Семинар 14 (тема 4). Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  1. Направление международных запросов по уголовному делу об оказании правовой помощи.
  2. Юридическая сила доказательств полученных на территории иностранного государства.
  3. Проблемы использования в процессе доказывания материалов представленных на основании запроса об оказании правовой помощи в досудебном производстве.
  4. Проблемы использования в процессе доказывания материалов представленных на основании запроса об оказании правовой помощи в суде первой инстанции.
  5. Проблемы использования в процессе доказывания материалов представленных на основании запроса об оказании правовой помощи в суде второй инстанции.

Методические рекомендации: Рассмотреть проблемы направления запросов об оказании правовой помощи, проанализировать вопросы связанные с использованием полученных материалов в процессе доказывания.

5.4. Программа самостоятельной работы студентов

Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов)
Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу Подготовка к написанию эссе, подготовка к коллоквиуму, написание рецензия на эссе СРС
Роль логики в процессе доказывания по уголовному делу Подготовка к написанию эссе, подготовка к дискуссии, написание рецензия на эссе СРС
Логика доказывания по уголовному делу Подготовка к написанию эссе, подготовка к дискуссии, написание рецензия на эссе СРС
Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания Подготовка к написанию эссе, подготовка к колоквиуму, написание рецензия на эссе; КСР СРС; КСР

Содержание самостоятельной работы студента

(по выбору преподавателя)

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Позиции М.С. Строговича по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

2. Позиции А.Я. Вышинского по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

3. Позиции П.А. Лупинской по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

4. Позиции Ф.Н. Фаткуллина по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

5. Позиции М.А. Чельцова-Бебутова по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

6. Позиции С.А. Шейфера по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

7. Позиции З.З. Зинатуллина по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

8. Позиции Ю.К. Орлова по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

9. Позиции В.С. Балакшина по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

10. 10. Позиции В.А. Лазаревой по вопросам уголовно-процессуального доказывания.

11. Уголовно-процессуальное доказывание в США.

12. Уголовно-процессуальное доказывание в Франции.

13. Уголовно-процессуальное доказывание в Германии.

14. Уголовно-процессуальное доказывание в Великобритании.

15. Уголовно-процессуальное доказывание в Испании.

16. Уголовно-процессуальное доказывание в Китае.

17. Уголовно-процессуальное доказывание в Японии.

18. Уголовно-процессуальное доказывание в Белоруссии.

19. Уголовно-процессуальное доказывание в Казахстане.

20. Уголовно-процессуальное доказывание в Украине.

Вопросы к коллоквиуму

  1. Познание и доказывание в уголовном судопроизводстве.
  2. Истина и уголовно-процессуальное доказывание.
  3. Вероятное и достоверное в уголовно-процессуальном доказывании.
  4. Логика доказывания.
  5. Доказывание в заочном порядке судебного разбирательства.
  6. Доказывание при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве.
  7. Доказывание при производстве дознания.
  8. Доказывание по налоговым преступлениям.
  9. Доказывание по экономическим преступлениям.

 

Тематика контрольных работ

 

1. Теория формальных доказательств, ее влияние на современное уголовно-процессуальное доказывание.

2. Влияние идей А.Я. Вышинского на современное доказательственное право.

3. Влияние идей Л.Е. Владимирова на современное доказательственное право.

4. Процессуальные доказательства в уголовном процессе.

5. Доказывание в заочном производстве по уголовным делам: дискуссионные вопросы.

6. Доказывание при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве: дискуссионные вопросы.

7. Доказывание по делам частного обвинения: дискуссионные вопросы.

8. Доказывание при согласии обвиняемого с предъявленные ему обвинением: дискуссионные вопросы.

9. Использование доказательств, полученных в иностранных государствах.

10. Проблемы преюдиции в уголовном процессе.

11. Презумпции в уголовном судопроизводстве.

12. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК Китая.

13. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК США.

14. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК Германии.

15. Усмотрение и его роль в процессе доказывания.

 

Тематика эссе:

1. Влияние религиозных обычаев на осуществление уголовно-процессуального доказывания.

2. Иммунитеты, их значение для уголовно-процессуального доказывания.

3. Справедливость, ее реализация в процессе доказывания.

4. Влияние усмотрения на процесс доказывания.

