МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.04 «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания»
40.04.01.- Направление подготовки –Юриспруденция
Наименование магистерской программы
Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности
Степень выпускника
МАГИСТР
Форма обучения
Очная
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2016
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению
Подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")
Составитель рабочей программы д.ю.н., профессор__________________ Л.Г. Татьянина
Рабочая программа утверждена на кафедре уголовного процесса и правоохранительной деятельности от «____»___________________2016
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор ____________________________З.З. Зинатуллин
Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности «_____» ______________20___ г.
Председатель методической комиссии ____________________________________________
Согласовано с библиотекой УдГУ ______________________________________________
Директор библиотеки УдГУ ___________________________________________________
Курс входит в профессиональный цикл дисциплин вариативного компонента. Курс готовит студентов к осуществлению научно-практической деятельности, связанной с изучением и исследованием проблем процессуального доказывания по уголовным делам. Теория и методология уголовно-процессуального доказывания призван раскрывать закономерности процесса собирания, проверки и оценки доказательств в процессе расследования преступлений и рассмотрения уголовного дела.
Основная цель курса – способствовать овладению студентами методическими и дидактическими рекомендациями по осуществлению научной и практической деятельности.
Изучение теории и методологии уголовно-процессуального доказывания необходимо потому, что оно позволяет более глубоко и совершенно исследовать вопросы познания и доказывания в уголовном судопроизводстве, рассмотреть существующие проблемы правоприменения. В то же время оно способствует воспитанию бережного отношения к основным ценностям: свободы личности, ее неприкосновенности, недопустимости ограничения ее прав и свобод, их защиты.
Значение данной учебной дисциплины заключается еще и в том, что знание ее основных категорий позволяет самостоятельно разбираться в сложных проблемах доказывания по уголовным делам.
Методология уголовно-процессуального доказыванияотносится к вариативной части цикла ООП. Дисциплина адресована студентам первого курса магистерской программы: уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности.
Изучению дисциплины предшествуют изученные в рамках подготовки бакалавров юриспруденции дисциплины: уголовное право, уголовно-процессуальное право.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к дальнейшему изучению дисциплин вариативной части: актуальные проблемы уголовно-процессуального права, правовые и организационные проблемы реализации судебной власти в уголовном процессе, правовые и организационные проблемы обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве, правовые и организационные проблемы деятельности адвокатов в уголовном судопроизводстве, научно-исследовательской работе, учебной и производственной практикам.
Программа дисциплины построена линейно-хронологически, в ней выделены разделы: 1) содержание и цель познания по уголовному делу; 2) роль логики в процессе доказывания по уголовному делу; 3) логика доказывания; 4) проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания.
И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
№ | Наименование раздела учебной дисциплины | Лекций (час.) | Практических занятий (час.) | Самостоятельной работы (час.) | Форма текущего контроля | Компетенции |
Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу | Эссе, опрос, дискуссия на тему, рецензия на эссе | |||||
Роль логики в процессе доказывания по уголовному делу | Эссе, опрос, дискуссия на тему, рецензия на эссе | |||||
Логика доказывания по уголовному делу | Эссе, опрос, дискуссия на тему, рецензия на и эссе | |||||
4. | Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания | Эссе, опрос, дискуссия на тему, рецензия на и эссе КСР | ||||
Всего |
5. Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Содержание раздела 1. Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу
Познание: понятие и содержание.
Теория познания как методологическая основа доказывания.
Этапы познавательной деятельности.
Место теории познания и теории информации в процессе доказывания.
Доказывание как познавательная деятельность по уголовному делу.
Сущность и понятие процессуального доказывания по делу.
Соотношение познания и доказывания.
Проблема истины в современном уголовно-процессуальном праве.
Теории истины в уголовном процессе, их характеристика.
Цель уголовно-процессуального доказывания.
Критерии истины в уголовно-процессуальном доказывании.
Содержание раздела 2. Роль логики в процессе доказывания по уголовному делу
Использование частных методов познания в уголовно-процессуальном доказывании
Значение логики и психологии для процесса доказывания.
