Человек, общество и история в философии марксизма. Современный марксизм.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия Канта.

И. Кант(1724-1804) - самый старший из блестящей плеяды немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия. Читал множество лекционных курсов, от метафизики до физической географии. Творчество Канта делится на два этапа - докритический и критический.

Докритический период - интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) – гипотеза о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц, классификация животного мира, идея естественной теории человеческих рас. + Теологические вопросы – доказывал бытие Бога. + Аналитика – способ превратить метафизику в точную науку.

Критический период в творческом развитии Канта начинается с 70-х годов. Основные работы критического периода - "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790).

О границах человеческого познания. Знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. Вещи, которые имеют отношение к человеческому опыту – познаваемы. «Вещи сами по себе» - человек не может познать.

Синтез разума и чувств с помощью воображения – создание единого образа из различных представлений. «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

Мир вещей в себе – не зависит от наших ощущений и мышления, закрыт для теоретического познания.

Мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. Человек может познавать безгранично этот мир. 2 рода знания: априорное – предшествует опыту, независимо от него, апостериорное – получаемое из опыта.

Взаимоотношения человека с миром «вещей в себе» - понятия «трансцендентальный" и "трансцендентный". "Трансцендентальный" – относится к познанию, которое интересуется не предметом, а видами познания, выходящий за пределы эмпирического опыта. "Трансцендентный" - выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это скорее предмет веры, непознаваемый.

Задача Канта - выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. В "Критике чистого разума" он задает три вопроса: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика.

Математика опирается на априорные формы чувственного созерцания - пространство и время. Человек обладает особыми ощущениями пространственности и временности, сквозь них смотрит на мир: возможность устанавливать положение различных предметов, перемену мест, отношения последовательности, одновременности.

Естествознание основывается на рассудке. Рассудок - это способность оперировать понятиями по схемам мышления.

Метафизика – разум - способность вносить единство в правила, стремление к безусловному синтезу. Разум воплощается в философском размышлении. Действует по-разному: разум - регулятор познания, он высшая и направляющая инстанция для рассудка.

Человек имеет два характера: эмпирический – чел. принадлежит к миру явлений – мир обусловленного, нет свободы, действия можно объяснить с помощью внешней причинной связи; ноументальный характер – действует сообразно идее свободы. Смотри со стороны – одна сторона человеческого поведения – продукт свободы, другая – природы. Человека нельзя познать с помощью чистого разума, можно только изнутри.

Невозможно доказать бытие Бога, постичь первоосновы природного мира, состоит ли материя из атомов или делима до бесконечности, есть ли беспричинные события или все необходимы.

При рассмотрении всех этих вопросов разум запутывается в противоречиях. Он видит равные основания для противоположных выводов, для заключений о том, что мир ограничен и что он бесконечен, что материя делима до бесконечности и что есть предел деления.

Практический разум - говорит человеку о необходимости действия вне зависимости от возможных последствий этого действия. Субъект практического разума (нравственного сознания) как бы намеренно выключает себя из цепочки причинно-обусловленных действий, он может действовать в условиях полной познавательной неопределенности. Для него подлинной реальностью оказывается его бессмертная душа, Бог, свобода.

Этика. Радикальная позиция Канта – все пытались вывести нравственность из природы или Божья воля. Кант – идея Бога безусловна благодаря практическому разуму, нельзя обнаружить причины нравственности. Можно обнаружить только императивы в душе, которые заставляют человека действовать независимо от неблагоприятного результата, даже противоречие желаниям.

Нравственный императив - это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. Его следует отличать от императивов гипотетических, предполагающих обусловленность поступка целью.

Нравственный закон - категорический императив Канта не содержит конкретных предписаний, ничего не навязывает, говорит лишь о необходимости относиться к себе и к себе подобным как к субъектам свободной воли: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства". Кант формирует категорический императив и несколько по-другому: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда - как к средству.

Человек всегда может поступать сообразно долгу. Именно поэтому Кант связывает моральный закон и свободу. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Нужно допустить, что поступок, который мы собираемся совершить, будут совершать все. Если это не приведет к самоотрицанию последнего, он может трактоваться как нравственный, хотя в ряде случаев здесь могут потребоваться дополнительные уточнения.

Особенности художественного творчества. «Критика способности суждения». Исследует здесь феномен эстетического удовольствия. Источник - гармоническое взаимодействие рассудка и воображения благодаря эстетическим идеям. Создание таких образов (идей) под силу лишь гениям, которые в своих творениях перерастают свои собственные рациональные замыслы, вкладывая бесконечность в конечное.

В поздних сочинениях - тема общественного прогресса. Он считал, что общество в целом, как и индивиды, нацелено на совершенствование. Впрочем, если в совершенствовании личностей решающую роль играют моральные мотивы, го общество развивается естественным путем, при определяющем влиянии конкуренции между людьми.

