Раздел 1. Страны Азии и Африки к началу Нового времени.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

http://gosprav.ru/vasiliev_easthistii/11/

http://gosprav.ru/vasiliev_easthistii/2/

Раздел 2. Этапы складывания колониальной капиталистической системы. Раздел афро-азиатского региона между европейскими буржуазными державами.

http://gosprav.ru/vasiliev_easthistii/3/ 1

http://gosprav.ru/vasiliev_easthistii/14/ 2

http://gosprav.ru/vasiliev_easthistii/21/ 3

http://gosprav.ru/vasiliev_easthistii/6/ 4

http://gosprav.ru/vasiliev_easthistii/5/ 5

Раздел 3. История стран Азии и Африки в Новое время.

1) Империя Великих Моголов и ее завоевание англичанами

http://www.kyrgyz.ru/?page=37

2) Британская Индия в первой половине XIX века

http://iaas.msu.ru/pub_on/khokhlova/premsumarag.pdf

3) Британская Индия в последней трети XIX – начале XX вв. Национально-освободительная борьба народов Индии

http://www.hrono.ru/organ/ind_nk.html

4) Образование Цинской империи

http://china.worlds.ru/history/index.html

5) Закабаление Китая европейскими державами. XIX век

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/china.htm

6) Япония в период сегуната Токугава

http://ru.wikipedia.org/wiki

7) Особенности буржуазного развития Японии. Превращение ее в империалистическую державу

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/portsmth.htm

8) Османская империя во второй половине XVII-XVIII вв.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/kuchuk.htm

9) Реформы в Османской империи в XIX веке

http://www.hrono.ru/dokum/1833unkyar.html

10) Османская империя в конце XIX – начале XX века

http://iaas.msu.ru/res/lomo04/relig/zhantiev.htm

11) Завоевание арабских стран Турцией. Арабы в составе Османской империи

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D1%81_I

12) Арабские провинции Османской империи в XIX – начале XX века

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD

13) Иран. Упадок Сефевидского государства. Установление власти Каджаров

http://www.ivran.ru/library/view_edition.php?edition_id=49

14) Развитие Монголии со второй половины XVII века до 1917 года

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/persia11.htm

15) Создание государства Афганистан

http://ru.wikipedia.org/wiki/%

16) История Кореи в новое время.

http://ru.wikipedia.org1

17) Страны Индокитая

http://www.ivran.ru/library/view_edition.php?edition_id=61

18) Страны Юго-Восточной Азии

http://iaas.msu.ru/pub_on/indochina/indochina2004.pdf

19) Тропическая Африка к началу XVII века

http://iaas.msu.ru/res/lomo04/relig/kirichenko.htm

20) Колонизация Тропической Африки в XIX – начале XX вв.

http://ru.wikipedia.org

21) Южная Африка. Образование Южно-Африканского Союза

http://iaas.msu.ru/res/lomo03/foursov.html

22) Автохтонное и независимое государство Эфиопия

http://ru.wikipedia.org/wiki

23) Либерия – первая республика в Тропической Африке в новое время

http://ru.wikipedia.org

 

Семинарские и практические занятия V - IV семестр (20 часов).

Семинарское занятие № 1 (2 часа).

Тема: Утверждение буржуазных основ социально-политического строя в Японии – конец XIX – нач. ХХ в.

План

1. Реформы «Мэйдзи Исин» 1870-х 1880-х годов. Становление японского капитализма. Реформы: административная, финансовая, социальная, военная, школьная, аграрная.

3. Изменения в социально-классовой структуре.

4. «Движение за свободу и народные права». Формирование основных общественно-политических движений.

5. Первая японская Конституция.

Практическое задание: подготовить презентацию, где необходимо отразить теоретическую часть темы.

Методические рекомендации по изучению темы:

При подготовке к занятию следует обратить внимание на следующие аспекты: какие социальные группы пришли к власти, почему они представляли собой оппозиционно настроенное самурайство, а не торговое сословие; что заставило их пойти по пути таких реформ, которые радикально изменили общество. При этом следует отметить, что ясного представления как программы преобразований у них не было. Обратите внимание на последовательность в проведении реформ, на то, что их стержнем была военная реформа. Объясните, почему государство ставило себе задачу создания современных отраслей промышленности (транспорт, металлургия, арсеналы) и пошло по пути передачи их в частную собственность, в основном торговым домам и богатым самурайским кланам.

