В каждой образовательной организации необходимо сформировать особый блок практической работы – перспективное детство и успешное взросление. За детство разных детей с разными нуждами (одарённых детей, детей с особыми
потребностями, сирот, детей из неблагополучных семей, детей мигрантов) должны отвечать профессионалы образования, подключая к своей работе психологов, врачей, социальных работников.
Ребёнка необходимо обучать в соответствии с возрастными возможностями и его особенностями, недостатками, задержками, ущербами социализации. Как учитель, так и педагогический коллектив отвечают и за обучение, и за воспитание, и за социализацию. Этим определяется качество работы образовательной организации.
Особую тревогу научного сообщества сегодня также вызывает уровень и качество знаний молодого поколения о России. Именно эти знания обеспечивают формирование российской идентичности. Можно выделить два типичных феномена, характеризующих знания молодёжи о своей стране. Первый – тотальное незнание на уровне базовых вещей. Второй – хорошее знание фактов вкупе с антироссийской их интерпретацией. Базовой причиной появления и проявления этих проблем является чрезмерная ориентация на копирование зарубежных образцов и методик образовательной деятельности.
В качестве основных проблемных областей знаний педагоги выделяют русский язык, историю, географию, окружающий мир. При этом знания о России слабо связаны с личным опытом, в том числе из-за неразвитости внутреннего туризма. Самой сложной воспитательной задачей представители педагогического сообщества считают формирование ценностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие мира. Очевидно, что индоктринация противопоказана, идеологический формализм и догматизм приведут к обратным результатам.
Необходимо создать банк лучших практик воспитания на основе использования современных образовательных технологий (проблемных дискуссий, игровых тренингов, сессий стратегического сценирования, молодёжных форумов межконфессионального общения и диалога цивилизаций и пр.), позволяющих
осуществлять личностное самоопределение в конфликтной ситуации. Эти практики должны стать достоянием учителей в педагогических вузах, институтах развития образования, специальных центрах компетенций.
2.3.4. Содержание образования
Нужна резкая фундаментализация содержания образования, а также интегративные подходы к его организации. Необходимо выделить фундаментальное ядро знаний, умений, навыков, способностей и компетенций, которое ребёнок должен освоить в результате получения среднего образования. Отказ или невозможность его освоения приводят к образовательной инвалидности.
У учащегося должно быть сформировано умение учиться, он должен получить представления о базовых способах важнейших типов деятельности – исследования, проектирования, конструирования, управления. Одним из принципов организации интегративного ядра предметного содержания образования может быть введение метапредметов. Метапредметное содержание включает умения работать с задачами, проблемами, схемами, знаниями.
Вторым принципом выступает учёт отличий социокультурной практики детства и взросления в России от подобных практик в других странах. В том числе в области развития понимания текстов, постановки и решения сложных задач, в формах творчества детей. Следует делать упор на сильные стороны российских школьников и российских педагогических школ.
Образовательные технологии
Результаты информационной революции оказывают существенное влияние на образовательную практику. Причём это влияние может быть двунаправленным: сужающим или расширяющим возможности обучения. Мультиэкранная среда стимулирует развитие функции распределённого внимания, т. е. «всеприсутствия» человека одновременно во множестве разных процессов.
Современные дети «подсажены» на мобильные платформы. К сожалению,
очень часто школьники присутствуют на уроке одной пятой концентрации своего внимания и сознания. А иногда не присутствует вовсе, поместив за парту лишь своё отделённое от сознания тело. Утрачивается навык безотрывного сопровождения вниманием работы учителя. Вместе с тем, концентрация внимания на определённой теме существенно влияет не только на результаты образования, но и на возможности самореализации ребёнка в будущем.
Безусловно, современные средства обучения – электронные доски, медиапроигрыватели, электронные учебники, дистанционное обучение и т. п. – являются для учителя большим подспорьем. Однако гораздо большее значение имеет личность учителя и его умение применять деятельностные методы дидактики.
Образовательные технологии должны включать диагностику возможностей школьников, верную постановку задач учителем, сценарии возможного решения задач учащимися в «зоне ближайшего развития». Поэтому важно создание региональных центров компетенций, занимающихся накоплением и распространением лучших современных образовательных технологий.
Также необходимо учитывать, что личностный рост в образовании возможен только при персонализированном, личностно-ориентированном обучении. Персонализация в образовании не связана с индивидуализацией. Персонализация неразрывно соединена с воспитанием и самовоспитанием, формированием мировоззрения. Благодаря ей происходит личностный рост каждого ребёнка, раскрытие его творческого потенциала с учётом индивидуальных склонностей.
