ПЛАН
13.1 Общие положения.
13.2 Перевозки предприятий по простой транспортной технологии.
13.3 Перевозки предприятий по сложной транспортной технологии
13.1 Транспортная технология – это совокупность способов транспортирования и переработки груза в перевозочном процессе. Поэтому в структуру транспортной технологии входит весь комплекс погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, складских и транспортных операций.
Транспортная технология определяется тем видом транспорта, который выполняет основную, по дальности перемещения груза, часть транспортной работы в тонно-км выражении. На промышленном транспорте получили применение транспортные технологии с использованием следующих видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, конвейерного и, в отдельных случаях, специального.
В основу классификации транспортных технологий принимается их структура. В соответствии с этим признаком транспортные технологии промышленных предприятий подразделяются на простые и сложные (комбинированные).
Простые технологии характеризуются использованием одного вида транспорта с доставкой груза непосредственно от цеха (склада) отправителя до цеха (склада) получателя.
При сложных технологиях доставка груза от цеха (склада) отправителя до цеха (склада) получателя производится с применением нескольких (2 и более) видов транспорта. Они работают в едином комплексе и взаимоувязываются по основным перевозочным параметрам, но требуется перегрузка перевозимого груза в узлах стыковки различных видов транспорта.
Простые и сложные транспортные технологии применяют как на внешних, так и внутрипроизводственных (межцеховых и других) перевозках грузов, в которых используются различные виды транспорта.
13.2 Простая транспортная технология реализуется на промышленных предприятиях следующими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, конвейерным и специальными видами (преимущественно трубопроводным гидравлическим и канатно-подвесными дорогами). Это наиболее эффективная транспортная технология, обеспечивающая выполнение большого объема перевозок с наименьшими затратами.
Железнодорожный транспорт по простой технологии применяется на следующих грузопотоках:
а) на внешних перевозках сырья и полуфабрикатов от предприятий поставщиков, а также на вывозке готовой продукции потребителям, расположенным на значительном расстоянии, через сеть магистральных железных дорог, преимущественно в вагонах внешнего парка или операторов-перевозчиков, а в ряде случаев и в вагонах заводского парка.
Главным условием для ее применения является наличие у предприятий поставщиков и потребителей железнодорожных путей с примыканием к станциям магистральных железных дорог.
В настоящее время данная транспортная технология является доминирующей на внешних перевозках промышленных предприятий и с ее применением железнодорожным транспортом в стране перевозится до 90 % всех грузов.
б) на внутрипроизводственных перевозках предприятий (в частности металлургических). Технологическая схема представлена на рисунке 13.1.
В первую очередь это касается ряда грузов, на перевозке которых (учитывая их состояние, физико-механические свойства, массу, габариты) использование железнодорожного транспорта являются на сегодняшний день безальтернативным техническим решением. Это касается прямых перевозок между производственными цехами в специальном технологическом подвижном составе расплавленного чугуна и шлака, горячих слитков и заготовок и др.
Кроме того, железнодорожный транспорт применяется на прямых перевозках технологических грузов между цехами, которые характеризуются значительным объемом и расстоянием. На металлургических предприятиях это агломерат, кокс, отсевы кокса, колошниковая пыль, отходы металла и др.
Условные обозначения: По и Пп – предприятия отправитель и получатель; станции – СП – примыкания; ЗСС – заводская сортировочная; РС – районная; цехи – Цвпф – выпуска полуфабриката, Цппф – переработки полуфабриката, Цпо – переработки отходов производства; Сс – склад сырья; - погрузка груза; - выгрузка груза; - направление
грузопотоков полуфабрикатов (пф), сырья (с) и отходов производства (оп) и готовой продукции (гп)
Рис. 13.1 – Схема перевозок грузов железнодорожным транспортом по простой транспортной технологии:
а – внешних; б – внутрипроизводственных
Наибольшее применение рассматриваемая технология с использованием большегрузных автосамосвалов грузоподъемностью до 30 – 180 т получила на карьерах (рудных, угольных и др.), в первую очередь при их небольшой глубине и ограниченных расстояниях транспортирования (до 2 – 3 км), а также на технологических перевозках металлургических предприятий, в частности на перевозке шлаков сталеплавильных цехов.
