Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение: законодательные акты, стандарты бухгалтерского учета, распоряжения, приказы, инструкции

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из четырёх уровней:

1. Кодексы и Федеральные законы РФ:

а) Гражданский кодекс

б) Налоговый кодекс

в) Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»

г) Нормативные акты президента и правительства РФ

д) Другие законы

2. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством Финансов РФ. В них излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные положения, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения к определенному виду деятельности. К ним относятся:

1) Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29.07.98 г. №34н

2) ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» от 9.12.98 №60н

3) ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»

от 20.12.94 г. №167н

4) ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов» от 9.06.01 г. №44н

5) ПБУ 6/01 «Учет основных средств» от 30.03.01 г. №26н

6) ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 06.05.99 № 32н

7) ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 06.05.99 № 33н

8) ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» от 16.10.2000 № 94н

и др.

3. Методические рекомендации в виде инструкций и разъяснений предполагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности и типа производства.

Важнейшим документом этого уровня является план счетов и инструкция по его применению; инструкции, приказы и другие нормативные акты по отдельным темам и направлениям.

4. Включает рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах (учетная политика организация, рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение во главе с

гл. бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета аудиторской фирме;

4) вести учет лично.

 

Тема 2

Основные требования к бухгалтерскому учету и его задачи

Принципы бухгалтерского учета

2. Международные бухгалтерские правила.

3. Задачи бухгалтерского учета

Принципы бухгалтерского учета

 

При выборе способов ведения бухгалтерского учета руководствуются

следующими допущениями и требованиями (принципами):

1) Имущественная обособленность организации

2) Непрерывность деятельности организации

3) Последовательность применения учетной политики от одного отчетного периода к другому.

4) Временная определенность, т.е. факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от времени получения или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

5) Обеспечение полноты отражения в бух. учете всех фактов хозяйственной деятельности на основе первичных документов

6) Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском. учете и отчетности.

7) Обеспечение достижения положительных результатов хозяйственной деятельности организации.

 

Международные бухгалтерские правила.

Финансовый учет.

Управленческий учет

В настоящее время система бухгалтерского учета разделена на 2 подсистемы:

- финансовый учет;

- управленческий учет.

Сравнительная таблица финансового и управленческого учета

Показатели Финансовый учет Управленческий учет
Цель учета Формирование достоверной информации для составления финансовой отчетности. Осуществление контроля и выявление резервов Формирование информации для администрации и руководителей её структурных подразделений
Пользователи информации В основном внешние Внутренние
Обязательность ведения Обязательно Вводится по решению администрации
Объекты учета и отчетности По организации в целом По структурным подразделениям, центрам ответственности и др.подразделениям
Способы ведения бухгалтерского учета Все элементы метода бухгалтерского учета Использование всех элементов метода бух. учета не обязательно. Используются методы количественных оценок
Правила ведения учета Используются общепринятые принципы и правила Устанавливаются организацией
Используемые измерители Натуральные, трудовые, денежные Натуральные, трудовые
Способы группировки расходов По установленным элементам затрат, при необходимости по статьям калькуляции По статьям калькуляции
Степень точности информации Достоверная, документально подтвержденная Допускаются приблизительные и примерные оценки
Временный период За прошедший отчетный период За истекший, текущий и будущий период
Периодичность представления отчетности За месяц, квартал, год За более короткие периоды времени
Сроки представления отчетности Ежемесячно Через несколько дней, на следующее утро, немедленно
Ответственность за достоверность и своевременность представления учетных данных Установлена законодательством Законодательно не предусмотрена
Доступность отчетных данных Доступно для пользователей Является коммерческой тайной
Регулирующий орган Минфин РФ Минэкономразвития (на уровне разработки рекомендаций)

Задачи бухгалтерского учета

1. Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и её имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам, так и внешним – инвесторам, кредиторам и др.

2. Обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям бух. отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства РФ при осуществлении ею хозяйственных операций, за их целесообразностью; сохранностью и использованием материальных , трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами, нормами и нормативами.

