МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ»
Раздел «Психология личности»
По направлениям:050100 – «Педагогическое образование»,
профиль подготовки - «Безопасность жизнедеятельности»
Квалификация (степень) –«Бакалавр»
Форма обучения -очная.
Курс 1 (2 семестр).
ХИМКИ – 2012
ББК
УДК
Автор: Выдрина Е.А. – кандидат психологических наук.
Рецензент:
Методические указания обучающимся одобрены на заседании кафедры Педагогики и психологии (протокол заседания кафедры от 00.00.2012 г. № 1).
Данное методическое пособие предназначено для студентов и слушателей Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности «Педагогическое образование».
Ó АГЗ МЧС России, 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общей задачей дисциплины является изучение теоретико-методологических и научно-практических основ психологии как науки: истории ее возникновения и основных этапов становления и развития, структуры современной психологии; ознакомление с методами психологических исследований; изучение представления о природе, структуре механизмах функционирования психики; о закономерностях формирования высших психических функций и сознания человека; изучение современных концептуальных положений о психологии личности; системы знаний о социальной психологии, о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; изучение закономерностей психического развития человека на основных этапах возрастного развития; ознакомление с психологическими закономерностями педагогического процесса и изучение взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики.
Главная задача изучения дисциплины состоит в вооружении обучаемых знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления успешной педагогической деятельности, создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды, а также умениям анализировать собственную педагогическую деятельность.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны
знать:
- предмет, функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления;
- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
- способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
- способы профессионального самопознания и саморазвития;
уметь:
- осуществлять учебно-познавательную деятельность;
- проводить психолого-педагогическую диагностику;
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- учитывать в педагогическом взаимодействии психологические особенности учащихся;
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
- накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности.
владеть:
- психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями выполнения функциональных обязанностей;
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды
Дисциплина «Психология» является дисциплиной профессионального цикла, изучение которой предусмотрено Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Она изучается в тесной связи с другими дисциплинами профессионального и специального профиля подготовки специалистов в области педагогического образования. Психология, являясь структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования, изучается параллельно с педагогикой, предполагая, что знания об организации учебного процесса надстраиваются на общие знания о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека.
Изучение дисциплины «Психология» способствует формированию у обучающихся научного понимания природы психического, отличного от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Знания об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических закономерностях развития человека на различных возрастных этапах, а также о социально-психологических процессах, происходящих в группе, позволят более успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность и решать профессиональные задачи.
Основное содержание дисциплины представлено в пяти разделах.
Раздел «Психология личности» предназначен для формирования у студентов знаний современных концептуальных положений психологии личности. Педагогу в профессиональной деятельности приходится иметь дело с различными категориями людей. Понимание особенностей личностного роста, мотивов поведения, специфики личностных проблем дает педагогу возможность более эффективно решать профессиональные задачи, оптимизировать процессы обучения, воспитания и социального общения.
В разделе «Психология личности» студенты знакомятся с предметом, задачами психологии личности, её местом в системе наук; с закономерностями формирования и развития личности; с особенностями структуры личности, ее компонентами и теоретико-методологическими подходами к ее изучению; приобретают первичные навыки диагностики индивидуальных свойств человека и проявлений индивидуальности личности; а также способность использовать знания о психологических особенностях личности, обусловленных личностным развитием в практической деятельности.
Отчетность по разделу «Психология личности»: – зачет с оценкой.
Таблица расчета учебного времени на освоение дисциплины
специальность: «Педагогическое образование»
специализация: «Безопасность жизнедеятельности»
квалификации: «Бакалавр»
форма обучения: очная
Номера и наименование разделов и тем | Всего часов учебных занятий | В том числе учебных занятий с преподавателем | Из них по видам учебных занятий | Время, отводимое на самостоятельную работу обучаемых | ||
лекции | семинары | практические занятия | ||||
Тема №1. Психология личности как наука | ||||||
Тема №2 Психология индивидуальности | ||||||
Тема №3. Теории личности в зарубежной психологии. | ||||||
Тема №4. Отечественная психология личности. | ||||||
Тема №5. Соотношение биологического и социального в личности | ||||||
Тема № 6. Идентичность личности и формирование Я-концепции | ||||||
Тема №7. Проблема психического здоровья личности. | ||||||
Итого: | ||||||
Зачет с оценкой |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ
И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
При подготовке к семинару обучающиеся должны внимательно изучить вопросы семинара и, используя конспект лекций и рекомендованную литературу, ресурсы сети Internet, составить расширенный план или тезисы доклада по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7– 10 минут.
