Психология личности как отрасль психологической науки. Предмет, задачи, методы психологии личности. История развития психологии личности.
Подходы к пониманию личности в психологии. Основные тенденции развития современной персонологии.
Многозначность понятия «личность» в современной психологии. Структурный и генетический аспекты анализа личности. Представления о структуре личности. Личность как “система мотивов”. Личность как “самосознание”. Личность как способность к творческим проявлениям. Личность как способность к нравственному деянию.
Соотношение понятий человек, индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность. Личность как психологическая система. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.
Тема №2. Психология индивидуальности
Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее. Индивидные свойства. Возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств. Конституциональные, нейродинамические и гормональные особенности как индивидуально-типические свойства.Индивидуальность и социализация личности. Личность как проявление единства ценностей, интеллекта, характера, темперамента, «Я-концепции», социальной и профессиональной компетентности.
Методы исследования личности в психологии. Принцип проекции и основные проективные методы. Проблема валидизации проективного метода, преимущества и недостатки проективных методов исследования личности. Личностные вопросники и корреляционные исследования.
Тема №3. Теории личности в зарубежной психологии.
Изучение личности в психоанализе. Структура личности в концепции З. Фрейда. Опыт характерологии К.Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии. Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни. Защитные механизмы, их роль в развитии личности. Исследование защитных механизмов.
Понимание личности в поведенческом направлении. Личность как продукт научения. Первичное и вторичное обуславливание как «механизм» развития личности. Понятие подкрепления. Теории социального научения.
Подходы к пониманию личности в гуманистической психологии. Тенденции к самоактуализации как движущая сила развития личности в теориях А. Маслоу и Г. Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни как движущая сила развития личности (Ф. Франкл, К. Роджерс).
Тема № 4. Отечественная психология личности.
Концепции личности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Деятельность как элемент строения личности. Параметры структуры личности в концепции А.Н. Леонтьева. Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода.
Понимание личности в трудах Л.С. Выготского. Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Роль социализации в формировании личности. Интериоризация как механизм развития личности.
Отношения как элемент строения личности. Структура личности в концепции А.Ф. Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепции В.Н. Мясищева.
Тема № 5. Проблема соотношения биологического и социального в личности
Среда и наследственность как движущие силы развития личности. Дискуссии о роли наследственности и среды в развитии личности.
Проблема социально-типического в личности. Национальный характер. Методы исследования социально-типических проявлений личности.
Тема № 6. Идентичность личности и формирование Я-концепции
Понятие «Я-концепции», ее структура и формирование. Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности. Самооценка и самоотношение.
Понятие идентичности. Виды идентичности. Факторы, влияющие на формирование идентичности.
Тема № 7. Проблема психического здоровья личности.
Проблема психической нормы, критерии ее определения. Статистический, адаптационный, клинический подходы.
Понятие психического здоровья. Уровни развития личности с точки зрения ее психического здоровья. Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности. Концепция Александровского Ю.А. Критерии психопатий. Клинические и социально-психологические методы воздействия на личность (клиническое интервью, психологическое консультирование, психотерапия).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ
И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
При подготовке к семинару обучающиеся должны внимательно изучить вопросы семинара и, используя конспект лекций и рекомендованную литературу, ресурсы сети Internet, составить расширенный план или тезисы доклада по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7– 10 минут.
По каждому вопросу семинара обучаемым необходимо сделать краткую запись в рабочих тетрадях и составить план ответа; выделить непонятные положения по изучаемой теме, если такие имеют место.
В ходе занятий быть в готовности выступить по каждому вопросу семинара и вести дискуссию с выступающими, по обсуждаемому вопросу.
Один-два человека с группы, назначенные старшим группы (старостой группы), готовят сообщение на тему указанную в задании семинара. Сообщение готовится либо в виде доклада, либо в виде реферата, на усмотрение обучаемого. Необходимо также обратить внимание на то, что реферат, как и доклад, не конспект по подготовке к семинарскому занятию, а самостоятельный труд по обобщению и обоснованию существующих научных и собственных взглядов по конкретно рассматриваемому вопросу. Объём реферата должен составлять порядка 8 – 10 страниц машинописного текста. При необходимости подготовить иллюстрационный материал в виде слайдов, видео материалов, либо плакатов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА
Обучающийся делает доклад, соблюдая предложенный общий порядок и останавливаясь по собственному выбору и необходимости на выделенных здесь частных моментах. Кроме этого, если это возможно, необходимо творчески расширить спектр аналитических аспектов и подходов.
Для подготовки доклада могут быть выбраны различные источники. В первую очередь материалы из учебной литературы, специализированных научных монографий и сборников (к примеру, отдельные главы или параграфы). Также могут быть использованы достаточные по содержанию статьи научных и популярных газет и журналов.
Структура и порядок доклада
1. Вводная часть (обращение к преподавателю и другим обучающимся: «Уважаемый преподаватель, уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается доклад на тему «…»).
2. Анализ публикации. Его целью является критическое осмысление докладчиком отдельных сторон публикации. Докладчик показывает, как отмечаемые им моменты выглядят в публикации, критикует автора и выдвигает собственные выводы. Такими моментами могут быть:
– оценка правильности постановки автором рассматриваемых в публикации проблем;
– анализ общей методологии автора и его мировоззренческой позиции;
– анализ логичности излагаемого материала;
– анализ использования понятий с неопределённым смыслом, их косвенное и ассоциативное определение;
– анализ наличия и формирования ложных ассоциаций (если они есть);
– анализ соответствия утверждений автора нормам и ценностям культуры.
3. Заключение докладчика с собственными выводами.
В процессе изложения докладчик может более подробно останавливаться на изложении следующих моментов: выделение основных понятий и их интерпретация; выделение социальных общностей и групп, социальных отношений, противоречий, проблем и т. д.
Докладчик должен излагать материал свободно, поддерживая интерес к теме доклада у аудитории.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 274.