3. Своевременное предупреждение негативных явлений финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутренних резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и перспективу.

4. Содействие конкуренции на рынке с целью получения прибыли.

 

Тема 3

Тема 4

Оценка основных средств

Необходимым условием правильной постановки на учет основных средств является единообразие в системе их оценке на всех предприятиях не зависимо от форм собственности.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию на данном предприятии. В зависимости от источника поступления основных средств под их первоначальной стоимостью понимается:

1. Стоимость внесенных учредителями основных средств в счет их вклада в уставный фонд предприятия;

2. Стоимость изготовленных на самом предприятии, а так же приобретенных за плату у других предприятий и лиц в сумме фактических затрат, включая расходы по доставке, монтажу и установке;

3. Стоимость объектов основных средств полученных безвозмездно, а так же в качестве субсидий в сумме, определенной экспертным путем или по данным документов приемки-передачи.

Организации разрешено не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости, исходя из современной оценки их воспроизводства.

Если по результатам переоценки балансовая стоимость основных средств превышает рыночную, то сумму превышения необходимо отразить на увеличении добавочного капитала; сумма уценки списывается на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость основных средств на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из фактических затрат по приобретению и изготовлению конкретного объекта, суммы его амортизации за период эксплуатации. В этой оценке основные средства отражаются в балансе.

Объему выпущенной продукции

Период Первоначальная стоимость Годовая сумма АМОРТИЗАЦИИ Накопленный износ Остаточная стоимость Пробег
Дата приобретения _______ ______ _______
Конец 1 – го года
Конец 2 – го года
Конец 3 – го года
Конец 4 – го года
Конец 5 – го года

Планируемый объем реализации 100000 т/км.

Амортизация на 1 т/км 10000 (стоимость ос): 100000т/км=0,1руб.

Выводы:

1. Сумма амортизационных отчислений прямопропорциональна

объему выполняемых работ

2. Накопленный износ увеличивается ежегодно в прямой зависимости от объема выполняемых работ

3. Остаточная стоимость объекта уменьшается пропорционально объему выполняемых работ, пока не достигнет ликвидационной стоимости

 

Организация вправе выбирать способ начисления амортизации по группам однородных объектов.

Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со статьей 258 и 259 главы 25 НК РФ (налог на прибыль организации):

1. Амортизационное имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования

2. Налогоплательщик исчисляет амортизацию линейным и нелинейным способом.

При линейном способе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта, а при нелинейном – умножением остаточной стоимости на норму амортизации для соответствующего объекта.

Линейный метод начисления амортизации применяют по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящими в группы 8-10, к остальному имуществу организация вправе применять любой из двух выше указанных способов

 

Лизинг

В настоящее время в России все чаще применяется лизинг. Лизинг – это особый вид предпринимательской деятельности, в соответствии с которой лизингодатель предоставляет лизингополучателю во временное пользование имущество за плату с правом последующего выкупа или без такового.

Лизинговое имущество учитывается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности»

 

Текущая аренда.

При текущей аренде основные средства остаются в собственности арендодателя (на его балансе), передаются арендатору за плату во временное пользование, по истечении срока аренды возвращаются арендодателю.

Сдача основных средств в текущую аренду отражается у арендодателя только в аналитическом учете по счету 01. В синтетическом учете эта операция не отражается, так как перехода права собственности не происходит, переданные в аренду основные средства с баланса арендодателя не снимаются.

У арендатора полученные в аренду основные средства принимаются на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» записью: Д сч. 001.

Суммы начисленных арендных платежей: у арендодателя — включаются в состав прочих операционных доходов (Д сч. 76, К сч. 91), если сдача в аренду основных средств не является предметом деятельности, и по ним начисляется НДС (Д сч. 91, К сч. 68).

Если сдача в аренду основных средств является предметом деятельности, то арендные платежи включаются в состав выручки от продажи продукции (работ, услуг) и в учете отражаются: Д сч. 62, К сч. 90 —сумма платежа, Д сч. 90, К сч. 68-сумма НДС.