Изучая первый вопрос, раскрыть какие факторы привели к трансформации традиционной системы си-но-ко-сё в страну формирования социально-классовой структуры буржуазного общества. Показать старые и новые черты в формировании буржуазии, рабочего класса, дифференциации крестьянства. Какую роль сыграли клановые, религиозные традиции, национализм? В чем проявились особенности формирования японской интеллигенции?

Раскрывая второй вопрос, покажите, как реагировали различные слои японского общества на деятельность правительства. Объясните, чем была вызваны самурайские бунты (роль Сайго Такамори – победителя сегунских войск, члена первого правительства «Мэйдзи Исин»), почему произошло огромное для Японии количество крестьянских бунтов, каковы были требования восставших. При работе над вторым вопросом определить, какие задачи общественно-политического развития Японии после 1868 г. были важнейшими. Почему? Показать причины возникновения «Движения за свободу и народные права», противоречивость его социальной базы, позицию различных социально-политических сил, значение движения в создании основ гражданского общества в Японии. Расскажите о том, когда и кем была создана партия Дзиюто, какую роль она сыграла в пропаганде идей свободы и в борьбе за конституционные права. Обратите внимание на то, что именно Движение за свободу и народные права способствовало модернизации Японии, включив в общественно-политическую жизнь страны значительную часть общества, оно привело к принятию Конституции 1889 г. Объяснить термины: дзюито, кайсинто, тэйсэйто. Почему в Японии к началу ХХ в. было сильно влияние милитаристских и националистических идей даже среди большинства либералов? Раскрыть смысл обращения Р.Тагора к Ю.Фукудзава: «Не верьте ни на минуту, что зло, причиняемое вами другим народам, не поразит когда-нибудь и вас самих». Покажите успехи и трудности развития рабочего и социалистического движения. Анализируя Конституцию 1889 г., определите ее важнейшие черты, влияние буржуазных и традиционных аспектов. Можно ли сравнить японскую Конституцию 1889 г. с европейскими? Почему? Раскрыть значение терминов: микадо, Тайный Совет, генро. Определить значение японской Конституции в становлении буржуазно-политических основ японского общества, покажите противоречивость ее содержания.

Источники и литература:

1. Хрестоматия по новой истории. М., 1965, т.2, гл. 5.

2. Приложения. Ханин З.Я. Партии в японском обществе. М., 1980.

3. Михайлова Ю.Д. Общественно-политическая мысль Японии. М., изд-во Наука, 1991.

4. Практикум по новой истории 1870-1917 гг. М., 1967, с. 227-231.

5. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицин И.М. История Японии. М., 1988, гл. 3.

6. История Востока. Восток в новое время (конец XVIII- начало XX в.), т.IV, книга 2, ч.3, гл.21.

Дополнительная литература:

1. Агеев С.Л. «Мэйдзи исин»: революция или реформа. – Народы Азии и Африки. 1978. № 2.

2. Акимкина Н.А., Люксембург М.А. Практикум по истории Зарубежного Востока. М., 1963.

3. Васильев. Л.С. История Востока. Ч-2. М., 2005.

4. Жуков Е.М. К вопросу об оценке революции Мэйдзи. – Вопросы истории. 1968. № 2.

5. История Японии. // Под ред. В. Грачева. М., 1998.

6. Виноградов. К.Г. Трансформация структуры правящего слоя Японии в 1863-1871 гг. М., 1998.

7. Гольдберг Д.И. Японские социалисты и II Интернационал в 1904-1910 гг. // НиНИ. – 1970. – № 5.

8. Гольдберг Д.И. Очерки истории рабочего и социалистического движения в Японии в 1868-1908 гг. – М.,1976.

9. Калашников Н. И. Тайвань и Корея под властью Японии: особенности и результаты колониальной политики. - Восток, 1999. №6.

10. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. – М.,1988. – Гл.11-11. Латышев И. Я. Японцы и японоведы. - Азия и Африка сегодня, 1998. №8.

