были созданы их первые организации, охарактеризуйте деятельность общества «Иттихад ве терраки» («Единение и прогресс»). Постарайтесь объяснить, почему основной силой движения стала турецкая военно-чиновничья интеллигенция, выходцы из городской буржуазии, помещиков Анатолии.

Раскрывая вопрос о попытке султана Абдул Хамида II совершить переворот, объясните его причины, сложившуюся расстановку политических сил, действия младотурок, обратите внимание на их отношение к росту политической активности народных масс, к национальным движениям. Проанализируйте действия султана Абдул Хамида II и покажите, почему ему не удалось, несмотря на довольно сильную поддержку части армии, восстановить свою абсолютную власть не удалось, какие силы поддержали младотурок. Объясните, почему наиболее политически активной силой в Османской империи были военные.

Освещая внутреннюю политику младотурков, расскажите об их реформах (реорганизация армии, жандармерии и полиции, аграрные законы, о собственности, об обществах и др.). Обратите внимание на то, что особое значение младотурки придавали армии и репрессивным органам.

Дайте характеристику национальной политике младотурков, объясните, почему они выбрали панисламизм своей главной доктриной, покажите, что их действия по сути продолжили политику Абдул Хамида II и тем самым усугубили центробежные тенденции в империи. Покажите роль триполитанской и балканских войн в установлении диктатуры трех младотурецких лидеров (Энвера, Талаата, Джамаля). Охарактеризуйте их внутреннюю и внешнюю политику.

Раскрывая последний вопрос, покажите, почему младотурки с первого для войны поддерживали Германию, хотя правительство султана объявило о нейтралитете Османской империи. Расскажите, почему и каким образом империя вступила в войну, о последствиях этой войны для народов империи, принесших разруху и проивол властей. Обратите внимание на то, что своими действиями младотурецкое правительство по сути отказалось от тех принципов и свобод, за которые оно выступало в недавнем прошлом. Действия тайной полиции, закон о «депортациях», подчинение армии немецким генералам и офицерам, немецкая цензура и подчинение экономики страны интересам Германии, тяжелые поражения турецкой армии отвратили от младотурков даже самых ярых сторонников. В октябре 1918 г. правительство вынуждено было уйти в оставку, а Мудросское соглашение, и последовашие за ним события разрушили Османскую империю.

Разбирая эти вопросы, постарайтесь понять, как изменилось турецкое общество за это драматическое десятилетие, какие новые социальные силы пришли в движение, что нового появилось в менталитете общества, в образе жизни.

 Методические рекомендации по изучению источников.

Документы № 1-3,5 отражают период младотурецкой революции. При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить экономический раздел программы младотурок и выделить те пункты, которые при осуществлении их на практике могли способствовать буржуазному развитию страны. Извлечения из конституции 1876 года, восстановленной в ходе младотурецкой революции изложены в документе № 7. Процесс зарождения тюркизма, как главного направления общественной мысли и идеологической основы Турецкой республики отражён в документе № 6.

 

Рекомендованные источники.

№ 1. УЛЬТТИМАТУМ СУЛТАНУ АБДУЛ ХАМИДУ II , НАПРАВЛЕННЫЙ САЛОНИКСКИМ КОМИТЕТОМ «ОСМАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЕДИНЕНИЕ И ПРОГРЕСС».

23 июля 1906 г.

Его Величеству августейшему повелителю.

Покорнейше просим издать соответствующее ираде о вос­становлении конституции, дарованной Вами своим подданным. В случае издания указанного ираде, мы по-прежнему будем верой и правдой служить Вам. Однако если до воскресенья не будет издан высочайший ферман о созыве Палаты депутатов, все находя­щиеся ныне в вилайете Монастыр государственные служащие, офицеры и солдаты, улемы и шейхи, люди разных сословий, богатые и бедные, словом все без исключения выступят в еди­ном союзе против своего августейшего повелителя.