Психологическая структура доказывания: его элементы, их содержание.
Значение законов логики в процессе доказывания по уголовному делу
Логическое доказательство и уголовно-процессуальное доказывание
Логическая и прагматическая характеристика вопроса и его значение в уголовном судопроизводстве
Архаическая концепция доказательств.
Двойственная концепция доказательств.
Информационная концепция доказательств.
Формальная теория доказательств.
Системная концепция доказательства.
Современные подходы к понятию доказательств в работах ученых.
Содержание раздела 3. Логика доказывания по уголовному делу
Элементы уголовно-процессуального доказывания
Проблемы собирания доказательств.
Логическая и правовая природа использование информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании
Логическая и правовая природа использование информации полученной с использованием нетрадиционных методов
Логическая и правовая природа и значение презумпций, используемых в уголовно-процессуальном доказывании
Проверка доказательств
Достоверность и вероятность в уголовном процессе
Логический аспект трансформации вероятного знания в достоверное в процессе доказывания по уголовному делу
Оценка доказательств, ее содержание.
Совесть как критерий совокупности доказательств.
Усмотрение и его значение в оценке доказательств.
Внутреннее убеждения, понятие особенности формирования
Содержание раздела 4. Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания
Планы практических занятий
Семинар 1 (тема 1). Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу.
4. Место теории познания и теории информации в процессе доказывания.
5. Место теории отражения в процессе уголовно-процессуального доказывания.
Методические рекомендации:Необходимо рассмотреть соотношение категории познания и доказывания. Изучить содержание теории познания и теории информации в процессе доказывания, рассмотреть их соотношение применительно к использованию в процессе доказывания. Рассмотреть особенности реализации теории отражения в процессе доказывания. Рассмотреть философское и уголовно-процессуальное содержание категории «цель», определить цель уголовно-процессуального доказывания. Рассмотреть философское и уголовно-процессуальное содержание понятие «истина», определить значение истины в уголовном процессе.
Семинар 2 (тема 1). Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу.
Методические рекомендации:Рассмотреть понятие «предмет доказывания» обосновать его структуру. Изучить содержание каждого элемента структуры, исследовать проблемы формирования предмета доказывания по уголовному делу на каждой стадии процесса по конкретному уголовному делу. Рассмотреть содержание пределов доказывания, определить факторы являющие на установления пределов доказывания.
Вопросы к коллоквиуму
Тематика контрольных работ
1. Теория формальных доказательств, ее влияние на современное уголовно-процессуальное доказывание.
2. Влияние идей А.Я. Вышинского на современное доказательственное право.
3. Влияние идей Л.Е. Владимирова на современное доказательственное право.
4. Процессуальные доказательства в уголовном процессе.
5. Доказывание в заочном производстве по уголовным делам: дискуссионные вопросы.
6. Доказывание при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве: дискуссионные вопросы.
7. Доказывание по делам частного обвинения: дискуссионные вопросы.
8. Доказывание при согласии обвиняемого с предъявленные ему обвинением: дискуссионные вопросы.
9. Использование доказательств, полученных в иностранных государствах.
10. Проблемы преюдиции в уголовном процессе.
11. Презумпции в уголовном судопроизводстве.
12. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК Китая.
13. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК США.
14. Сравнительная характеристика уголовно-процессуального доказывания по УПК РФ и УПК Германии.
15. Усмотрение и его роль в процессе доказывания.
Тематика эссе:
1. Влияние религиозных обычаев на осуществление уголовно-процессуального доказывания.
2. Иммунитеты, их значение для уголовно-процессуального доказывания.
3. Справедливость, ее реализация в процессе доказывания.
4. Влияние усмотрения на процесс доказывания.
5. Восстановление утраченных доказательств.
6. Восполнение утраченных доказательств.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов указаны в разделе Учебно-методическое обеспечение.
График контроля СРС
Неделя семестра | ||||||||||||
Формы контроля | д | рз, ди | к | к | р | рз,ди | к | р | кр, к | ди | рз | к,д |
Условные обозначения: кр-контрольная работа; к-коллоквиум; р-реферат; д-доклад; ди-деловая игра; рз-решение задач.
