К моменту выполнения данного курсового проекта студенты еще не изучали курс “Станции и подстанции систем электроснабжения” и обычно грамотно выбрать электрические схемы подстанций не могут. Поэтому ниже очень коротко описаны наиболее часто используемые схемы подстанций потребителей и даны рекомендации по их использованию. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, подстанции являются неотъемлемой частью любой электрической сети. Во-вторых, стоимость распределительных устройств высокого напряжения подстанций потребителей сильно зависит от наличия в них выключателей. Поэтому для выбора целесообразного варианта сети необходимо хотя бы в общих чертах представлять, на каких подстанциях потребуется установка высоковольтных выключателей, и в каком количестве, и какие подстанции могут собираться по упрощенным схемам, то есть без выключателей. Здесь предлагается упрощенная методика выбора схем подстанций и определения числа выключателей. В частности, принимается по одному выключателю на каждом фидере, отходящем от источника питания (подстанция энергосистемы). Кроме того, предусматривается установка выключателей на некоторых подстанциях потребителей.
Если подстанция тупиковая (то есть находится в конце радиальной или магистральной линии), то применяется упрощенные схемы подстанций с отделителями и короткозамыкателями, без выключателей, на стороне высшего напряжения. (рис.3.1). Количество трансформаторов на подстанциях выбирается в зависимости от требуемой надежности электроснабжения. Если все потребители подстанции относятся к 3-й категории, то подстанция питается по одноцепной линии, и на ней устанавливается ”блок с отделителем” и один трансформатор (рис.3.1, а). А если среди потребителей есть потребители 1-й и 2-й категории, то питание производится по двухцепной линии, устанавливаются ”два блока с отделителями и автоматической перемычкой со стороны трансформаторов” и два трансформатора (рис.3.1, б). Поскольку аварийность воздушных линий выше, чем аварийность трансформаторов, то при такой схеме подстанции при повреждении одной из цепей ВЛ оба трансформатора с помощью перемычки могут быть подключены к цепи, оставшейся в работе.
|
Если от подстанции, питающейся по кольцевой сети или по линии с двухсторонним питанием, ответвляется третья линия, одно- или двухцепная, то применяются более сложные схемы: “двойной мостик” и ”тройной мостик”. Они изображены на рис.3.4.
При числе присоединений на стороне высокого напряжения более четырех подстанция становится узловой, и требования к надежности существенно повышаются. Поэтому схема подстанции становится более сложной. Одна из возможных схем, используемых на узловых подстанциях, показана на рис.3.5. Она имеет рабочую систему шин, секционированную выключателем, и обходную, с выключателями во всех присоединениях.
Дополнительные материалы по электрическим схемам подстанций можно найти в [1,2].
3.3 Выбор наиболее конкурентоспособных вариантов
Все составленные варианты делятся на три группы: радиально-магистральные схемы, кольцевые (в основном) схемы и смешанные. Для каждой подстанции в соответствии с п. 3.2 определяется схема электрических соединений. Затем внутри каждой группы по каким-либо критериям, не требующим больших трудозатрат, выбирается наиболее конкурентноспособный вариант. В качестве таких критериев можно использовать, например, общую длину линий “в одноцепном исчислении” и общее количество выключателей. Во-первых, эти критерии легко вычисляются, а во-вторых, отражают наиболее дорогостоящие элементы сети. Термин “в одноцепном исчислении” означает, что при суммировании длин ВЛ учитывается разница в стоимости одно- и двухцепных линий. Длина одноцепных ВЛ входит в сумму, как она есть, а длина двухцепных умножается на соответствующий коэффициент, отражающий их большую стоимость. Сечения проводов при этом вообще не учитываются.
Номинальное напряжение сети на этом этапе еще не определено, поэтому во всех вариантах, принадлежащих к одной группе, его можно считать одним и тем же и при сравнении не учитывать.
При определении общего количества выключателей учитываются выключатели, устанавливаемые на фидерах, отходящих от источников и выключатели распределительных устройств подстанций потребителей.
Что касается трансформаторов на подстанциях потребителей, то если во всех вариантах одной группы предполагается использовать одинаковые трансформаторы, при сравнении вариантов их также не учитывают. Если же трансформаторы разные, например, когда в части вариантов одной группы сеть состоит из участков с разными номинальными напряжениями, и для связи между ними будут использоваться трехобмоточные трансформаторы, то при сравнении вариантов этой группы отличия в стоимости трансформаторов следует учесть.