12. Мендрин В. М. История сегуната в Японии. В 2-х томах. М., 1999.

13. Молодяков В.Э. Консервативная революция в Японии: идеология и политика. М., изд-во Восточная литература. 1999.

14. Молодякова Э.В., Маркарьянц С.Б. Опыт столетней модернизации // Восток. – 1993. – № 2.

15. Норман Г. Становление капиталистической Японии. М., 1952, гл. 3-5.

15.

Эйдус Х.Т. Очерки новой и новейшей истории Японии. М., 1959, гл. 3-5.

16. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (Этнопсихологические очерки). М., 1985, гл. 2, 4-5.

17. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. – М.: Наука, 1990. – 204 с.

18. Грэд А. Земля и крестьянин в Японии. М., 1954.

19. Хани Горо. История японского народа. М., 1957.

20. Нагата Хироси. История японского материализма. М., 1990, гл2.

21. Кодзики Есисигэ. Заметки о «Духе Ямато». М., 1974, гл. 2,3.

Методические рекомендации по изучению источников.

Документы №1-2,5 отражают период заключения Японией не равноправных договоров с Англией и США. Это было время угрозы превращения Японии в зависимое государство, как её ближайший сосед Китай. В 5 документе Като Хироюки предлагает «исправить политическую систему» и превратить Японию в могучее государство, которое отразит любую внешнюю угрозу. Документы №3-4,5-8 отражают эпоху революции Мейдзи: изменение политической системы, изменение системы налогообложения и другие реформы. Формирование политической системы Японии и программы ведущих политических партий отражены в документах № 9,10,12,14. При подготовке к семинарским занятиям необходимо выделить главные отличия в программах сформировавшихся политических партий: Императорской, Реформ и прогресса, Конституционно-либеральной и левого течения Движения за свободу и народные права. Конституция 1889 года отражает итог преобразований во всех сферах жизни японского общества.

Рекомендованные источники

№1. АМЕРИКАНСКО - ЯПОНСКИЙ ДОГОВОР О МИРЕ И ДРУЖБЕ.

Извлечения.

Канагава, 31 марта 1854 г.

Статья 2. Порты Симода в княжестве Циосю и Хакодате в княжестве Матсумай представляются японским правительством в качестве портов для приёма американских судов, где они могут продовольствоваться лесом, водой, средствами пропитания, углем и другими товарами, в которых они могут нуждаться, насколько японцы ими располагают. Открытие первого из названных портов последует тотчас по подписании сего договора, второй будет открыт тотчас по наступлении то же дня следующего японского года.

Статья 5. Потерпевшие кораблекрушение и другие граждане Соединённых Штатов, временно проживающие в Симоде и Хакодате не будут подлежать таким ограничениям и заключению, как нидерландцы и китайцы в Нагасаки, но будут иметь право передвигаться в Симоде, куда они хотят, в пределах семи японских миль от маленького островка в Симодской гавани, отмеченного на приложенной при сем карте, и они будут равным образом иметь право передвигаться, куда они хотят в Хакодате в пределах территории, имеющей быть установленной по посещении этого места эскадрой Соединённых Штатов.

Статья 7. Условлено, что судам Соединённых Штатов, прибегающим к открытым для них портам, будет разрешено обменивать золотые или серебряные монеты или товары на иные товары на основании правил, которые будут временно установлены японским правительством на этот предмет.

Статья 8. Лес, вода, средства пропитания и иные требуемые предметы будут приобретаться исключительно через японские должностные лица, назначенные для сего, и никаким иным способом.

 Статья 9. Условлено, что если когда-либо в будущем японское правительство предоставит какой- либо иной нации или нациям, привилегии или выгоды, которые не предоставлены сим Соединённым Штатам и их гражданам, то те же привилегии и выгоды будут предоставлены Соединённым Штатам и их гражданам без какого- либо обсуждения или промедления.

 

№2. АНГЛО-ЯПОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ.

Нагасаки, 14 октября 1854г.

Статья 1. Порты Нагасаки (Хидзен) и Хакодате (Матсунай) будут открыты для британских судов с целью производства ремонта и получения пресной воды, продовольствия и всякого рода иных нужных предметов, в которых они будут абсолютно нуждаться.