Uzuncarsili I.H. 1908 Yilinda Ikinci Mesrztiyetin nc Sekilde Пап Edileeegi'ne Dair Vesikalar. - Bellelen. Ankara, 1956, Cill XX, №77. S.122 (перевод M.C. Мейера)

В данном документе речь идёт о воскресенье 26 мюля 1908года.

 

№ 2. ТЕКСТ СУЛТАНСКОГО ИРАДЕ, РАЗОСЛАННОГО ГУБЕРНАТОРАМ ПРОВИНЦИЙ ЗА ПОДПИСЬЮ ЕГО ЛИЧНОГО АДЪЮТАНТА.

Июля 1908 г.

По желанию народа и приказу Его Величества султана кон­ституция, дарованная 23 декабря 1876 г. и отсроченная по не­которым причинам, вновь восстанавливается. Парламент мо­жет быть созван в законный срок. Доведите об этом до всеоб­щего сведения.

 

№ 3. ОБРАЩЕНИЕ ПРИНЦА САБАХЕДДИНА ПО СЛУЧАЮ ПОБЕДЫ МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

Извлечения

Дорогие сограждане!

Я поздравляю вас всех со вторичным провозглашением кон­ституции выражаю самую искреннюю признательность уча­стникам восстания.

  Суть воспитания нации должна состоять в отказе от следо­вания традиции в пользу инициативы. Если бы тирания не об­рела в нашей стране действительно благоприятной почвы, то она не укрепилась бы в столь значительном масштабе. То, что огромная нация в течение стольких лет оставалась в плену нескольких изменников, доказывает не силу тех изменников, но слабость этой огромной нации. Не следует оправдывать эту слабость только нашим невежеством и отсталостью. Отсталость является лишь одной из причин, но основная причина, порождающая тиранию, коренится в самом образе нашего существо­вания, который одновременно способствует и сохранению от­сталости... Научные наблюдения со всей определенностью по­казывают, что свобода и тирания берут свое начало в способе производства. Самая главная сила, обеспечивающая развитие способностей членов общества - частная инициатива. Между тем воспитание, которое мы получаем, как в семье, так и в школах вскармливает инерцию и привычки. Если же мы хотим ускорить развитие способностей нашего населения, то для достижения этой цели нет дру­гого средства кроме направления национального воспитания по пути развития частной инициативы, а не следования тради­ции, в противном случае какими бы справедливыми и гарантирующими свободу законами не располагала наша страна, мы будем обречены на крайнюю нищету и тиранию.

    Наше требование: пусть наши школы обретут силу благода­ря независимости, которую мы им предоставляем! Пусть рас­тят инициативных и предприимчивых людей, которые будут без устали трудиться во всех сферах человеческой деятельно­сти! Пусть сутью воспитания нации будет не следование тра­дициям, а инициатива, поворот от прошлого к будущему.

О, мудрость знаний! все наше бытие должно быть залогом

их существования!

№ 4. ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ «ЕДИНЕНИЕ И    ПРОГРЕСС»

Июня 1909г.

1. Следует добиваться, чтобы в тексте конституции, наряду с установлением гражданской власти и принятием принципа разделения властей в качестве неизменного правила, была бы четко определена индивидуальная и коллективная ответственность министров перед Палатой депутатов.

3. Необходимо требовать изъятия последней фразы из ста­тьи 113 конституции.

5. Наряду с сохранением принципа двухступенчатых выбо­ров при избрании депутатов парламента, следует определить средства, которые обеспечивали бы полную свободу при про­ведении выборов.

6. Каждый, вне зависимости от расы и веры, обладает рав­ными правами и свободами и обязан нести одинаковые повин­ости. Все османцы должны быть равны перед лицом закона и в своих правовых обязанностях перед страной, все подданные должны приниматься на службу в соответствии с их квалифи­кацией и способностями.