У арендатора - включаются в издержки производства и обращения (Д сч. 20,25, 26, 44, К сч. 76), НДС учитывается на счете 19 (Д сч. 19, К сч. 76) и по мере оплаты арендных платежей НДС списывается в зачет бюджету (Д сч. 68, К сч. 19).

Затраты по текущему ремонту арендованных основных средств, производимому арендатором, включаются им в издержки производства и обращения (Д сч. 20, 25, 26, 44, К сч. 10, 69, 70...).

Затраты по капитальному ремонту осуществляет арендодатель и включает их в состав прочих операционных расходов (Д сч. 91, К сч. 10, 69, 70, 60; Д сч. 19, К сч. 60), если сдача в аренду основных средств для него не является предметом деятельности. В противном случае затраты по капитальному ремонту включаются в его издержки производства (Д сч. 20, К сч. 10, 69, 70...).

Затраты в виде капитальных вложений в арендованные основные средства, производимые арендодателем, отражаются в обычном порядке.

 

ТЕМА 5

Учет нематериальных активов

1. Основные нормативные документы.

Учет амортизации НМА

Амортизация НМА может начисляться следующими способами:

-линейный

-способ уменьшаемого остатка

-способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Применение одного из способов по группе однородных НМА производится в течение всего срока их полезного использования,

В целях налогового учета амортизация начисляется двумя способами:

- линейным

- нелинейным

Деловая репутация в течение 20 лет ежемесячно относится на затраты производства, путем записи:

Д 26 К 04

Отрицательная деловая репутация подлежит равномерному списанию на финансовые результаты:

Д 91/2 К 98/1

 

Задача

Организация приобрела 05.03.09 товарный знак стоимостью 50000 рублей, в том числе НДС – 7627 руб. Затраты связанные с приобретением составили 2360 руб., в том числе НДС – 360 руб.

1.Определите балансовую стоимость и отразите ситуацию в бухгалтерском учете.

Со следующего месяца начислена амортизация товарного знака линейным способом исходя из срока службы 20 лет.

3. Начислите амортизацию товарного знака за апрель 2009 года и отразите операцию в учете.

 

Вопрос:

1. Будет ли начисляться амортизация на патент, который выдан сроком на один год и на каком счете он будет учитываться?

2. В каком документе нужно отразить выбранный способ начисления амортизации по нематериальным активам?

3. По какой стоимости отражаются НМА балансе?

 

Инвентаризация НМА

При инвентаризации НМА необходимо проверить:

- наличие документов, подтверждающих права налогоплательщика на их использование:

- правильность и своевременность отражения НМА в бухгалтерском балансе.

Излишки НМА, выявленные при инвентаризации, приходуются. Делаются бухгалтерские записи на счетах:

Д 04 К

91/1

Недостача НМА отражается следующими бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета

- на сумму накопленных амортизационных отчислений:

Д 05 К 04

- на величину остаточной стоимости:

Д 94 К 04

Проведение инвентаризации обязательно, в частности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

В составе информации об учетной политике предприятия в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

1. О способах оценки НМА, приобретенных за плату

2. О принятом предприятием сроке полезного использования НМА

3. О способах начисления амортизационных отчислений по определенным группам НМА

 

Учет ГСМ

Учетная оценка

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам.

В качестве учетных цен на материалы применяются:

1. Договорные цены

2. Фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода

3. Планово-расчетные цены

4. Средние цены групп материалов

МПЗ можно отражать в учете одним из следующих способов:

1. По фактической себестоимости (в этом случае приобретенное имущество учитывается на счете 10)

2. По учетным ценам (тогда предприятие использует счет 15 «Изготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»)

 

Расчет ТЗР

Показатель Стоимость материалов в покупных ценах, руб. Сумма ТЗР, руб.
Остаток на начало периода
Поступило за период
Итого
Процент ТЗР 400/4000*100=10%  
Отпущено на производство 2000*10%=200
Остаток на конец периода

При учете материалов по учетной цене (плановой себестоимости) все движение материалов (приход, расход) учитывается по плановой себестоимости, и отражаются в номенклатуре – ценнике.