Статья 4. Британские суда, находящиеся в японских портах, будут сообразовываться с законами Японии. Если высшие офицеры или командиры судов нарушат какие-либо из сих законов, это приведёт к закрытию портов. Если подчинённые лица нарушат их, они имеют быть выданы командующим их судами на предмет наказания.

Статья 5. В портах Японии, как ныне открытых, так и могущих быть открытыми в будущем, судам или подданным какой-либо иностранной нации, британские суда и подданные будут иметь право быть допущенными и пользоваться равенством выгод с другими наиболее благоприятствуемыми нациями, за исключением выгод, предоставленных нидерландцам и китайцам на основании ныне существующих их отношений с Японией.

 

№3. ИМПЕРАТОРСКИЙ УКАЗ ОБ УПРАЗДНЕНИИ КНЯЖЕСТВ

Августа 1871 г. Извлечения.

Мы соизволим полагать, что во время радикальных реформ, подобно тем, которые происходят сейчас в нашей стране, если мы желаем с их помощью добиться безопасности и спокойст­вия для народа нашей страны и равенства в отношениях с иностранными государствами, то слова должны в действитель­ности соответствовать вкладываемому в них смыслу, и управле­ние страной должно быть сосредоточено в одних руках.

Некоторое время тому назад Мы соизволили санкциониро­вать передачу Нам прав на владения некоторыми княжества­ми. Сначала Мы назначили князей губернаторами, ведающими управлением княжествами, при том, чтобы каждый исполнял обязанности, соответствующие их должности.

Однако по причине существования на протяжении несколь­ких сотен лет старой системы вскоре появилось много таких случаев, когда только произносились слова, а в действительно­сти ничего не делалось. Как же можем в таких условиях до­биться безопасности и спокойствия для народа нашей страны и достичь равенства в отношениях с иностранными государст­вами?

Глубоко сожалея по поводу того, что нам приходится так поступать, Мы теперь полностью упраздняем княжества и пре­образуем их в префектуры с тем, чтобы приложить все силы для сокращения расходов и эффективности работы, чтобы из­бавиться от несоответствия названий действительности и уп­разднить все недостатки управления, проистекающие из суще­ствования нескольких центров.

Соизвольте и вы, Наши подданные, благосклонно принять Нашу волю.

 

Япония периода Мэйдзи через современные источ­ники. Токио, 1972. Т. 3. С. 4-5 (перевод Ю.Д. Ми­хайловой).

 

№4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОКУБО ТОСИМИТИ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

Май—июнь 1874 г.

Извлечения.

   Всеобщее благосостояние страны зависит от того, богаты или бедны ее граждане, последнее же непосредственно связа­но с объемом производства. Объем производства зависит от того, работает ли каждый гражданин усердно в своем деле. Однако если мы всмотримся, каков истинный источник мощи страны, то мы обнаружим, что ни один вид производства не существует независимо от руководства и поощрения со сторо­ны правительства и чиновников. Глядя на современную си­туацию в нашей стране, мы увидим, что, несомненно, созданы институты, предназначенные для защиты людей, и некоторые из них действительно прекрасны. Однако если мы обратимся к вопросу о промышленном предпринимательстве, предназначен­ном для увеличения производства, мы должны будем признать, что результаты все еще не видны, и как национальное произ­водство, так и внутренний спрос ежедневно падают. Возможно, это проистекает от того, что люди не обладают ещё достаточными знаниями, необходимыми для ведения эффективного предпринимательства в соответствии с происходящими переменами, но возможно, это проистекает от неспособности правительственных чиновников заметить указанные факторы, действовать в согласии с народом и руководить им.

Я покорнейши прошу Вас определить политику, направленную на то, чтобы изучить национальные богатства нашей страны, тщательно исследовать, какие продукты следует увеличить, каким отраслям промышленности следует покровительствовать и на какие следует обратить внимание. Эта политика должна быть направлена на стимулирование производства промышленных предприятий, на то, чтобы установить образец, соответствующий характеру народа и его уровню знаний. Тогда никто не будет пребывать в праздности, никто не останется без подходящего места работы и люди будут наслаждаться плодами великого процветания. Если люди добьются процветания страна, естественно, станет богатой и сильной. Не нужно быть совершенно мудрым, чтобы доказать это. В этом случае не трудно будет состязаться с другими могущественными странами.