5. Восстановление утраченных доказательств.

6. Восполнение утраченных доказательств.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов указаны в разделе Учебно-методическое обеспечение.

 

График контроля СРС

Неделя семестра
Формы контроля д рз, ди к к р рз,ди к р кр, к ди рз к,д

 

Условные обозначения: кр-контрольная работа; к-коллоквиум; р-реферат; д-доклад; ди-деловая игра; рз-решение задач.

Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу коммуникативных технологий.

Использование традиционных технологий обеспечивает изучение процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: интерактивные технологии. При проведении практических занятий используются коммуникативные и интерактивные технологии. Данные технологии обеспечивают усвоение предлагаемого материала и возможность его применения на практике.

Образовательные технологии в преподавании дисциплинынаправлены на реализацию компетентностного подхода и основываются на принципе профессиональной направленности обучения. Традиционная лекционно-семинарская деятельность дополняется активными и интерактивными формами проведения занятий (лекция-диспут, презентация рефератов, проведение круглых столов, анализ судебных решений относящихся к тематике семинарских занятий и др.).

В процессе преподавания в основном используются традиционные образовательные технологии:

- лекции: информирующие, ориентирующие на самостоятельную работу, аналитического типа;

- семинарские занятия: нацелены на проверку самостоятельной работы, формирования навыков и умения анализировать вопросы государственно-правовой и международно-правовой практики.

При проведении семинарских занятий используются инновационные образовательные технологии: составление обзоров решений Верховного суда РФ. В ходе проведения практических занятий по дисциплине «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания» используются следующие интерактивные методы обучения:

Лекция-диспут.

Проводится двумя преподавателями, либо преподавателем и приглашенным практическим работником по конкретной теме. В процессе лекции они рассматривают конкретный вопрос с позиций теории и практики, раскрывая проблемы правоприменения, противоречия между теорией и практикой.

Учебная дискуссия.

Данный метод обучения заключается в проведении в небольших группах учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме. Преподаватель ставит проблему, обладающую новизной для лиц, участвующих в дискуссии. Магистрантам дует найти решение обозначенной проблемы. Результатом проведения учебной дискуссии является либо совпадение решения, найденного магистрантами и решения, предложенного наукой, либо согласовании мнений и позиций и как следствие – совместное формулирование решений. Целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления.

Данный метод может быть использован при рассмотрении следующих тем: Тема 1. «Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу», Тема 2. «Роль логики в процессе доказывания по уголовному делу», Тема 3. «Логика доказывания по уголовному делу», Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».

Case-study (кейс-метод) — анализ конкретных практических ситуаций.

Данный метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Цель метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Магистрантам предлагается жизненная ситуация (конкретное уголовное дело, рассмотренное судом общей юрисдикции РФ при наличии отмены судебного решения). Использование данного метода позволяет сочетать индивидуальную работу обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Данный метод используется при рассмотрении Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».

Проведениекруглых столовпроводится в рамках Темы 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания». Предполагается обсуждение следующих проблем: доказывание по уголовным делам при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве. Доказывание в суде второй инстанции.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Данный метод используется при рассмотрении Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».

Использование традиционных и новых образовательных технологий позволяет при активном участии обучающегося достичь целей и задач освоения дисциплины; сформировать знания и умения и заявленные компетенции.

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в формах:

- оценка текущей работы студента на семинарских занятиях в баллах:

активная работа на занятиях – до 5 баллов; написание эссе и творческого конспекта – до 5 баллов за каждую работу; подготовка рецензии на эссе и конспект – до 5 баллов за каждую работу.

- подготовка одним или двумя студентами (по желанию) доклада с презентацией, отражающего основные положения доктрины конкретного мыслителя ( по выбору студента) – до 75 баллов.