Образовательные технологии
При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу коммуникативных технологий.
Использование традиционных технологий обеспечивает изучение процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.
В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: интерактивные технологии. При проведении практических занятий используются коммуникативные и интерактивные технологии. Данные технологии обеспечивают усвоение предлагаемого материала и возможность его применения на практике.
Образовательные технологии в преподавании дисциплинынаправлены на реализацию компетентностного подхода и основываются на принципе профессиональной направленности обучения. Традиционная лекционно-семинарская деятельность дополняется активными и интерактивными формами проведения занятий (лекция-диспут, презентация рефератов, проведение круглых столов, анализ судебных решений относящихся к тематике семинарских занятий и др.).
В процессе преподавания в основном используются традиционные образовательные технологии:
- лекции: информирующие, ориентирующие на самостоятельную работу, аналитического типа;
- семинарские занятия: нацелены на проверку самостоятельной работы, формирования навыков и умения анализировать вопросы государственно-правовой и международно-правовой практики.
При проведении семинарских занятий используются инновационные образовательные технологии: составление обзоров решений Верховного суда РФ. В ходе проведения практических занятий по дисциплине «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания» используются следующие интерактивные методы обучения:
Лекция-диспут.
Проводится двумя преподавателями, либо преподавателем и приглашенным практическим работником по конкретной теме. В процессе лекции они рассматривают конкретный вопрос с позиций теории и практики, раскрывая проблемы правоприменения, противоречия между теорией и практикой.
Учебная дискуссия.
Данный метод обучения заключается в проведении в небольших группах учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме. Преподаватель ставит проблему, обладающую новизной для лиц, участвующих в дискуссии. Магистрантам дует найти решение обозначенной проблемы. Результатом проведения учебной дискуссии является либо совпадение решения, найденного магистрантами и решения, предложенного наукой, либо согласовании мнений и позиций и как следствие – совместное формулирование решений. Целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления.
Данный метод может быть использован при рассмотрении следующих тем: Тема 1. «Содержание и цель познания в процессе доказывания по уголовному делу», Тема 2. «Роль логики в процессе доказывания по уголовному делу», Тема 3. «Логика доказывания по уголовному делу», Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».
Case-study (кейс-метод) — анализ конкретных практических ситуаций.
Данный метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Цель метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Магистрантам предлагается жизненная ситуация (конкретное уголовное дело, рассмотренное судом общей юрисдикции РФ при наличии отмены судебного решения). Использование данного метода позволяет сочетать индивидуальную работу обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.
Данный метод используется при рассмотрении Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».
Проведениекруглых столовпроводится в рамках Темы 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания». Предполагается обсуждение следующих проблем: доказывание по уголовным делам при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве. Доказывание в суде второй инстанции.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Данный метод используется при рассмотрении Тема 4. «Проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания».
Использование традиционных и новых образовательных технологий позволяет при активном участии обучающегося достичь целей и задач освоения дисциплины; сформировать знания и умения и заявленные компетенции.
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в формах:
- оценка текущей работы студента на семинарских занятиях в баллах:
активная работа на занятиях – до 5 баллов; написание эссе и творческого конспекта – до 5 баллов за каждую работу; подготовка рецензии на эссе и конспект – до 5 баллов за каждую работу.
- подготовка одним или двумя студентами (по желанию) доклада с презентацией, отражающего основные положения доктрины конкретного мыслителя ( по выбору студента) – до 75 баллов.
Видом промежуточной аттестации является экзамен, результат, которого складывается из суммы полученных баллов и устного ответа на поставленные вопросы.
Вопросы к экзамену по дисциплине: «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания»
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Корнакова С.В. Уголовно-процессуальное доказывание: гносеологические и логические проблемы. М., 2010.
2. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе. М., 2010.
3. Татьянин Д.В. Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по вопросам уголовно-процессуального доказывания. Ижевск, 2012.