Внешние автоперевозки промышленных предприятий по простой транспортной технологии характеризуется незначительным объемом. Лишь в последний период наметились тенденции их роста за счет расширения масштабов использования большегрузных автопоездов (грузоподъемностью 25 – 30 т). Такая технология имеет место при перевозке готовой продукции на короткие расстояния в случаях, когда расходы автотранспорта меньше, чем железнодорожного или при необходимости поставки материалов и комплектующих изделий в сроки, регламентируемые процессом основного производства (перевозка дорогостоящих металлодобавок, огнеупоров и др.).
13.3. На промышленных предприятиях сложные транспортные технологии применяются в основном в двух случаях:
а) на внешних перевозках при отсутствии у предприятия собственных подъездных железнодорожных путей до станции магистральной железной дороги. В этом случае возникает необходимость дополнительного подвоза груза с предприятия на станцию, выгрузки и промежуточного складирования на грузовом дворе и последующей погрузки груза в железнодорожные вагоны внешнего парка для перевозки предприятию-получателю. В отдельных случаях транспортирование с перегрузкой и промежуточным складированием груза могут иметь место как у предприятия-отправителя, так и предприятия получателя. Схема перевозок по рассматриваемой транспортной технологии приведена на рисунке 13.3.
Подвоз и вывоз груза, как правило, осуществляется грузовым автотранспортом, а тип подвижного состава определяется объемом перевозок и расстоянием транспортирования.
б) на внутрипроизводственных перевозках в случаях, когда по технико-экономическим показателям более эффективным является применение комбинированной транспортные технологии, включающую два и более вида транспорта. При этом, в конкретных производственных условиях используются преимущества каждого из видов транспорта.
Основное применение сложные транспортные технологии получили при открытой разработке полезных ископаемых (угля, железной руды, минерального сырья, нерудных ископаемых). В специфических горнотехнических условиях карьеров производственные агрегаты (карьерные экскаваторы), осуществляющие погрузку первичного сырья (пустой породы и необогащенного полезного ископаемого) в подвижной состав железнодорожного и автомобильного транспорта размещаются на значительных площадях и высотных отметках до глубины 300 – 400 м и более. Кроме того, они постоянно перемещаются в процессе производства горных работ; в связи с чем меняются план, продольный профиль и длина транспортных коммуникаций.
В большинстве случаев первичное сырье вывозится из карьера на собственную обогатительную фабрику, где оно перерабатывается и такие перевозки относятся к внутрипроизводственным.
На различных участках движения груза по трассе (от экскаваторов по рабочим уступам внутри карьера, подъем из карьера на поверхность и по поверхности к пунктам выгрузки груза) показатели этих элементов весьма различны. Это обусловливает необходимость использования различных видов транспорта.
Структура комбинированных транспортных технологий карьеров, как правило, включает следующие виды транспорта: железнодорожный (основной) и автомобильный, конвейерный (основной) и автомобильный, железнодорожный и конвейерный (основные) и автомобильный. Во всех комбинациях автомобильный транспорт как наиболее маневренный используется, в качестве дополнительного, на подвозе горной массы внутри карьера.
При указанных схемах в транспортную технологию вводятся перегрузочные устройства и сооружения (бункеры, склады и т.д.).
В отдельных случаях, при необходимости применения конвейерного транспорта, в технологические схемы включают дробильные установки (стационарные или передвижные) для измельчения крупнокусковой горной массы.
С целью обеспечения расчетного объема перевозок (Qр) все звенья сложной транспортной технологии увязываются по своим технико-эксплуатационным показателям в единый комплекс.
Рис. 13.3 – Схема перевозок грузов по сложной транспортной технологии: а – при отсутствии подъездных железнодорожных путей у предприятия отправителя; б - при отсутствии подъездных железнодорожных путей у предприятия отправителя и получателя; ГД – грузовой двор
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гненеральный план и транспорт промышленных предприятий: Учебник для вузов / В. М. Акулиничев, А.С. Гельман, В. И. Тиверовский, Б.Ф.Шаульский. – М.: Стройиздат, 1990.
2. Губенко В.К. Общий курс промышленного транспорта. Учебник для ВУЗов / В.К. Губенко, В.Э. Парунакян. – М.: Транспорт, 1994.
3.Гудков А.В. Обновление тягового подвижного состава // Промышленный транспорт XXI век. – № 1, 2005.