По каждому вопросу семинара обучаемым необходимо сделать краткую запись в рабочих тетрадях и составить план ответа; выделить непонятные положения по изучаемой теме, если такие имеют место.
В ходе занятий быть в готовности выступить по каждому вопросу семинара и вести дискуссию с выступающими, по обсуждаемому вопросу.
Один-два человека с группы, назначенные старшим группы (старостой группы), готовят сообщение на тему указанную в задании семинара. Сообщение готовится либо в виде доклада, либо в виде реферата, на усмотрение обучаемого. Необходимо также обратить внимание на то, что реферат, как и доклад, не конспект по подготовке к семинарскому занятию, а самостоятельный труд по обобщению и обоснованию существующих научных и собственных взглядов по конкретно рассматриваемому вопросу. Объём реферата должен составлять порядка 8 – 10 страниц машинописного текста. При необходимости подготовить иллюстрационный материал в виде слайдов, видео материалов, либо плакатов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА
Обучающийся делает доклад, соблюдая предложенный общий порядок и останавливаясь по собственному выбору и необходимости на выделенных здесь частных моментах. Кроме этого, если это возможно, необходимо творчески расширить спектр аналитических аспектов и подходов.
Для подготовки доклада могут быть выбраны различные источники. В первую очередь материалы из учебной литературы, специализированных научных монографий и сборников (к примеру, отдельные главы или параграфы). Также могут быть использованы достаточные по содержанию статьи научных и популярных газет и журналов.
Структура и порядок доклада
1. Вводная часть (обращение к преподавателю и другим обучающимся: «Уважаемый преподаватель, уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается доклад на тему «…»).
2. Анализ публикации. Его целью является критическое осмысление докладчиком отдельных сторон публикации. Докладчик показывает, как отмечаемые им моменты выглядят в публикации, критикует автора и выдвигает собственные выводы. Такими моментами могут быть:
– оценка правильности постановки автором рассматриваемых в публикации проблем;
– анализ общей методологии автора и его мировоззренческой позиции;
– анализ логичности излагаемого материала;
– анализ использования понятий с неопределённым смыслом, их косвенное и ассоциативное определение;
– анализ наличия и формирования ложных ассоциаций (если они есть);
– анализ соответствия утверждений автора нормам и ценностям культуры.
3. Заключение докладчика с собственными выводами.
В процессе изложения докладчик может более подробно останавливаться на изложении следующих моментов: выделение основных понятий и их интерпретация; выделение социальных общностей и групп, социальных отношений, противоречий, проблем и т. д.
Докладчик должен излагать материал свободно, поддерживая интерес к теме доклада у аудитории.
Методика Кемпбелла
Исследование Я-идеального
Литература для подготовки к занятию
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник. - М.: МГУ, 2001. – 367с.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3.: Психология личности: учебник. М.: Юрайт, 2012. - 739с.
3. Общая психология и психология личности: учебник. / ред. А.А. Реан. М.: АСТ, 2011.- 640с.
4. Психология личности. Тексты. / ред. Ю.Б. Гипенрейтер, А.А. Пузырея. М., 2002. – 624с.
5. Психология личности. Хрестоматия под редакцией Райгородского. М.: Бахрах-М., 2008. – 367с.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Психология личности как отрасль психологической науки
2. Основные тенденции развития современной персонологии.
3. Многозначность понятия личности в современной психологии.
4. Соотношение понятий человек, индивид, личность
5. Понятие индивидуальности в психологии
6. Индивидуальные свойства личности и их виды
7. Основные подходы к эмпирическому исследованию личности в психологии.
8. Принцип проекции и основные проективные методы исследования личности.
9. Личностные опросники как метод изучения личности
10. Изучение личности в психоанализе З. Фрейда.
11. Понимание личности в неопсихоанализе (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни)
12. Психологические защитные механизмы и их значение в развитии личности
13. Понимание личности в бихевиоризме. Личность как продукт научения.
14. Социальное направление в поведенческом направлении.
15. Понимание личности в гуманистической психологии
16. Мотивационное» направление в гуманистической психологии (А. Маслоу)
17. Клиент-центрированный подход К. Роджерса.
18. Проблема смысла жизни в трудах В.Франкла
19. Деятельностный подход в психологии личности (С. Рубинштейн, А. Леонтьев)
20. Понимание личности в трудах Л.С. Выготского.
21. Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)
22. Соотношение биологического и социального в личности
23. Понятие и структура Я-концепции
24. Понятие идентичности в психологии. Виды идентичности
25. Проблема нормы в психологии. Подходы к определению нормы.
26. Характеристика невротических состояний личности
27. Характеристика пограничных состояний личности
28. Характеристика психотических состояний личности
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ»
Дата: 2016-09-30, просмотров: 164.