Методические рекомендации: Рассмотреть проблемы направления запросов об оказании правовой помощи, проанализировать вопросы связанные с использованием полученных материалов в процессе доказывания.
5.4. Программа самостоятельной работы студентов
Тема | Вид | Форма | Объем учебной работы (часов) |
Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу | Подготовка к написанию эссе, подготовка к коллоквиуму, написание рецензия на эссе | СРС | |
Роль логики в процессе доказывания по уголовному делу | Подготовка к написанию эссе, подготовка к дискуссии, написание рецензия на эссе | СРС | |
Логика доказывания по уголовному делу | Подготовка к написанию эссе, подготовка к дискуссии, написание рецензия на эссе | СРС | |
Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания | Подготовка к написанию эссе, подготовка к колоквиуму, написание рецензия на эссе; КСР | СРС; КСР |
Содержание самостоятельной работы студента
(по выбору преподавателя)
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Позиции М.С. Строговича по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
2. Позиции А.Я. Вышинского по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
3. Позиции П.А. Лупинской по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
4. Позиции Ф.Н. Фаткуллина по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
5. Позиции М.А. Чельцова-Бебутова по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
6. Позиции С.А. Шейфера по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
7. Позиции З.З. Зинатуллина по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
8. Позиции Ю.К. Орлова по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
9. Позиции В.С. Балакшина по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
10. 10. Позиции В.А. Лазаревой по вопросам уголовно-процессуального доказывания.
11. Уголовно-процессуальное доказывание в США.
12. Уголовно-процессуальное доказывание в Франции.
13. Уголовно-процессуальное доказывание в Германии.
14. Уголовно-процессуальное доказывание в Великобритании.
15. Уголовно-процессуальное доказывание в Испании.
16. Уголовно-процессуальное доказывание в Китае.
17. Уголовно-процессуальное доказывание в Японии.
18. Уголовно-процессуальное доказывание в Белоруссии.
19. Уголовно-процессуальное доказывание в Казахстане.
20. Уголовно-процессуальное доказывание в Украине.
Вопросы к коллоквиуму
Тематика контрольных работ
1. Теория формальных доказательств, ее влияние на современное уголовно-процессуальное доказывание.
2. Влияние идей А.Я. Вышинского на современное доказательственное право.
3. Влияние идей Л.Е. Владимирова на современное доказательственное право.
4. Процессуальные доказательства в уголовном процессе.
5. Доказывание в заочном производстве по уголовным делам: дискуссионные вопросы.
6. Доказывание при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве: дискуссионные вопросы.
7. Доказывание по делам частного обвинения: дискуссионные вопросы.
8. Доказывание при согласии обвиняемого с предъявленные ему обвинением: дискуссионные вопросы.
9. Использование доказательств, полученных в иностранных государствах.
10. Проблемы преюдиции в уголовном процессе.
11. Презумпции в уголовном судопроизводстве.
12. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК Китая.
13. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК США.
14. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК Германии.
15. Усмотрение и его роль в процессе доказывания.
Тематика эссе:
1. Влияние религиозных обычаев на осуществление уголовно-процессуального доказывания.
2. Иммунитеты, их значение для уголовно-процессуального доказывания.
3. Справедливость, ее реализация в процессе доказывания.
4. Влияние усмотрения на процесс доказывания.
5. Восстановление утраченных доказательств.
6. Восполнение утраченных доказательств.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов указаны в разделе Учебно-методическое обеспечение.
График контроля СРС
Неделя семестра | ||||||||||||
Формы контроля | д | рз, ди | к | к | р | рз,ди | к | р | кр, к | ди | рз | к,д |
Условные обозначения: кр-контрольная работа; к-коллоквиум; р-реферат; д-доклад; ди-деловая игра; рз-решение задач.
Образовательные технологии
При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу коммуникативных технологий.
Использование традиционных технологий обеспечивает изучение процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.
В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: интерактивные технологии. При проведении практических занятий используются коммуникативные и интерактивные технологии. Данные технологии обеспечивают усвоение предлагаемого материала и возможность его применения на практике.