2.3.6. Независимая оценка качества образования
Качество образования выпускников школ продолжает снижаться. ЕГЭ не стал общепринятой российской нормой оценки качества образования. Общество не рассматривает его в качестве общепринятого испытания на зрелость. Исходно правильная идея о том, что результаты образования должны оцениваться независимым специальным институтом, в ходе реализации привела к ощутимым негативным последствиям.
Непрозрачная, однобокая система ЕГЭ подрывает в обществе ценность образования. Вызывают справедливые подозрения в «подгонке» результатов меры по снижению проходного балла по русскому языку и математике, а также запутанные математические расчёты, чем-то похожие на манипулирование со спекулятивными деривативами на биржах. Серьёзной социальной и управленческой ошибкой стало применение единого госэкзамена для оценки эффективности работы учителей, школ и региональных систем образования.
В российском обществе существенно обеднела база тех формируемых знаний, умений, навыков, которые осваивались в советской школе. Так, трудовые навыки и умения, навыки эстетической деятельности, навыки самообслуживания, умения самоорганизации, контроля за здоровьем вообще ушли из большинства учебных заведений. Вместе с тем, многие инновационные наработки, появившиеся в российской школе в постсоветский период, также никак не укладываются в идеологию проведённых реформ и внедрённого единого госэкзамена.
Очевидно, что нам необходима новая отечественная система оценки качества образования. Эта оценка должна выявлять реальную базу освоения знаний, умений, навыков, а также способностей и компетенций на разных ступенях образования. Такая система оценки должна строиться в том числе с точки зрения подготовки наших школьников к интенсивному интеллектуальному труду: исследовательской и проектной деятельности.
2.3.7. Интеграция образования, науки и экономики
Главным принципом деятельности государственных органов управления образованием должно быть понимание образования как интегральной социальной технологии. В сознание управленцев, руководителей школ и вузов, учителей и преподавателей должно быть возвращено понимание действия образования за пределами системы образования.
Образование следует воспринимать как важнейшее общественное дело. Как систему переговорных площадок о будущем развитии социальной и экономической
сфер общества. Функционирующие и перспективные направления нуждаются в кадрах нового качества. Нужны профессионалы, способные к развитию. Нужны специалисты в новых областях лазеростроения, каталической промышленности, газохимии, нефтехимии, углехимии, систем хромолитографии, силовой энергетики, технологий сверхпроводимости для сверхскоростного транспорта на магнитном подвесе, технологий биофотоники и т. д.
При этом в равной степени неверно и приспосабливать образование к текущим задачам бизнеса, и диктовать свои условия бизнесу с позиций науки и образования. Нужно договариваться о реализации долгосрочных стратегий по созданию новых технологий для индустрий, которых ещё нет. Для решения подобных задач нужны российские университеты и техникумы нового поколения. Необходимы бизнес- консорциумы из образовательных организаций и бизнес-корпораций, заинтересованных в технологическом и территориальном переосвоении России.
«Языком» коммуникации высшего и среднего профессионального образования с бизнес-сообществом должна стать сетка новых профессий, которые будут востребованы в России, по сути – стратегических типов занятости. Определение новой сетки профессий будущего является формой программирования кадрового потенциала и создания новых индустрий и бизнесов в регионах, для которых могут быть подготовлены высококвалифицированные профессионалы, начиная со школьной скамьи.
Разработка перечня новых перспективных профессий является первым институциональным шагом. Следующий шаг – создание системы непрерывного образования, разработка и сертификация инновационных программ непрерывного образования. Эти программы должны обеспечивать подготовку кадров под заданный набор компетенций.
Только чёткое понимание того, что система образования в состоянии подготовить группы инженеров, учёных, управленцев, специалистов в области гуманитарных технологий, способных поддерживать деятельность существующих
разнообразных инфраструктур и создавать принципиально новые инфраструктурные решения, может обеспечить эффективность долгосрочных инвестиций в образование.
Культура
Осуществление Платформы развития страны состоит не только в проведении экономических преобразований и новой индустриализации. Модернизация невозможна без раскрытия российской цивилизационной идентичности на основе развития сфер образования и культуры.