Далее удобно все полученные величины привести к какой-либо одной, например, к длине линий. Для этого по справочным данным определяют, скольким километрам одноцепной линии будет по стоимости соответствовать один выключатель, потом все выключатели, и общую длину линий увеличивают на эту величину. Аналогично, в километрах линии можно выразить и дополнительные капитальные вложения в трехобмоточные трансформаторы. В результате для каждого варианта получается некая приведенная длина линий. Затем по приведенной длине линий выбирают лучший вариант из каждой группы, то есть имеющий наименьшую приведенную длину линий (а значит и наиболее дешевый). Таким образом, из всех предложенных вариантов для дальнейшего расчета остаются три наиболее конкурентоспособных: один с радиально-магистральной схемой линий, один с кольцевой и один со смешанной.
3.4 Пример составления вариантов схемы сети
Для иллюстрации этих правил ниже рассматривается последовательность составления вариантов сети для электроснабжения промышленного района с шестью потребителями, а также процесс выбора из них ограниченного числа вариантов для дальнейшего рассмотрения. Источник питания- сборные шины 110-220 кВ подстанции А энергосистемы.
Географическое расположение источника и потребителей представлено на рис.3.6. Там же указаны расстояния между пунктами (в километрах). Предполагается, что в пунктах 1, 2, 3 и 6 имеются потребители 1, 2 и 3 категории, в пункте 4 - только 2 и 3, а в пункте 5 - только потребители 3 категории. Составление вариантов начинаем с наиболее простых схем.
Вариант 1 (рис.3.7) представляет собой радиально-магистральную сеть, характеризующуюся тем, что все ЛЭП прокладываются по кратчайшим трассам. Все линии, за исключением линии 4-5, двухцепные, линия 4-5 одноцепная, так как в п.5 имеются потребители только 3 категории. Предполагаем, что длины линий и нагрузки таковы, что наиболее целесообразным напряжением в этом случае будет номинальное напряжение110 кВ.
Почти все подстанции (за исключением ПС 2) могут быть выполнены по упрощенным схемам без выключателей на стороне высшего напряжения. В частности, для подстанции ПС5 принята схема по рис.3.1,б, для подстанций ПС1, ПС3, и ПС6 – по рис.3.1,а, а для подстанции ПС4 – по рис.3.2, б. В то же время подстанция ПС2 является узловой, что требует использования на стороне 110 кВ схемы повышенной надежности (с выключателями) и, следовательно, будет довольно дорогостоящей. Для нее принимаем схему по рис.3.5.
Определяем общую длину линий. Ее легко получить, сравнивая схему варианта с рис.3.6. Общая длина линий данного варианта в одноцепном исчислении получается равной:
км;
Здесь принято, что стоимость сооружения одного километра двухцепной линии в полтора раза выше, чем одноцепной. Поэтому длина всех линий, кроме линии 4-5 взята с коэффициентом 1,5.
Необходимое количество выключателей складывается из выключателей на подстанции А энергосистемы (по одному выключателю на каждый отходящий фидер) и выключателей на подстанциях потребителей. Общее количество выключателей для данного варианта составляет 16, (6 - на отходящих фидерах подстанции А и 10 - на узловой ПС2).
Общую длину линий и общее количество выключателей для этого варианта и всех последующих показываем рядом с их схемами.
Основной недостаток рассмотренного варианта – сложность и дороговизна ПС2.
Поэтому предлагаются вариант 2 (рис.3.8) и вариант 3 (рис.3.9), в которых требования к надежности ПС2 ниже. В варианте 2 питание ПС3 осуществляется от ПС1, а в варианте 3 - питание ПС 6 осуществляется от ПС 5. В обоих вариантах ПС2 становится проходной и, следовательно, значительно дешевле. Однако протяженность линий в этих вариантах больше и затраты на строительство линий выше.
На этом все рациональные варианты радиально-магистральной конфигурации сети по-видимому исчерпываются, и далее предлагаются комбинированные варианты, где часть сети имеет по-прежнему радиально-магистральную конфигурацию, а часть - кольцевую.
Вариант 4 (рис.3.10) также является развитием варианта 1 в направлении удешевления ПС2. В нем потребители 2, 3 и 6 объединены в кольцевую сеть. Это не только упрощает конструкцию ПС2, но и позволяет уменьшить суммарную длину линий. Подстанция ПС2 в этом варианте может быть выполнена по рис.3.4, а подстанции ПС3 и ПС6 – по рис.3.3.
Очевидный недостаток этого варианта - это то, что линия 3-6 будет нагружена только в послеаварийных режимах, возникающих при повреждении линии 2-3 или линии 2-6, а все остальное время будет работать вхолостую или почти вхолостую.
В вариантах 5 (рис.3.11) и 6 (рис.3.12) часть потребителей также получает питание по кольцевой сети, что также снижает общую длину ЛЭП. Но здесь нет участков, которые в нормальном режиме были бы явно незагруженными (таких, как участок 3-6 на рис.3.10). Однако следует иметь в виду, что подстанции, соединенные в кольцо, оказываются более дорогими, так как требуют на стороне 110 кВ схемы ”мостик” с выключателем в перемычке (рис. 3.3).