 7. Право всех османцев на участие в собраниях является условием сохранения спокойствия населения и общественного порядка. Чтобы положение первой статьи конституции соблюдалось, необходимо добиться разработки специального закона об образовании политических обществ.

8. Следует издать особое положение о свободе прессы. Однако в любом случае пресса не должна подчиняться правилам предварительной цензуры.

 9.Воспитание [в духе] свободы - основной принцип нашей партии.

11. Надлежит рекомендовать к разработке законодательное положение относительно взаимоотношений рабочих с предпринимателями.

12. Необходимо добиваться, чтобы все налоги устанавлива­лись на основе сочетания общих интересов с потребностями экономики и правовыми нормами, а порядок их взимания был исправлен и улучшен.

15. Надлежит настаивать на издании особых законов, которые помогли бы обеспечить на практике расширение админи­стративных полномочий вилайетских центров, а также доби­ваться, чтобы при организации нахий принимались во внима­ние склонности населения и местные потребности.

№ 5. ПРОГРАММА МЛАДОТУРОК, ПРИНЯТАЯ НА СЪЕЗДЕ ПАРТИИ 1913 г. ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА

Статья 18. Для подъема и развития сельского хозяйства необходимо предоставлять земледельцам долгосрочные креди­ты под низкий процент, поэтому надлежит приложить усилия для организации и открытия в нашей стране ипотечного банка, который предоставлял бы кредиты под недвижимость.

Статья 19. Следует добиваться смягчения законодатель­ных положений, которые сдерживают и ограничивают торго­вые операции, что препятствует удовлетворению существую­щих цивилизованных потребностей.

Статья 20. Разработать проект специального закона о сель­скохозяйственных кассах, создаваемых для защиты, с государст­венной помощью, общественных интересов от сельскохозяйствен­ных торгово-скупочных ширкетов и обеспечения общими усилия­ми спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Статья 22. Признать цеховые общины в качестве само­стоятельных профессиональных объединений и добиваться пре­доставления им достаточных полномочий для решения их внут­ренних вопросов.

Статья 23. Добиваться уменьшения ашара на 10%, как только позволит состояние государственных финансов.

Статья 24. Путем проведения кадастра превратить ашар в поземельный налог, а до этого времени отменить существую­щие акты на его взимание в виде пятой части урожая или иным каким образом и тем самым удовлетворить жалобы нало­гоплательщиков по этому вопросу.

Статья 25. Разработать специальный закон, чтобы до­биться превращения нынешнего очень несправедливого и не­пропорционального подоходного налога в справедливо-пропор­циональный и распространения во что бы то ни стало положе­ний этого закона на иностранцев.

Статья 28. Добиваться издания закона, который дол­жен установить и упорядочить взаимоотношения между земле­дельцами, издольщиками, сезонными работниками и испольщиками.

Статья 30. Следует ускорить издание и вступление в силу закона о поощрении промышленности.

Статья 31. Необходимо принять меры для умножения числа бирж, торговых и промышленных палат, их самостоятельного образования и доходной деятельности.

Статья 32. Следует добиваться упорядочения и смягчения, в соответствии с нынешними потребностями, закона о торговле и особенно его положений об анонимных ширкетах.

 

Tunaya T.Z. Turkiye'de Siyasi Partiler, 1859 1952 Istanbul, 1952. S.216-217 (перевод М.С. Мейера).

1. Ширкеты - акционерные общества.

2 Ашар - средневековый налог на сельскохозяйственную продукцию

опись земельных владений.

№ 6. СТАТЬЯ ЗИИ ГЕКАЛПА «ТРИ ТЕЧЕНИЯ МЫСЛИ», ОПУБЛИКОВАННАЯ В ЖУРНАЛЕ «ТЮРК ЮРДУ» 1913 г.