4. Единая транспортная система: Учеб. для вузов / В.А.Галабурда, В.А.Персианов, А.А.Тимошкин и др. Под ред. В.Г.Галабурды: 2-е изд. с измен. и допол. – М: Транспорт, 1999.
5. Козлов П.А. От информационных систем к управляющим // Железнодорожный транспорт. – 1999, – №9.
6. Матюнин И. Е. Подвижной состав промышленного транспорта: Учебник для вузов по специальности «Промышленный транспорт». – Минск: Высшая шк., 1982.
7. Металлургические мини-заводы: Монография / Смирнов А.Н., Сафонов В.М., Дорохова Л.В., Цупрун А.Ю. – Донецк: Норд-Пресс, 2005.
8. Металлургия чёрных металлов. Линчевский Б.В.,Соболевский А.Л., Кальменев А.А. : Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Металлургия, 1988.
9. Никодимов А. П. Генеральный план и транспорт промышленных предприятий. Учеб. пособие. Часть 1 и 2. – СПб.: ЦОТПБСПП, 2007.
10. Организация перевозок и управление железнодорожным транспортом металлургических заводов / С.И. Лабадин, М.И. Шмулевич. – М.: Металлургия, 1978.
11. Парунакян В.Э. Общий курс транспорта: учебное пособие / В.Э. Парунакян, М.В. Хара. – Мариуполь. Полиграфия ПГТУ, 2008.
12. Парунакян В.Э. Концепция повышения эффективности управления вагонопотоками на предприятии /В.Э. Парунакян, В. А. Бойко, Ю. В. Гусев // Вестник Приазовского гос. техн. ун.: Сб. науч. тр. – Мариуполь 2003. – Вып. 13.
13. Попов А.Т., Суслова О.А. Оптимизация технологического процесса промышленного железнодорожного транспорта металлургического комбината // Промышленный транспорт XXI век. – № 5/6, 2006.
14. Рытов Ю.И. Современные решения генеральных планов и транспорта металлургических заводов / Ю.И. Рытов. – М.: Металлургиздат, 2007.
15. Сидяков В.А. Промышленный железнодорожный транспорт. Проблемы и решения // Железнодорожный транспорт. – № 7, 1997.
16.Томаков П. М., Наумов И. К. Технология, механизация и организация открытых горных работ: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Недра, 1985.
17. Шмулевич М.И. Промышленный транспорт и логистика // Промышленный транспорт XXI век. – № 4, 2006.
18. Путь и путевое хозяйство промышленных железных дорог / В.Ф.Яковлев, Б.А.Евдокимов, В.Э.Парунакян, А.Н.Перцев; Под ред. В.Ф.Яковлева., М.: Транспорт, 1990. – 341с.
19. Яцківський Л.Ю. Загальний курс транспорту: Навчальний посібник/ Л.Ю. Яцківський, Д.В. Зеркалов. – К.: Арістей, 2007.
20. Бойко В. А. Совершенствование системы управления транспортно-грузовыми комплексами металлургических предприятий на основе логистических принципов / В. А. Бойко, В. Э. Парунакян, Ю. В. Гусев // Металл и литьё Украины 7-8. – 2005. – С. 86 - 89.
21. Парунакян В. Э. Основные принципы формирования логистической системы производственно-транспортного комплекса промышленных предприятий / Вестник Восточноукраинского национального ун-та им. В.Даля, № 10(152) (Часть 1). – Луганск.: Изд-во ВНУ. – 2010. – С. 159-174.
22. Парунакян В. Э. Моделирование логистической цепи материалодвижения при отгрузке металлопродукции / В. Э. Парунакян, А. В. Маслак // Подъёмно-транспортная техника. – 2008. – №3 . – С.3 -16.
23. Парунакян В.Э. Идентификация процессных характеристик логистической цепи в транспортно-грузовом комплексе отгрузки металлопродукции. Часть I / В. Э. Парунакян, А. В. Маслак, Е. И. Сизова // Вестник Приазовского гостехнун-та: Сб. науч. тр. – Мариуполь 2007. – Вып. 17. – С. 198-203.
24. Неруш Ю. М. Логистика: учебник / Неруш Ю. М. – [2-е изд.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 520 с.
25. Логистика: тренинг и практикум: учеб. пособие/ [ Б. А. Аникин, В.М.Вайн, В.В.Водянова и др. ]; под ред. Б. А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 232.