Образовательные технологии в преподавании дисциплинынаправлены на реализацию компетентностного подхода и основываются на принципе профессиональной направленности обучения. Традиционная лекционно-семинарская деятельность дополняется активными и интерактивными формами проведения занятий (лекция-диспут, презентация рефератов, проведение круглых столов, анализ судебных решений относящихся к тематике семинарских занятий и др.).
В процессе преподавания в основном используются традиционные образовательные технологии:
- лекции: информирующие, ориентирующие на самостоятельную работу, аналитического типа;
- семинарские занятия: нацелены на проверку самостоятельной работы, формирования навыков и умения анализировать вопросы государственно-правовой и международно-правовой практики.
При проведении семинарских занятий используются инновационные образовательные технологии: составление обзоров решений Верховного суда РФ. В ходе проведения практических занятий по дисциплине «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания» используются следующие интерактивные методы обучения:
Лекция-диспут.
Проводится двумя преподавателями, либо преподавателем и приглашенным практическим работником по конкретной теме. В процессе лекции они рассматривают конкретный вопрос с позиций теории и практики, раскрывая проблемы правоприменения, противоречия между теорией и практикой.
Учебная дискуссия.
Данный метод обучения заключается в проведении в небольших группах учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме. Преподаватель ставит проблему, обладающую новизной для лиц, участвующих в дискуссии. Магистрантам дует найти решение обозначенной проблемы. Результатом проведения учебной дискуссии является либо совпадение решения, найденного магистрантами и решения, предложенного наукой, либо согласовании мнений и позиций и как следствие – совместное формулирование решений. Целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления.
Данный метод может быть использован при рассмотрении следующих тем: Тема 1. «Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу», Тема 2. «Роль логики в процессе доказывания по уголовному делу», Тема 3. «Логика доказывания по уголовному делу», Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».
Case-study (кейс-метод) — анализ конкретных практических ситуаций.
Данный метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Цель метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Магистрантам предлагается жизненная ситуация (конкретное уголовное дело, рассмотренное судом общей юрисдикции РФ при наличии отмены судебного решения). Использование данного метода позволяет сочетать индивидуальную работу обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.
Данный метод используется при рассмотрении Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».
Проведениекруглых столовпроводится в рамках Темы 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания». Предполагается обсуждение следующих проблем: доказывание по уголовным делам при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве. Доказывание в суде второй инстанции.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Данный метод используется при рассмотрении Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».
Использование традиционных и новых образовательных технологий позволяет при активном участии обучающегося достичь целей и задач освоения дисциплины; сформировать знания и умения и заявленные компетенции.
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в формах:
- оценка текущей работы студента на семинарских занятиях в баллах:
активная работа на занятиях – до 5 баллов; написание эссе и творческого конспекта – до 5 баллов за каждую работу; подготовка рецензии на эссе и конспект – до 5 баллов за каждую работу.
- подготовка одним или двумя студентами (по желанию) доклада с презентацией, отражающего основные положения доктрины конкретного мыслителя ( по выбору студента) – до 75 баллов.
Видом промежуточной аттестации является экзамен, результат, которого складывается из суммы полученных баллов и устного ответа на поставленные вопросы.
Вопросы к экзамену по дисциплине: «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания»
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Корнакова С.В. Уголовно-процессуальное доказывание: гносеологические и логические проблемы. М., 2010.
2. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе. М., 2010.
3. Татьянин Д.В. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по вопросам уголовно-процессуального доказывания. Ижевск, 2012.
4. Уголовный процесс : учеб.для вузов по юрид. спец. и направлениям / В. К. Бобров, В. П. Божьев, Б. Б. Булатов [и др.] ; под ред. В. П. Божьева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014.
5. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. М., 2008.
Основная литература: электронный ресурс.
1. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе. Учебное пособие для магистров. СПб: Лань. 2010. 343 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1601
Нормативные правовые акты
Дата: 2016-10-02, просмотров: 180.