Раздел «Психология личности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По направлениям:050100 – «Педагогическое образование»,

профиль подготовки - «Безопасность жизнедеятельности»

Квалификация (степень) –«Бакалавр»

Форма обучения -очная.

Курс 1 (2 семестр).

ХИМКИ – 2012

ББК

УДК

 

Автор: Выдрина Е.А. – кандидат психологических наук.

 

Рецензент:

 

Методические указания обучающимся одобрены на заседании кафедры Педагогики и психологии (протокол заседания кафедры от 00.00.2012 г. № 1).

Данное методическое пособие предназначено для студентов и слушателей Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности «Педагогическое образование».

 

Ó АГЗ МЧС России, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общей задачей дисциплины является изучение теоретико-методологических и научно-практических основ психологии как науки: истории ее возникновения и основных этапов становления и развития, структуры современной психологии; ознакомление с методами психологических исследований; изучение представления о природе, структуре механизмах функционирования психики; о закономерностях формирования высших психических функций и сознания человека; изучение современных концептуальных положений о психологии личности; системы знаний о социальной психологии, о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; изучение закономерностей психического развития человека на основных этапах возрастного развития; ознакомление с психологическими закономерностями педагогического процесса и изучение взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики.

Главная задача изучения дисциплины состоит в вооружении обучаемых знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления успешной педагогической деятельности, создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды, а также умениям анализировать собственную педагогическую деятельность.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны

знать:

- предмет, функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

- осуществлять учебно-познавательную деятельность;

- проводить психолого-педагогическую диагностику;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии психологические особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности.

владеть:

- психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями выполнения функциональных обязанностей;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды

Дисциплина «Психология» является дисциплиной профессионального цикла, изучение которой предусмотрено Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Она изучается в тесной связи с другими дисциплинами профессионального и специального профиля подготовки специалистов в области педагогического образования. Психология, являясь структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования, изучается параллельно с педагогикой, предполагая, что знания об организации учебного процесса надстраиваются на общие знания о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека.

Изучение дисциплины «Психология» способствует формированию у обучающихся научного понимания природы психического, отличного от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Знания об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических закономерностях развития человека на различных возрастных этапах, а также о социально-психологических процессах, происходящих в группе, позволят более успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность и решать профессиональные задачи.

Основное содержание дисциплины представлено в пяти разделах.

Раздел «Психология личности» предназначен для формирования у студентов знаний современных концептуальных положений психологии личности. Педагогу в профессиональной деятельности приходится иметь дело с различными категориями людей. Понимание особенностей личностного роста, мотивов поведения, специфики личностных проблем дает педагогу возможность более эффективно решать профессиональные задачи, оптимизировать процессы обучения, воспитания и социального общения.

В разделе «Психология личности» студенты знакомятся с предметом, задачами психологии личности, её местом в системе наук; с закономерностями формирования и развития личности; с особенностями структуры личности, ее компонентами и теоретико-методологическими подходами к ее изучению; приобретают первичные навыки диагностики индивидуальных свойств человека и проявлений индивидуальности личности; а также способность использовать знания о психологических особенностях личности, обусловленных личностным развитием в практической деятельности.

Отчетность по разделу «Психология личности»: – зачет с оценкой.

 


Таблица расчета учебного времени на освоение дисциплины

специальность: «Педагогическое образование»

специализация: «Безопасность жизнедеятельности»

квалификации: «Бакалавр»

форма обучения: очная

Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий Время, отводимое на самостоятельную работу обучаемых
лекции семинары практические занятия
Тема №1. Психология личности как наука    
Тема №2 Психология индивидуальности    
Тема №3. Теории личности в зарубежной психологии.  
Тема №4. Отечественная психология личности.    
Тема №5. Соотношение биологического и социального в личности    
Тема № 6. Идентичность личности и формирование Я-концепции    
Тема №7. Проблема психического здоровья личности.    
Итого:
Зачет с оценкой

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ



Дата: 2016-09-30, просмотров: 154.