Видом промежуточной аттестации является экзамен, результат, которого складывается из суммы полученных баллов и устного ответа на поставленные вопросы.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине: «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания»

 

  1. Уголовно-процессуальное познание: понятие и содержание. Этапы познавательной деятельности.
  2. Теория познания как методологическая основа доказывания. Место теории познания и теории информации в процессе доказывания.
  3. Доказывание как познавательная деятельность по уголовному делу. Соотношение познания и доказывания.
  4. Проблема истины в современном уголовно-процессуальном праве. Теории истины в уголовном процессе, их характеристика.
  5. Цель уголовно-процессуального доказывания.
  6. Использование частных методов познания в уголовно-процессуальном доказывании.
  7. Значение логики и психологии для процесса доказывания.
  8. Психологическая структура доказывания: его элементы, их содержание.
  9. Логическое доказательство и уголовно-процессуальное доказывание.
  10. Современные подходы к понятию доказательств в работах ученых.
  11. Проблемы собирания доказательств.
  12. Логическая и правовая природа использование информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании
  13. Логическая и правовая природа использование информации полученной с использованием нетрадиционных методов
  14. Логическая и правовая природа и значение презумпций, используемых в уголовно-процессуальном доказывании
  15. Проверка доказательств
  16. Достоверность и вероятность в уголовном процессе
  17. Оценка доказательств, ее содержание.
  18. Совесть как критерий оценки совокупности доказательств.
  19. Усмотрение и его значение в оценке доказательств.
  20. Квазидоказательства, их понятие и значение.
  21. Допустимость доказательств. Современное состояние научных знаний о допустимости доказательств. Критерии допустимости доказательств
  22. Статическая ущербность материалов как основание для признания их недопустимыми доказательствами
  23. Динамическая ущербность материалов как основание для признания их недопустимыми доказательствами
  24. Проблемы использования специальных знаний в уголовно-процессуальном доказывании
  25. Протоколы судебных действий как вид доказательств
  26. Иные документы: понятие, виды, характеристика.
  27. Проблемы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела
  28. Проблемы доказывания по уголовным делам при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве
  29. Проблемы доказывания по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц
  30. Проблемы использования доказательств, полученных в рамках оказания помощи по уголовным делам
  31. Проблемы доказывания с участием и в отношении недееспособных и невменяемых лиц
  32. Проблемы доказывания в стадии исполнения приговора
  33. Показания свидетелей как вид доказательств
  34. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу: понятие, структура, содержание
  35. Пределы процессуального доказывания: их понятие и виды
  36. Особенности доказывания на предварительном слушании
  37. Правовые презумпции: понятие, виды и значение
  38. Суд как субъект уголовно-процессуального доказывания.
  39. Государственный обвинитель как субъект доказывания в судебных стадиях процесса
  40. Особенности доказывания по делам частного обвинения.
  41. Особенности доказывания в суде кассационной инстанции
  42. Особенности доказывания на стадии пересмотра дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам
  43. Особенности доказывания в суде надзорной инстанции
  44. Особенности доказательственной деятельности по восстановленным уголовным делам
  45. Заключение и показания эксперта как виды доказательств
  46. Особенности доказывания в стадии подготовки дела к судебному разбирательству
  47. Особенности доказывания при рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей Доказывание на стадии апелляционного производства
  48. Особенности доказывания по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
  49. Особенности доказывания по делам о применении принудительных мер воспитательного воздействия
  50. Особенности доказывания при особом порядке судебного разбирательства
  51. Особенности доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Корнакова С.В. Уголовно-процессуальное доказывание: гносеологические и логические проблемы. М., 2010.

2. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе. М., 2010.

3. Татьянин Д.В. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по вопросам уголовно-процессуального доказывания. Ижевск, 2012.

4. Уголовный процесс : учеб.для вузов по юрид. спец. и направлениям / В. К. Бобров, В. П. Божьев, Б. Б. Булатов [и др.] ; под ред. В. П. Божьева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014.

5. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. М., 2008.

Основная литература: электронный ресурс.

1. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе. Учебное пособие для магистров. СПб: Лань. 2010. 343 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1601

 

Нормативные правовые акты

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята 22 ноября 1991 г. Постановлением № 1920-1 Верховного Совета РСФСР) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ( ETS № 5) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН // СПС «Консультант Плюс».
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 2002.
  5. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г. // Там же.
  6. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10 декабря 1984 г.
  7. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, принятая Советом Европы 26 ноября 1987 г.
  8. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016)
  10. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015).
  11. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 03.02.2014).
  12. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015).
  13. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015)
  14. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
  15. О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
  16. О внешней разведке: Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
  17. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
  18. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 13.07.2015)
  19. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 155.