Извлечения

В нашей стране существуют три течения мысли. Когда мы обращаемся к их истории, те видим, что первоначально наши идеологи осознали необходимость модернизации. За берущими свое начало в годы правления Селима III соображениями по этому поводу позже последовали другие замыслы, обращенные на этот раз к исламизации. Совсем недавно обозначилось третье направление идейных исканий – тюркизм.

Сегодня как Запад, так и Восток вполне определенно демон­стрируют, что мы живем в эпоху наций. Идеал национализма доминирует в сознании нашего века. Если игнорировать этот важный социальный фактор, то государство, стремящееся по­ложить в основу управления национальное самосознание, не добьётся успеха. Пока наши государственные деятели и пар­тийные лидеры не воспримут этот идеал, они не смогут достичь духовной власти над общинами и народами Османского государства.

№ 7. КОНСТИТУЦИЯ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 1876 г.

Извлечения

Хатт 2 его императорского величества султана, провозгла­шающий Оттоманскую конституцию.

Дано 23 декабря 1876 г.

Провидению угодно было предоставить нашему царствова­нию осуществление этого счастливого преобразования, состав­ляющего высшую гарантию благосостояния наших народов. Воздаю хвалу небу за то, что оно сделало меня орудием этого преобразования. Сделалось очевидно, что принцип нашего прав­ления стал несовместим с постепенными изменениями, введенными в наши внутренние порядки, и с возрастающим раз­витием наших внешних сношений. Наше глубочайшее жела­ние состоит в том, чтобы навсегда заставить исчезнуть все пре­пятствия, мешавшие народу и стране пользоваться правами, принадлежащими цивилизованному обществу.

        ТЕКСТ КОНСТИТУЦИИ ОБ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Ст.1. Оттоманская империя заключает в себе нынешние страны и владения и привилегированные провинции. Она со­ставляет одно нераздельное целое, от которого никогда не мо­жет быть отделена никакая часть по какому бы ни было поводу.

Ст. 4. Его величество султан, в силу звания халифа, есть покровитель мусульманской религии. Он повелитель и пади­шах всех оттоманов.

Ст.5. Его величество султан неответственен; личность его священна и неприкосновенна.

Ст. 7. Его величество султан, в числе своих верховных прав, пользуется следующими прерогативами: он назначает и сменя­ет министров; он жалует чины, должности и знаки своих орде­нов; он дает инвеституру (юридический акт введения в права) главам привилегированных провин­ций, согласно содержанию предоставленных им привилегий; он повелевает чеканить монету; имя его произносится в мече­ти во время общественной молитвы; он заключает договоры с державами; он объявляет войну; он заключает мир; он началь­ствует над сухопутными и морскими армиями; он распоряжа­ется движениями войск; он повелевает приводить в исполне­ние постановления шери (священного закона) и законов; он издает постановления об общественной администрации; он милует или изменяет наказания лиц, осужденных уголовными судами; он созывает и закрывает национальное собрание; он распускает, если признает это нужным, палату депутатов, под условием назначения новых выборов депутатов.

           О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ ОТТОМАНОВ

Ст. 8. Все подданные империи безразлично называются от­томанами, какова бы ни была исповедываемая ими религия. Качество оттомана приобретается и теряется в случаях, опре­деленных законом.

Ст. 9. Все оттоманы пользуются личною свободою, под ус­ловием не наносить ущерба свободе других.

Ст. 10. Личная свобода вполне неприкосновенна. Никто, ни под каким предлогом, не может быть подвергнут какому-ни­будь наказанию, помимо случаев, определенных законом и со­гласно предписываемым им формам.

Ст. 11. Ислам есть государственная религия. Держась этого принципа, государство, тем не менее, покровительствует сво­бодному отправлению всех исповеданий, признанных в импе­рии, и сохраняет религиозные привилегии, предоставленные разным общинам, при том условии, чтобы не наносилось ника­кого ущерба общественному порядку и добрым нравам.

Ст. 15. Преподавание свободно. Каждый оттоман может уст­раивать публичные или частные курсы, под условием сообра­зоваться с законами.