Отклонение фактической себестоимости от плановой учитывается как экономия или перерасход.

О перерасходе можно говорить в том случае, если фактическая себестоимость выше плановой, а об экономии – если фактическая себестоимость ниже плановой.

Все материалы в течение месяца отпускаются в производство по плановой себестоимости, в конце месяца плановая себестоимость доводится до фактической. Для этого на основании данных показателей ведется ведомость № 10 «Движение материалов». Рассчитывается средний процент отклонения фактической себестоимости от плановой по формуле:

Ср=(О1 + О2 )/(М1 + М2)*100%

Где:

О1 – отклонение фактической себестоимости от плановой на начало месяца

О2 – отклонения в течение месяца

М1 – остаток материалов на начало месяца по плановой себестоимости

М2 – стоимость поступивших материалов по плановой себестоимости.

Таким образом, после определения среднего процента рассчитывается сумма отклонений экономии или перерасхода. Для этого стоимость материалов, израсходованных в течение месяца по плановой себестоимости, умножаем на средний процент отклонений и определяем фактическую себестоимость израсходованных материалов.

Учет ГСМ

Бухгалтерский учет ГСМ на предприятии может вестись на счете 10 «Материалы»:

10/3 – топливо, по видам топлива, по местам хранения, материально-ответственным лицам

Например:

10/3.1 – нефтепродукты на складе

10/3.2 - топливо в баках автомобиля

На субсчете 10/3.1 «нефтепродукты на складе» учитывается поступление и движение нефтепродуктов, используемых для эксплуатации транспортных средств и находящиеся на складах, в пунктах заправки, на различных производственных участках

Основанием для записи по Д 10/3 служат первичные приходные документы (счет-фактура, накладная). Согласно этим документам материальное лицо проверяет и приходует ГСМ на склад, а в бухгалтерии делается проводка:

Д 10/3.1 К 60,70,76 (в зависимости от источника поступления на склад)

Формирование цены нефтепродуктов на складе ведется в соответствии с учетной политикой организации. На складе по К 10/3.1 списание из-под отчета материально-ответственных работников склада производится на основании ведомостей учета выдачи нефтепродуктов, требований, накладных и т.д.

В бухгалтерии на основании этих документов может быть составлена проводка:

Д 10/3.2«топливо в баках» К 10/3.1«Нефтепродукты на складе» или Д 71 К 10/3.

При списании ГСМ со склада на транспорт (в случае расходов в пределах установленных норм) Д 20,23,26 К10/3.1.

При превышении установленных норм расхода, эти суммы должны быть отнесены за счет собственных средств предприятия. В этом случае техническому составу предприятия следует определить величину перерасхода ГСМ для его устранения. Если при расследовании будет установлена вина водителя или ремонтного рабочего, то нанесенный ущерб относится за счет виновного лица.

Предприятие может приобретать бензин не только для заправки своих автомобилей, но и для ведения оптовой и розничной торговли. При этом необходимо обеспечить раздельный учет т.к. ГСМ для продажи будет учитываться на счете 41 «товары».

Учет ГСМ ведется по водителям, по маркам автомобилей и укрупненным в целом бригадам и колоннам.

Остатки топлива в баках автотранспортных средств ежемесячно подтверждается актом снятия остатков. Суммы для списания ежемесячного расхода бензина и дизельного топлива на затраты берутся из накопительных ведомостей, составленных по данным путевых листов.

На новых и средних предприятиях на приобретение ГСМ водителям выдаются деньги под отчет. В этом случае основанием для оприходования ГСМ на счет 10/3.2 служит кассовый чек АЗС. Во избежание злоупотреблений водителями, предприятие может заключить договор с АЗС и водители могут заправлять автомобили по ведомости, либо по талонам.

 

Тема 7

Тема 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Дата: 2016-09-30, просмотров: 167.