 

 №5. СОЧИНЕНИЯ КАТО ХИРОЮКИ «ЗАПИСКИ СОСЕДА».

Извлечения.

  Влияние Англии и Франции всё более усиливается, длинноволосые варвары вторглись в Китай, и демонстрируют свою мощь. Они хотят постепенно захватить все южные районы страны. Мятежи возникают то здесь, то там, повсюду происходят беспорядки, чинятся беззакония. Ситуация сложилась действительно неприглядная. В результате европейцы стали относиться к ним (китайцам) с презрением. Китайцы подверглись нападению со стороны тех англичан и французов, которых сами раньше презирали словно варваров или живот­ных, не обладающих достаточным интеллектом, а теперь тер­пят от них поражение в войне. Однако, если сейчас, когда китайцы терпят поражение в войне, они смогли бы узнать обо всех тех вещах, в которых давно уступают европейцам, и соз­дать, подражая Западу, форты, пушки, корабли, нанять учите­лей военных искусств, то обороноспособность Китая возроди­лась бы и воины воспряли бы духом. Главное в укреплении обороноспособности страны состоит в создании гармонии меж­ду людьми. Если гармонии между людьми нет, то пусть будут построены сотни тысяч кораблей и пушек, пусть ночи напро­лет проходят в тренировках и обучении, обороноспособность страны все равно не укрепится. Поэтому, если китайцы хотят усилить свою обороноспособность, если они хотят избавиться от оскорблений со стороны государств Запада, то прежде всего им нужно создать основу за счет гармонии между людьми. Существует все же одно средство, с помощью которого легко осуществить гуманное правление и добиваться гармонии меж­ду людьми. Это прекрасное средство не представляет из себя ничего удивительного. Нужно исправить существующую поли­тическую систему и ввести другую. Новая политическая сис­тема действительно будет справедливой, ее суть будет состав­лять принцип справедливости, но она еще не известна китай­цам. Я думаю, что сейчас при исправлении политической сис­темы следует выбрать ограниченную монархию. Причина всех бед в отсутствии парламента. С учреждением парламента пусть даже монарх и не будет просвещенным, но поскольку всегда будут учитываться мнения и чувства стоящих внизу, то прав­ление страной естественным образом будет становиться все более просвещенным.

 

Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание сочинений по культуре периода Мэйдзи). Токио, 1928. Т.7. С. 1- 14 (перевод Ю.Д. Михайловой).

 

№ 6. ИМПЕРАТОРСКИЙ МАНИФЕСТ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ ВЛАСТИ 3 января 1868 г.

Извлечения.

Сейчас нами принято решение утвердить отставку прави­тельства Токугава, которому ранее была вверена императором верховная власть, и упразднить пост сегуна. С 1853 г. наша страна находилась в небывало тяжелом положении. Предшест­вующий нам император был этим постоянно обеспокоен, о чем известно всему народу. Поэтому сейчас мы приняли следую­щее решение: восстановить императорскую власть и создать основу возрождения национального престижа государства. Весь народ - гражданские и военные, высшие и низшие будет участвовать в общественном обсуждении; все одинаково долж­ны делить радости и горести жизни; лень, роскошь и дурные привычки прошлого должны быть уничтожены; все должны, верно, и честно служить своей родине.

 

№7. ПЯТИСТАТЕЙНАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КЛЯТВА 6 апреля 1868 г.

Извлечения.

Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления, и развивать свою деятельность. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.

Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.

 

№ 8. ИЗВЕЩЕНИЕ О РЕФОРМЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА 28 июля 1874г.

Сейчас мы производим реформу земельного налога. Все прежние постановления относительно поступлений с участков земли и полей отменяются, и  как только обследование документов, подтверждающих право владения, будет закончено, будет установлен новый земельный налог в размере 3% от стоимости земли.

№9. КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ О ТЕКУЩИХ СОБЫТИЯХ ОИ КЭНТАРО 1887 г.