Ст. 17. Все оттоманы равны перед законом. Они имеют оди­наковые права и одинаковые обязанности по отношению к стра­не, без нарушения того, что относится до религии.

Ст. 18. Допущение к общественным должностям обусловле­но знанием турецкого языка, который составляет официальный язык государства.

Ст. 19. Все оттоманы допускаются к общественным должно­стям, смотря по их способностям, заслугам и познаниям.

Ст. 21. Недвижимая и движимая собственность, законно закрепленная, гарантирована. Не может быть никакого отчуж­дения собственности иначе, как только для общественной поль­зы, должным образом удостоверенной и после предваритель­ной уплаты, согласно закону, стоимости отчуждаемой недви­жимости.

Ст. 22. Жилище неприкосновенно. Общественная власть не может силою проникать в жилище кого бы то ни было, иначе, как в случаях, определенных законом.

. 25. Никакая сумма денег не может быть взимаема в виде налога, или пошлины, или под всяким другим наименова­нием, иначе, как в силу закона.

Ст. 26. Пытки и пытания, под каким бы то ни было видом, совершенно и безусловно воспрещены.

                                  О МИНИСТРАХ

Ст. 27. Его величество султан вверяет должности великого везира и шейх-уль-ислама ( высший мусульманский авторитет в Османской империи) тем лицам, которых его высокое доверие признает нужным призвать к исполнению этих долж­ностей. Назначение остальных министров производится импе­раторскими ираде.

Ст. 28. Совет министров собирается под председательством великого везира. Круг ведения совета министров обнимает со­бою все важные внутренние и внешние государственные дела. Решения совета, долженствующие быть представленными на утверждение его величества султана, подлежат исполнению в силу императорского ираде.

                         О НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ

Ст. 42. Национальное собрание состоит из двух палат: пала­ты господ, или сената, и палаты депутатов.

Ст. 44. Его величество султан может, смотря по требовани­ям обстоятельств, ускорить время открытия палат и сократить или продолжить их сессию.

 Ст. 50. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

Ст. 54. Проекты законов, изготовленных государственным советом, вносятся сначала в палату депутатов, а потом в се­нат. Проекты эти имеют силу закона только тогда, когда, буду­чи приняты обеими палатами, они получают утверждение им­ператорского ираде. Всякий проект закона, окончательно от­вергнутый одною из двух палат, не может быть внесен на рассмотрение в течение той же сессии.

                                            О  СЕНАТЕ.

Ст. 60. Председатель и члены сената назначаются непосредственно его величеством султаном

Ст. 61. Для того чтобы иметь право быть назначенным в сенаторы, необходимо сделаться достойным, своими действиями общественного доверия или оказать государству отменные заслуги и иметь не менее сорока лет от роду.

Ст. 64. Сенат рассматривает проекты законов и бюджет, переданные в него палатою депутатов. Если, при рассмотре­нии какого-нибудь проекта закона, сенат усмотрит распоряже­ние, противное державным правам его величества султана, сво­боде, конституции, территориальной целостности империи, внутренней безопасности страны или добрым нравам, то окончательно отвергает его мотивиро­ванным решением, или возвращает его, вместе со своими замечаниями. Проекты законов, приня­тые сенатом, должны быть облечены его одобрением и переда­ны великому везиру. Сенат рассматривает представленные ему петиции; он пересылает великому везиру те из этих петиций, которые он признает заслуживающими этой пересылки, сопровождая их своими замечаниями.

Ст. 67. Полномочия депутата несовместимы с занятием го­сударственной должности, исключая министров. Всякий другой государственный чиновник, выбранный в депутаты, свобо­ден принять или отказаться от этого звания, но, в случае при­нятия его, он должен оставить свою службу.

