10.3 Расчет суточного объема перевозок предприятия
10.1 Каждый производственный цех помимо основного материального потока или основного груза, прибывающего в виде сырья или промежуточного продукта, а также отправляемой продукции, имеет достаточно широкую номенклатуру сопутствующих грузов прибытия и отправления (рис. 10.1).
Рис. 10.1 – Схема грузопотоков производственного цеха: Qвх и Qвых – основные грузы входа и выхода (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция); q1 – q4 – сопутствующие грузы прибытия; q11 – q14 – то же отправления.
В связи с указанным принимаем
, тыс. т./год (10.1)
где – годовой объем продукции i-го производственного цеха, тыс. т в год. Принимается в соответствии с таблицей технологических параметров завода.
Сопутствующие грузы представляют собой элементарные грузопотоки, поскольку имеют установившийся во времени объем перевозок, а также адреса отправителя и получателя груза. Понятие элементарного грузопотока подчеркивает, что перевозки носят постоянный характер и не являются случайными.
Годовой объем перевозок каждого производственного цеха определяется по всем элементарным грузопотокам прибытия и отправления по фактическому годовому объему выпускаемой продукции с помощью нормативных расходных коэффициентов, устанавливающих потребность в данном грузе на 1 т продукции.
Поэтому
, тыс. т. в год (10.2)
, тыс. т. в год (10.3)
где – расходный коэффициент j-го груза по прибытию в i-й цех;
– расходный коэффициент j-го груза по отправлению из i-го цеха.
Отсюда годовой объем перевозок i-го цеха по прибытию ( )
, тыс. т в год (10.4)
по отправлению ( )
, тыс. т в год (10.5)
где – количество грузов прибытия и отправления.
Общий годовой объем перевозок цеха
, тыс. т в год (10.6)
Математическая модель для определения общего годового объема перевозок i-го производственного цеха имеет вид
, тыс. т в год (10.7)
Расчет объема перевозок производится в табличной форме (табл. 10.1) по каждому цеху с полной номенклатурой грузов по прибытию и отправлению.
Таблица 10.1.
Расчет объема перевозок производственного цеха
Годовая производительность ________ тыс. т.
Наименование груза | Откуда (куда) перевозится | Расходный коэффициент на 1 т продукции | Годовой объем перевозок, тыс. т. | Принятый вид транспорта |
1. Прибытие | ||||
2. Отправление |
Номенклатура грузов и расходные коэффициенты для них по прибытию и отправлению по производственным цехам металлургического комбината приведены в специальных таблицах.
Расчет объема перевозок по производственным цехам выполняется на ЭВМ.
10.2 Распределение грузопотоков производственных цехов по видам транспорта связано и, в значительной мере, обусловлено технологией производства и планировочными решениями генерального плана завода.
Основными факторами, определяющими вид транспорта для конкретного грузопотока являются: вид и физико-механические свойства перевозимого груза, объем, расстояние и технологический регламент перевозки, а также средства погрузочно-разгрузочных работ в начальном и конечном пунктах.
Поэтому определение вида транспорта должен осуществляться после расчета технологических параметров и установление регламента работы производственных агрегатов, а также предварительной проработки планировочных решений генерального плана завода.
Определение вида внешнего транспорта зависит от размещения предприятий-поставщиков сырья и топлива, схемы существующей сети железных дорог, местоположения предприятий – потребителей продукции и т.д.
В связи с особенностями связанными с поставками сырья и отгрузкой готовой продукции, а также географическим расположением большинства металлургических предприятий, основным видом внешнего транспорта является железнодорожный. Для перевозки ряда компонентов шихты сталеплавильных цехов, имеющих ограниченные по объемам, но регламентированные по срокам доставки, грузопотоки ферросплавов, огнеупоров и некоторых других грузов используется автомобильный транспорт. В отдельных случаях поставка сырья может производиться конвейерным транспортом, а отгрузка готовой продукции водным транспортом.
На внутризаводских перевозках важнейшими факторами при определении вида транспорта являются технология производства, тип и мощность применяемого металлургического оборудования, а также вид, состояние, физико-механические свойства и объемы перевозимого груза. При этом должны учитываться: схема горизонтального и высотного размещения производственных агрегатов, технологический регламент подачи, места ввода и фронта приема компонентов сырья и выхода продукции.
Важно отметить, что технико-эксплуатационные параметры принятого вида транспорта (уклоны продольного профиля и радиусы кривых участков транспортных коммуникаций) будут определять расстояние между взаимодействующими производственными цехами и их положение на промплощадке.
Следовательно, определение вида транспорта по грузопотокам предприятия производится с учетом технологических требований на основе сравнения их технико-эксплуатационных показателей применительно к конкретным производственным условиям.
По показателям объема перевозок и принятым видам транспорта по всем грузопотокам производственных цехов составляется сводная таблица объема перевозок в целом по комбинату (табл. 10.2) и диаграмма грузопотоков.
На основе полученных данных определяется показатель, характеризующий транспортоемкость металлургического комбината. Транспортоемкость ( ) определяется по формуле:
, т/т (10.8)
где – общий объем перевозок грузов проектируемого завода, без специальных видов транспорта, тыс. т. в год;
– суммарный объем выпуска готовой продукции, тыс. т. в год.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 204.