Извлечения

  Пропасть между бедностью и богатством постепенно воз­растает. Положение бедняков действительно стало невыноси­мым из-за пагубных последствий, к которым приводит концен­трация богатств. Может ли благородный человек при виде все­го этого сидеть, сложа руки и не думать о реформах?!

  Так, по моему мнению, правильная политика состоит в том, чтобы дать каждой семье равный участок обрабатываемой зем­ли и, запретив ее продажу и превратив в постоянный капитал, преградить путь нищете. Я уверен, что закон о равном рас­пределении земли - самое лучшее средство спасения от бед­ности. Его основная цель - предотвратить такое бедственное положение, когда люди, будучи не в состоянии прокормить себя, становятся нищими. Вместе с тем он даст возможность трудом и бережливостью накопить себе состояние. Право частной собственности на землю несправедливо. Меня спросят, почему? Давайте обсудим этот вопрос. Земля, как и реки, и моря, не принадлежит какому-нибудь одному человеку, а по своей сути является в чистом виде общественным имуще­ством. Ибо это особый дар небесного владыки всему народу государства. Вот поэтому-то я и говорю о необходимости исправить зе­мельный налог. Суть налога должна заключаться в том, чтобы бремя государственных расходов распределялось пропорцио­нально материальным ресурсам всех членов общества. Руково­дствуясь этим необходимо соблюдать два условия:

 1) налог на каждого человека должен быть умеренным и соответствовать его капиталу;

 2) должна быть доказана необходимость того или иного налога (другими словами, налог должен взи­маться согласно степени его необходимости). Если же, наобо­рот, не учитывать, каков капитал, устанавливать одинаковый налог для бедных и богатых, то это будет отступлением от основных принципов налогообложения...

 

Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание литерату­ры периода Мэйдзи). Токио, 1973. Т. 12. С. 50-65 (перевод Ю.Д.Михайловой).

Ои Кэнтаро - один из руководителей и идеологов левого крыла «Дви­жения за свободу и народные права».

 

№10. ПРОГРАММА КОНСТИТУЦИОННО-ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ.

Извлечения.

1 .Наша партия стремится к распространению свободы и обеспечению прав каждого, добивается всеобщего благополучия реформ общества.

2 .Наша партия будет бороться за введение самой совер­шенной конституционной системы.

3. Наша партия стремится к достижению своих целей в пол­ном единстве с теми, кто разделяет наши принципы и ставит перед собой те же задачи.

 УСТАВ КОНСТИТУЦИОННО-ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ.

Извлечения.

1. В Токио учреждается главный штаб, в провинциях мест­ные отделения партии. Эти местные отделения следует имено­вать отделениями Либеральной партии по названию соответст­вующей местности.

 2.Председатель и заместитель председателя партии прово­дят в жизнь решения, принятые на очередных и чрезвычайных съездах партии.

4. Члены постоянно действующей комиссии обсуждают важ­ные партийные дела.

5.Секретариат несет ответственность по управлению и надз­ору за финансами, за изменением состава членов партии, документацию и имущество партии.

 6. Председатель и постоянные члены руководства жалова­нья не получают. Партийные деятели, начиная с членов секре­тариата, получают жалованье в установленных размерах.

7. Партийные деятели могут переизбираться не более чем на три срока.

9.Местные отделения выделяют одного человека в главный штаб. Остальные члены местных отделений ведают местными делами.

14. На съезде обсуждаются общепартийные дела, финансовые вопросы, председатель и секретарь выступают с докладом о работе, проделанной за подотчётный период, принимается бюджет на следующий год.

15. В случае экстренных дел председатель должен собрать на съезд представителей местных отделений партии, не дожидаясь очередного съезда.

 

« Сэйси» Т.9 . Токио,1969. С. 380-381. Перевод Ю. Д. Михайловой.

 

№ 11. ДВИЖЕНИЕ ЗА СВОБОДУ И НАРОДНЫЕ ПРАВА (1874- 1889). ПЕТИЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ИЗБИРАЕМОГО НАРОДОМ ПАРЛАМЕНТА 1874.