Вариант 7 (рис.3.13) является дальнейшим развитием варианта 6. В нем ПС3 питается от ПС2 по более короткой, чем в варианте 6, линии. Это позволило сократить общую протяженность линий, ценой удорожания ПС2, которая здесь должна иметь 3 выключателя.
Вариант 8 (рис.3.14) получен из варианта 5 путем замены линии 5-6 на линию 2-6. Выигрыша в расстоянии здесь нет, но зато линия 4-5 в этом варианте одноцепная. Хотя подстанция ПС2 здесь более дорогая, чем в варианте 5.
Вариант 9 (рис.3.15) предполагает соединение всех потребителей в одно кольцо. Общая длина ЛЭП (в одноцепном исчислении) при этом минимальна. Все подстанции имеют на стороне высшего напряжения схему ”мостик” (Рис.3.3) с одним выключателем. Существенный недостаток этого варианта - большая протяженность кольца. Есть опасение, что в послеаварийном режиме, возникающем после отключения одного из головных участков, общая потеря напряжения в сети окажется недопустимо большой.
При этом диапазона регулирования устройств РПН на подстанциях потребителей для обеспечения требуемого уровня напряжения может не хватить. Если при расчете это подтвердится, то вся экономия, ожидаемая за счет снижения уменьшение потери напряжения в послеаварийном режиме (например, постройка дополнительной линии или применение более высокого номинального напряжения 220 кВ). Вторым недостатком этого варианта является то, что к потребителю 2 электроэнергия передается через потребителей 3 и 6, то есть, течет, по существу в обратном направлении, то есть к источнику. Это приведет к увеличению общих потерь электроэнергии.
Добиться дальнейшего сокращения протяженности линий не удается, поэтому считаем, что все основные варианты, видимо, исчерпаны. Но позже может появиться необходимость в некоторых дополнительных вариантах (см. ниже).
Таким образом, общее количество вариантов получилось 9. Чтобы не проводить технико-экономический расчет всех вариантов, сразу же отберем наиболее конкурентоспособные из них (по одному от каждой группы), а остальные отбросим. Для этого проведем небольшие оценочные расчеты, позволяющие сравнить между собой варианты с одинаковыми принципами построения схем сети хотя бы в первом приближении.
Например, варианты 1...3 все имеют радиально-магистральные резервированные схемы с двухцепными линиями и, следовательно, обеспечивают примерно одинаковый уровень надежности. Поэтому сравним их между собой по суммарной длине линий и по количеству выключателей 110 кВ.
Сделав такие расчеты, получаем, что суммарная длина линий (в одноцепном исчислении) в первых трех вариантах составляет соответственно 352, 366 и 363 км. Необходимое количество выключателей в этих вариантах 16, 6 и 6. Эти числа нанесены на рисунках. Очевидно, что наиболее конкурентоспособным из этих трех вариантов является вариант 3. Поэтому для дальнейшего расчета отбираем именно его, а варианты 1 и 2 далее не рассматриваем.
Варианты 4...8 также относятся к одному принципу конфигурации сети. В них часть потребителей питается по кольцевой сети, часть – по радиально-магистральной. Из них сразу же отбрасываем вариант 4, так как в нем самая большая протяженность линий наибольшее количество выключателей. Среди оставшихся четырех вариантов этой группы явного лидера нет, поэтому определяем для каждого из них приведенную протяженность линий, приняв, что стоимость одного выключателя 110 кВ примерно равна стоимости 4 км одноцепной воздушной линии 110 кВ.
Таким образом, для дальнейшего расчета отбираем вариант 8, а варианты 5, 6 и 7 отбрасываем.
Сеть кольцевой конфигурации представлена единственным вариантом 9, поэтому оставляем его для дальнейшего расчета.
Таким образом, предварительный расчет и технико-экономическое сравнение будем проводить для вариантов 3, 8 и 9.
Выше отмечалось, что 9 рассмотренных вариантов являются основными. Однако после предварительного расчета, а также и после технико-экономического сравнения может возникнуть необходимость рассмотрения дополнительных вариантов.
Так, например, лишь в результате предварительного расчета можно выяснить, какая потеря напряжения будет в послеаварийном режиме в сети, построенной по варианту 9. Если окажется, что она не слишком велика, и регулировочные возможности устройств РПН серийных трансформаторов достаточны для обеспечения потребителей качественным напряжением, то вариант 9 оставим в том же виде для технико-экономического сравнения.
Если же выяснится, что она больше, чем возможности устройств РПН, то с целью ее уменьшения рассмотрим способы модернизации этого варианта (в порядке возрастания эффективности и, естественно, стоимости).
Во-первых, это выполнение головных участков А-1 и А-4 двухцепными линиями (назовем это вариантом 9 а). Тогда в случае аварии на головном участке отказывает только одна из цепей, поэтому наиболее тяжелым послеаварийным режимом будет отказ уже не головного, а следующего за ним участка. Потеря напряжения при этом, конечно же, меньше.
