Сущность и функции науки. Образ науки в позитивизме, неопозитивизме, постпозитивизме.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Познавательная и мировоззренческая функции науки;

Функция науки как непосредственной производительной силы;

Функция науки в качестве социальной силы;

Культурная функция науки;

Позитивизм- направление, оформившееся в 30х XIX. Введен основателем, Контом (1798-1857). Возникновение и эволюция которого неотделимы от развития научного знания.

1) начальная стадия - О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль. 2) эмпириокритицизм, или махизм - Р.Авенариус, Э.Мах, оформилась в конце XIX - начале XX века. 3)неопозитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим: проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий, попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, - этику, литературу, психологию.

Сложные отношения к философии. Доверие сменилось скептическим отношением, стремление освободиться от ее диктата. Критическое отношение.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Традиционной философии, метафизика с ее поисками начал и причин – признается неосновательной, должна быть упразднена, лишена статуса «науки наук».Может сохранить статус науки, если изменит свой предмет. Процесс познания - единственный предметом философии как строгой науки.

Сциентизм - научное знание - оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеал научного знания - естественно-научное знание. Антисциентизм - враждебность науки человеку, о невозможность построить человеческую жизнь на научной основе.

Конт человеческую историю и философию разделил на три стадии: 1)теологическая - явления рассматриваются как объекты воздействия сверхъестественных сил. 2)метафизическая - все в мире объясняется действием абстрактных, отвлеченных начал. 3)позитивной стадии – человека не интересуют происхождение и судьбы мира, он строит свои рассуждения только на наблюдении. Философия - инструментом упорядочивания наук, способ выявления общих для всех наук законов. Спенсер. Задача философии - в унификации знания, в выявлении общих интересов, лежащих в основе всех наук. Милля. Основное орудие научной философии - индуктивная логика.

Эмпириокритицизм. Р.Авенариуса, Э.Маха. Разделяют идею об упразднении старой метафизики, об изменении положения философии в культуре. Однако в отличие от позитивистов "первой волны", которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя.

Термин - критика опыта. Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, оцениваемого некую субстанцию, первооснову мира. Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи).

Неопозитивизмв 20-х годах XX века. Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Появление связано с формированием новых областей научного знания, возникновением новых методов исследования. Усложнилась структура научной теории, возникла потребность выработки специальных языков науки. Но логический позитивизм не ограничился применением специальных методов в области, традиционно являющейся полем деятельности философии. Попытался окончательно вытеснить традиционную философию из области исследования научного познания.

2 типа научных высказываний: высказывания о фактах эмпирических наук и предположения, аналитические предложения формальных наук. Принцип верификации – проверка – основополагающий. Все, что нельзя сопоставить с базисными предложениями науки, лишены смысла, псевдонаучны: большинство философских и религиозных. Не предмет научного исследования то, что нельзя увидеть или зафиксировать с помощью приборов. + Фальсификация – возможность эмпирического опровержения. Сопоставимы с опытом – научны (ослабился критерий истинности),

Пересмотр роли философии в познании: выявление ненаучности, "бессмысленности" традиционных идей, которые никак не сопоставимы с опытом, ничего не говорят нам о мире, в котором мы живем + замена старой метафизики новой, научной философией – изменить предмет, естественная наука, а не система высказываний о недоступном опыту.

ПОстпозитивизм.Сохраняет за философией область, далекую от науки. Мистику – то, что невозможно ясно сформулировать, что не имеет ответов. Витгенштейн. Развитие научного знания - не плавно, а скачками, прерывается кризисами, отказом от старых принципов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт ("все ясно, дальше идти некуда"). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 136.