Извлечения. Народ, чьей обязанностью является уплата налогов правительству, имеет право принимать участие в управлении страной (этот принцип общеизвестен и нам нет необходимости тратить слова на его обсуждение). Поэтому мы утверждаем, что учреждение избираемого народом парламента будет способствовать развитию знаний и интеллектуальных способностей народа, его быстрому продвижению вперёд по пути цивилизации.

 Долг правительства и цель, к которой ему следует стремиться при исполнении этого долга состоят в том, чтобы предоставить народу возможность идти по пути прогресса. В первобытном обществе, где обычаи были варварскими, а люди жестокими и непокорными, они не знали, что значит повиноваться правительству. В эти времена долг правительства, безусловно, состоял в том, чтобы научить их повиновению. Мы полагаем, что сейчас наша страна уже вышла из первобытного состояния, и покорность народа правительству чрезмерно высока. В таком случае правительство должно всеми силами содействовать пробуждению у народа духа дерзаний и отваги, осознанию им своих обязанностей по управлению страной.

Только учредив избираемый народом парламент, можно нау­чить народ участию в управлении государством. Только тогда можно будет добиться успеха. Мы не только не можем понять, какое отношение имеют слова «слишком рано» к учреждению избираемого народом парламента, но мы придерживаемся абсолютно противополож­ной точки зрения потому, что даже если избираемый народом парламент будет учрежден сейчас, вероятно, пройдут долгие годы и месяцы, пока он начнет работать в полную силу. Поэто­му, напротив, мы опасаемся откладывать открытие парламента даже на один день. Мы хотим, чтобы с созданием такого парламента сущест­вующие в мире истинные принципы распространились и на нашу страну, чтобы и в нашей стране возросла сила общест­венного мнения. Мы надеемся вдохнуть в наш народ душевные силы, чтобы, таким образом, стоящие наверху и стоящие вни­зу стали ближе друг к другу, чтобы между монархом и поддан­ными воцарилось взаимопонимание, империя наша процвета­ла, а счастье и благополучие были обеспечены всем. Мы будем счастливы, если вы примете наши предложения.

 

Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание сочинений по культуре периода Мэйдзи). Токио, 1967. T.I Кэ-сэйхэн (Конституционное правление). С. 364-366 (перевод Ю.Д.Михайловой).

 

№12. ПРОГРАММА ПАРТИИ РЕФОРМ И ПРОГРЕССА

Извлечения.

Процветание императорского дома и счастье народа - вот что наша партия желает всей душой!

Политические преобразования и прогресс - вот к чему не­уклонно стремится наша партия! Без политических преобразо­ваний и продвижения вперед, сколько ни желай вечного про­цветания и счастья, добиться их будет невозможно. Наша пар­тия стремится к политическим преобразованиям и продвиже­нию вперед, однако, она не считает, что осуществлять это нужно поспешно. Если при проведении реформ не соблюдать очеред­ность, то порядок в обществе будет нарушен, и это, наоборот, лишь нанесет вред общественному прогрессу. Наша партия не находится в плену ограниченных, консервативных представле­ний, вместе с тем она и не сторонница слишком опрометчивых поступков. Наша партия стремится проводить политические преобразования, основываясь на разумных действиях, продви­гаться вперед, руководствуясь испытанными средствами. Ис­ходя из этого, мы достигли договоренности относительно сле­дующего:

 1.Глубоко почитая императорский дом, дать счастье наро­ду.

 2. Считая своей главной задачей внутриполитические реформы, добиваться упрочения прав государства.

3. Устранить вмешательство центральной власти и создать основу для местного самоуправления.

4.Расширить избирательные права по мере прогрессивного развития общества.

5. Вести как можно больше политических переговоров с иностранными государствами, расширять с ними торговые связи.

6. Добиваться, чтобы денежная система основывалась на твердой металлической валюте.

 

Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание сочинений по культуре периода Мэйдзи). Токио, 1969. T.IX «Сэйси» (Официальная история). С. 414-415 (перевод Ю.Д.Михайловой).

 

№ 13. ИМПЕРАТОРСКИЙ ДЕКРЕТ О ВРЕМЕНИ УЧРЕЖДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТА.

Октября 1881 г.