Во-вторых, это изменение схемы сети. Например, прокладка дополнительной одноцепной линии А-2 (вариант 10, рис.3.16). Сеть при этом становится сложнозамкнутой, длинное кольцо разбивается на два более коротких, и попутно устраняется обратная передача энергии по участкам 2-3 и 2-6. Другой способ изменения схемы – вариант 11 (рис.3.17). Здесь длинное кольцо также разбивается на два более коротких и устраняется обратная передача энергии. Но вновь появляется малозагруженный участок 3-6.
В-третьих, можно перейти к более высокому классу номинального напряжения 220 кВ без изменения схемы (вариант 12). Тогда нужно будет рассмотреть варианты 9а, 10, 11 и 12 и выбрать из них наиболее конкурентоспособный, который и будет участвовать в технико-экономическом сравнении вместо варианта 9. Отметим, что рассматривать эти варианты сразу смысла не имеет, так как по стоимости они все проигрывают варианту 9, и все равно были бы отброшены. Необходимость их рассмотрения возникает только в случае, если вариант 9 не проходит по техническим ограничениям (слишком большая потеря напряжения в послеаварийном режиме).
Но на этом дополнительные варианты не исчерпываются. Если при технико-экономическом сравнении выиграет вариант 3, то можно рассмотреть возможность электроснабжения ПС3 по нерезервированной схеме (так, как в ее составе нет потребителей 1 категории). Для этого линию 2-3 нужно сделать одноцепной (вариант 13). Можно также рассмотреть вариант выполнения линий 4-5 и 5-6 на напряжение 35 кВ (вариант14, рис.3.18).
Возможно, один из этих вариантов окажется даже выгоднее уже выигравшего технико-экономическое сравнение варианта 3.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ОТОБРАННЫХ ВАРИАНТОВ
В предварительном расчете делается приближенный (без учета потерь мощности) расчет потокораспределения, выбираются номинальное напряжение и сечения линий, выбранные сечения проверяются по техническим ограничениям в нормальном и наиболее тяжелом послеаварийном режимах. Определяются также общие потери мощности и наибольшая потеря напряжения. Выбираются схемы ОРУ на подстанциях потребителей. Если отобранные варианты имеют разные номинальные напряжения, то выбираются также и трансформаторы на подстанциях потребителей.
Предварительный расчет нужен для того, чтобы с минимальными трудозатратами получить необходимые данные для технико-экономического сравнения отобранных вариантов и выбора из них лучшего.
Расчет потокораспределения
Предварительный расчет потокораспределения производится для режима наибольших нагрузок и всегда должен начинаться с составления расчетной схемы (см. рис.4.4; рис.4.6). На расчетную схему наносят нагрузки и указывают длину участков. Порядок расчета зависит от типа линий, образующих сеть.
Расчет потокораспределения радиально-магистральной линии делают на основании первого закона Кирхгофа, двигаясь от наиболее удаленных потребителей к источнику. Так как расчет приближенный, то потерями мощности пренебрегают.
Кольцевую линию вначале условно “разрезают” по источнику и разворачивают, превращая кольцевую линию в линию с двухсторонним питанием. Далее определяют поток мощности на одном из головных участков (условно считая, что вся линия однородна), по формуле: ; (4.1)
Здесь - поток мощности на головном участке;
- i-тая нагрузка;
- общая длина кольцевой линии;
- расстояние от места подключения i-той нагрузки до источника, противоположного рассматриваемому головному участку.
Определив поток мощности на головном участке, далее по первому закону Кирхгофа определяют потоки на остальных участках, двигаясь к противоположному источнику. Потерями также пренебрегают. В конце расчета рекомендуется сделать проверку. Для этого нужно по формуле (4.1) определить поток мощности на противоположном головном участке и сравнить его с потоком мощности, полученным по первому закону Кирхгофа.
Если от кольцевой линии, где делается расчет потокораспределения, отходит радиальная или магистральная линия, то все нагрузки этой линии считаются находящимися в точке подключения линии.
Если кольцевая линия получает питание по радиальной, то “разрез” делают в точке подключения кольцевой линии к радиальной.
В случае сложно-замкнутой сети ее предварительно преобразуют в простую замкнутую сеть или проводят расчет потокораспределения методом узловых потенциалов, используя вычислительную технику. (На кафедре ЭПП СГТУ имеются профессиональные программы для таких расчетов).
Если в сеть входят источники ограниченной мощности, работающие в базовом режиме (например, местная ТЭЦ), то они при расчете потокораспределения учитываются, как отрицательные нагрузки.
Примеры расчетов потокораспределения для различных типов линий приведены в [4].
Дата: 2016-10-02, просмотров: 375.