4. Уголовный процесс : учеб.для вузов по юрид. спец. и направлениям / В. К. Бобров, В. П. Божьев, Б. Б. Булатов [и др.] ; под ред. В. П. Божьева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014.
5. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. М., 2008.
Основная литература: электронный ресурс.
1. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе. Учебное пособие для магистров. СПб: Лань. 2010. 343 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1601
Нормативные правовые акты
ЖУРНАЛЫ
Уголовное право
Уголовный процесс
Законность
Российская юстиция
Российский следователь
«Черные дыры» в российском законодательстве
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.igpan.ru/rus - Вестник Арбитражного Суда
2. www.shpl.ru – Государственная Публичная Библиотека
3. http://www.nbmgu.ru – Научная Библиотека МГУ
4. http://www.lib.pu.ru – Научная Библиотека СПбГУ
5. http://genproc.gov.ru сайт Прокуратуры РФ
6. http://udmproc.ru - сайт Прокуратуры УР
7. http://mvd.ru - сайт МВД
8. http://www.vsrf.ru/ - сайт Верховного Суда РФ
9. http://fskn.gov.ru – Официальный сайт ФСКН России
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- аудитория для проведения лекционных и семинарских занятий, позволяющая использовать оборудование для дистанционного проектирования;
- компьютерное оборудование и программное обеспечение, включая доступ в Интернет ауд. 338 (4 корпус).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.04 «Теория и методология уголовно-процессуального доказывания»
40.04.01.- Направление подготовки –Юриспруденция
Наименование магистерской программы
Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности
Степень выпускника
МАГИСТР
Форма обучения
Очная
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2016
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению
Подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")
Составитель рабочей программы д.ю.н., профессор__________________ Л.Г. Татьянина
Рабочая программа утверждена на кафедре уголовного процесса и правоохранительной деятельности от «____»___________________2016
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор ____________________________З.З. Зинатуллин
Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности «_____» ______________20___ г.
Председатель методической комиссии ____________________________________________
Согласовано с библиотекой УдГУ ______________________________________________
Директор библиотеки УдГУ ___________________________________________________
Курс входит в профессиональный цикл дисциплин вариативного компонента. Курс готовит студентов к осуществлению научно-практической деятельности, связанной с изучением и исследованием проблем процессуального доказывания по уголовным делам. Теория и методология уголовно-процессуального доказывания призван раскрывать закономерности процесса собирания, проверки и оценки доказательств в процессе расследования преступлений и рассмотрения уголовного дела.
Основная цель курса – способствовать овладению студентами методическими и дидактическими рекомендациями по осуществлению научной и практической деятельности.
Изучение теории и методологии уголовно-процессуального доказывания необходимо потому, что оно позволяет более глубоко и совершенно исследовать вопросы познания и доказывания в уголовном судопроизводстве, рассмотреть существующие проблемы правоприменения. В то же время оно способствует воспитанию бережного отношения к основным ценностям: свободы личности, ее неприкосновенности, недопустимости ограничения ее прав и свобод, их защиты.
Значение данной учебной дисциплины заключается еще и в том, что знание ее основных категорий позволяет самостоятельно разбираться в сложных проблемах доказывания по уголовным делам.
Методология уголовно-процессуального доказыванияотносится к вариативной части цикла ООП. Дисциплина адресована студентам первого курса магистерской программы: уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности.
Изучению дисциплины предшествуют изученные в рамках подготовки бакалавров юриспруденции дисциплины: уголовное право, уголовно-процессуальное право.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к дальнейшему изучению дисциплин вариативной части: актуальные проблемы уголовно-процессуального права, правовые и организационные проблемы реализации судебной власти в уголовном процессе, правовые и организационные проблемы обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве, правовые и организационные проблемы деятельности адвокатов в уголовном судопроизводстве, научно-исследовательской работе, учебной и производственной практикам.
Программа дисциплины построена линейно-хронологически, в ней выделены разделы: 1) содержание и цель познания по уголовному делу; 2) роль логики в процессе доказывания по уголовному делу; 3) логика доказывания; 4) проблемы осуществления уголовно-процессуального доказывания.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 170.