Извлечения

Мы, восседающие на Престоле, занимаемом Нашей дина­стией в течение 2500 с лишним лет, и ныне осуществляющие Нашим собственным именем и по праву, нам принадлежаще­му, всю власть и полномочия, переданные Нам Нашими пред­ками, издавна имели в виду постепенно ввести конституцион­ный образ правления, дабы преемники Нашего Престола могли иметь твердо установленные правила для своего руково­дства.

Настоящим Мы посему объявляем, что 23-й год Мэйдзи (1890 г.) Мы учредим Парламент для приведения в полное дей­ствие взвешенного Нами решения.

Мы замечаем, что наш народ тяготеет к слишком быстрому развитию, пренебрегая той рассудительностью и осторожно­стью, которые одни только и могут создать прочный прогресс; и Мы предуведомляем Наших подданных, знатных и простых, дабы знали они волю Нашу; те же, кто думает защищать внезапные и насильственные перемены, нарушающие мир Нашей державы, навлекут на себя Наше неудовольствие.

Японцы о Японии. СПб., 1907. С. 4.

 

№ 14. ПРОГРАММА ИМПЕРАТОРСКОЙ ПАРТИИ.

Извлечения.

Постепенно продвигаясь вперед, не цепляясь за старое и не совершая опрометчивых поступков, наша партия будет в рав­ной степени стремиться к порядку и прогрессу, обеспечивая, таким образом, благополучие страны и прогрессивное разви­тие. Исходя из сказанного выше, определяем следующую про­грамму партии:

Согласно императорскому указу, открытие парламента намечено на 1890 г. 1.Наша партия не обсуждает рано это или поздно, а выражает свое согласие с указом.

2. Как явствует из императорского указа, конституция бу­дет санкционирована священным сыном Неба. Наша партия, вы­ражая свое согласие с указом, не выступает против дарованной императором конституции.

3. Общее руководство верховной властью в нашей стране, безусловно, принадлежит императору. Осуществляется власть на основе конституционной системы.

4.Необходимо учредить двухпалатный парламент.

5. Необходимо ввести ограниченное избирательное право.

6. Необходимо, чтобы парламент имел право принимать за­коны по вопросам внутренней политики.

7. Император пользуется правом утверждения или отмены решений парламента.

8. Необходимо, чтобы представители военных кругов армии и флота не вмешивались в политику.

9. Необходимо, чтобы судейские чиновники упорядочили законодательную систему и придали ей независимый харак­тер.

10. Общественная свобода - это свобода собраний и выра­жения общественного мнения, не нарушающая порядок и безо­пасность страны. Необходимо предоставить свободу выступле­ний и печати в пределах действия законов.

11. В области экономической политики необходимо произ­вести обмен существующих сейчас бумажных денег.

 

Мэйдзи бунка дзэнсю (Полное собрание сочинений по культуре периода Мэйдзи). Токио, 1969. T.IX «Сэйси (Официальная история). С. 421-422. (перевод Ю.Д.Михайловой).

 

№15. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ.

Февраля 1889 г. Извлечения

ГЛАВА I. ОБ ИМПЕРАТОРЕ

Статья I. Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией.

Статья 2. Императорский трон наследуется по мужской линии императорского дома, в соответствии с постановления­ми статута императорского дома.

Статья 3. Особа императора священна и неприкосно­венна.

Статья 4. Император — глава государства, он обладает верховной властью и осуществляет ее в соответствии с поста­новлениями настоящей конституции.

Статья 5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с имперским парламентом.

Статья 6. Император утверждает, законы и предписыва­ет их обнародование и исполнение.

Статья 7. Император созывает имперский парламент, открывает и закрывает его, отсрочивает его заседания и рас­пускает палату депутатов.

Статья 9. Император издает или повелевает издать ука­зы, необходимые для исполнения законов, поддержания обще­ственного спокойствия и порядка и содействия благосостоя­нию подданных. Такие указы ни в коем случае не должны вно­сить изменений в действующие законы.

Статья 10. Император устанавливает организацию раз­личных отраслей государственного управления, назначает и увольняет всех гражданских и военных чинов и определяет их оклады, поскольку в настоящей конституции или в других за­конах не предусмотрено особых изъятий.

Статья 11. Император является верховным командую­щим армией и флотом.

Статья 13. Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 302.