Формирование и поддержание общей системы ценностей зиждется на едином культурном коде. Культура формирует представления о добре и зле, о современном и несовременном, об успехе, о счастье, о деньгах, о самопожертвовании, самоограничении. Поэтому у каждой состоявшейся страны – мощная и разветвлённая культура, успешно сочетающая в себе всё многообразие традиций и новаций. Без общих ценностей нет единой гражданской нации.
За весь постсоветский период у нас так и не была сформирована государственная культурная политика. Фактически государство сняло с себя ответственность за сферу культуры и культурное наследие. В результате мы наблюдаем продолжающийся процесс «умирания» библиотек, музеев, театров, архивов и других культурно-образовательных институтов.
В первую очередь необходимо обеспечить приоритет финансирования культуры как основного элемента сохранения целостности многонациональной страны. Финансовую поддержку учреждений культуры следует строить на сочетании двух принципов: прямых дотаций и налоговых льгот для бизнеса.
Тем самым государство финансирует право гражданина на доступ к культуре. Дотирует прокат отечественных фильмов в кинотеатрах, субсидирует общественно важные книгоиздательские проекты, запускает программы закупок книг современных авторов в библиотеки страны, втягивает музеи и клубы в современную
проектную работу. На особом финансировании должны находиться меры поддержки талантливых детей. Нужна государственная протекция детских программ и конкурсов, в т. ч. для ребят из детских домов, из бедных и социально неблагополучных семей.
Важным направлением является развитие меценатства. С помощью гибкого законодательства следует стимулировать создание частных и корпоративных отечественных фондов, поддерживающих культуру. Нужны стимулы для благотворительных пожертвований частных лиц и предприятий на сохранение и реставрацию объектов исторического и культурного наследия. Уже сегодня необходимо провести «инвентаризацию» объектов, представляющих историческую ценность и находящихся в аварийном состоянии. К такой работе в обязательном порядке следует привлечь представителей профессионального сообщества и общественных организаций.
Отдельного внимания заслуживает приоритетная поддержка культурных инициатив в российских регионах. Сегодня культурные инициативы и институции сконцентрированы в столицах и ряде крупных городов. Необходимо изменить принципы бюджетного финансирования культуры в регионах, обеспечив доступ и приобщение к культурным ценностям для жителей малых городов и сельских территорий.
Нужно создавать мощные творческие и образовательные кластеры для поднятия депрессивных индустриальных городов. Такими кластерами могут стать музейные городки, центры искусства, культурно-туристические комплексы, академгородки, университетские кампусы, независимые киностудии, творческие лаборатории, продюсерские центры. Для жителей отдалённых районов нужно расширить возможности доступа к культурным центрам. Для погружения в культурную атмосферу городов надо поддерживать организацию выездов на выставки, фестивали и другие культурно-массовые мероприятия.
Ещё одним магистральным путём реализации культурной политики выступает
развитие школ как социокультурных центров. Образовательные организации являются универсальным институтом, через который проходят все слои населения. Многовекторное взаимодействие системы образования с местным социумом позволяет существенно повысить качество жизни граждан. В самой системе образования требуется методическая переработка комплекса предметов гуманитарного цикла. Именно они формируют картину мира, стиль жизни, шкалу ценностей, и готовят человека к деятельности в сложном меняющемся мире.
История мировой культуры и эстетическое воспитание являются важнейшими основами дошкольного и школьного образования. Надо ввести обязательное изучение различных национальных культур нашей страны как составной части общероссийской культуры. Также одной из сложных задач, стоящих перед научным и образовательным сообществом, является обучение граждан понимать современное искусство, язык новой культуры.
На международной арене следует формировать новый имидж России как единого поликультурного и многоконфессионального пространства. Для этого необходима системная поддержка всех видов творческого обмена, академических и профессиональных стажировок российских граждан; поддержка переводов российской художественной и научной литературы на иностранные языки; поддержка международных художественных, учебных и исследовательских центров, занимающихся российской историей и культурой.
Здравоохранение
Одной из важных составляющих человеческого капитала является капитал здоровья. Значительная часть населения отличается достаточно низким ресурсом духовно-нравственного, социально-психического и телесного здоровья. Интегральным показателем этого является низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни. Помимо состояния окружающей среды здоровье граждан определяется двумя факторами: образом жизни и качеством системы
здравоохранения.
Таким образом, следует выделять 2 компонента формирования здоровья нации
– собственно систему здравоохранения и слаборазвитую в нашей стране сферу формирования практик здоровья и здорового образа жизни. Очевидно, что по обоим направлениям нужны тектонические усилия, чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки (в прямом и переносном смысле).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 173.