Ст. 68. Не могут быть избраны депутатами:

     1)не принадлежащие к подданным Оттоманской империи,

     2) те, которые, в силу действующего особого положения, временно пользуются преимуществами, связанными с испол­няемою ими иностранной службою;

     3) не знающие турецкого языка;

     4) не достигшие тридцатилетнего возраста;

     5)лица, состоящие на службе у частного лица;

     6) не состоятельные должники

     7)лица, открыто предосудительного поведения;

     8) лица, на которых наложено судом задержание, пока оно не снято с них.

     9) не пользующиеся гражданскими правами;

     10) лица, претендующие на принадлежность к чужой национальности.

По истечении первого четырехлетнего периода одним из условий для избираемости в депутаты будет знание: читать по турецки и, насколько это возможно, писать на этом языке.

Статья 76. Каждому депутату будут ассигнованы казённые деньги для возмещения путевых издержек. Цифра этих издержек будет установлена согласно положению о возмещении путевых расходов гражданским государственным чиновникам и исчислена на основании ежемесячного жалования в размере 5000 пиастров.

Ст. 78. Заседания палаты депутатов публичны. Однако палата может иметь и тайные заседания, если предложение об этом будет сделано министрами или пятнадцатью членами палаты и если предложение это будет принято в непубличном заседании.

Статья 79. Никакой депутат не может быть, в течение сессии подвергнут задержанию или преследованию судом, кроме случаев поимки с поличным, иначе, как по решению, принятому большинством палаты, дозволяющему начать расследование.

Статья 80. Палата депутатов обсуждает внесенные в нее проекты законов. Она принимает, изменяет или отвергает постановления, касающиеся финансов или конституции. Она подробно рассматривает общие расходы государства, заключающиеся в бюджетной смете и определяет общую сумму по соглашению с министрами. Она также по соглашению с министрами определяет общую сумму и способ распределения доходов, назначенных на покрытие расходов.

                                    О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Статья 81. Судьи, назначенные согласно с особым о них законом и снабжённые бератом (разрешение на осуществление судебной практики) несменяемы, но могут подавать в отставку. Повышение судей в иерархическом порядке, перемещение их, отставка, отрешение их от должности по судебному приговору подчинены постановлениям то же закона. Законом этим определяются условия и качества, требуемые для исполнения должности судьи или других должностей судебного ведомства.

Статья 82. Заседания всех судов публичны. Опубликование судебных приговоров дозволено. Однако в случаях, указанных законом, заседание суда может происходить при закрытых дверях.

Статья 86. Никакого постороннего вмешательства не может быть в судах.

Статья 87. Дела, касающиеся шерри (мусульманское право) подлежат ведению судов шерри, разбирательство гражданских дел подлежит гражданским судам.

Статья 90. Никакой судья не может совмещать должность судьи с другими должностями, оплачиваемые государством.

О ФИНАНСАХ.

Статья 96. Никакой налог в пользу государства не может быть устанавливаем, распределяем, и взимаем иначе, как в силу закона.

Статья 97. Бюджет есть закон, заключающий в себе предположение о государственных доходах и расходах. Налоги в пользу государства определяются этим законом в том, что касается их размера, распределения и взимания.

                                      РАЗНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Статья 113. В случаях проявления фактов или признаков, заставляющих предвидеть волнения на каком-нибудь пункте территории империи, императорское правительство имеет право объявить в этом пункте осадное положение. Последствия осад­ного положения состоят во временном прекращении действия гражданских законов. Способ управления местностями, под­верженными осадному положению, будет установлен особым законом. Его величеству султану принадлежит исключитель­ное право изгонять из пределов территории империи тех лиц, которые, на основании сведений, заслуживающих доверия и собранных полицейским управлением, будут признаны нанося­щими ущерб безопасности государства.

Убичини А.. Куртейль П. Современное состояние Оттоманской империи. СПб. 1877. С.214-234.

Текст конституции дан в переводе 1877 года, поэтому оставлено принятое в то время название подданных империи - «оттоманы».

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Дата: 2019-12-10, просмотров: 317.