 

 

Ницше.

Следуя Ш.понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, слитое с «волей власти». Расширение, усвоение, рост - устремление к тому, что сопротивляется. Человек, ставший господином природы, господином своей собственной дикости – колоссальное количество власти по сравнению с недочеловеком.

Но не примитивная борьба за существование. Для Шопенгауэра воля к жизни - это природное начало. Ницше отдает дань биологической трактовке жизни. Цель - разрушить барьеры, которые классическая философия возводила между человеческим миром и миром в его первозданности. Нет двух миров - мира в себе и мира для нас, есть один мир - мир жизни, борьбы и поражения, столкновения с неизвестным.

Жизнь в ее "человеческом" исполнении - между природой и культурой, это единство природности и духовности. Жить - это значит быть иным, нежели природа, не подчиняться ни природной, ни человеческой необходимости.

Жизнь - как реализация человеком "воли к власти" - это сверхжизнь, лишена нормативности. "Жизнь" Ницше - символ свободы, творчества, борьбы.

Антропосоциогенез - происхождение человека и общества. Дарвин - генетическое родство человека с животным, следовательно, естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.

Энгельс – сторонник трудовой гипотезы происхождения - в силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. В процессе коллективной деятельности у людей возникает "потребность что-то сказать друг другу".

Вильчека. естественный отбор подозрителен: почему-то отбраковывались полезные признаки, а закреплялись вредные - безволосость, отсутствие когтей и клыков, прямохождение, долгий период детства. Чтобы "труд создал человека", труд должен был существовать до человека. Главная причина возникновения человека - первоначальное отчуждение, разрыв коммуникации с природой, ослабление или утрата инстинктов, появление множества " больных животных ".

Философия Канта.

И. Кант(1724-1804) - самый старший из блестящей плеяды немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия. Читал множество лекционных курсов, от метафизики до физической географии. Творчество Канта делится на два этапа - докритический и критический.

Докритический период - интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) – гипотеза о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц, классификация животного мира, идея естественной теории человеческих рас. + Теологические вопросы – доказывал бытие Бога. + Аналитика – способ превратить метафизику в точную науку.

Критический период в творческом развитии Канта начинается с 70-х годов. Основные работы критического периода - "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790).

О границах человеческого познания. Знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. Вещи, которые имеют отношение к человеческому опыту – познаваемы. «Вещи сами по себе» - человек не может познать.

Синтез разума и чувств с помощью воображения – создание единого образа из различных представлений. «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

Мир вещей в себе – не зависит от наших ощущений и мышления, закрыт для теоретического познания.

Мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. Человек может познавать безгранично этот мир. 2 рода знания: априорное – предшествует опыту, независимо от него, апостериорное – получаемое из опыта.

Взаимоотношения человека с миром «вещей в себе» - понятия «трансцендентальный" и "трансцендентный". "Трансцендентальный" – относится к познанию, которое интересуется не предметом, а видами познания, выходящий за пределы эмпирического опыта. "Трансцендентный" - выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это скорее предмет веры, непознаваемый.

Задача Канта - выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. В "Критике чистого разума" он задает три вопроса: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика.

Математика опирается на априорные формы чувственного созерцания - пространство и время. Человек обладает особыми ощущениями пространственности и временности, сквозь них смотрит на мир: возможность устанавливать положение различных предметов, перемену мест, отношения последовательности, одновременности.

Естествознание основывается на рассудке. Рассудок - это способность оперировать понятиями по схемам мышления.

Метафизика – разум - способность вносить единство в правила, стремление к безусловному синтезу. Разум воплощается в философском размышлении. Действует по-разному: разум - регулятор познания, он высшая и направляющая инстанция для рассудка.

Человек имеет два характера: эмпирический – чел. принадлежит к миру явлений – мир обусловленного, нет свободы, действия можно объяснить с помощью внешней причинной связи; ноументальный характер – действует сообразно идее свободы. Смотри со стороны – одна сторона человеческого поведения – продукт свободы, другая – природы. Человека нельзя познать с помощью чистого разума, можно только изнутри.

Невозможно доказать бытие Бога, постичь первоосновы природного мира, состоит ли материя из атомов или делима до бесконечности, есть ли беспричинные события или все необходимы.

При рассмотрении всех этих вопросов разум запутывается в противоречиях. Он видит равные основания для противоположных выводов, для заключений о том, что мир ограничен и что он бесконечен, что материя делима до бесконечности и что есть предел деления.

Практический разум - говорит человеку о необходимости действия вне зависимости от возможных последствий этого действия. Субъект практического разума (нравственного сознания) как бы намеренно выключает себя из цепочки причинно-обусловленных действий, он может действовать в условиях полной познавательной неопределенности. Для него подлинной реальностью оказывается его бессмертная душа, Бог, свобода.

Этика. Радикальная позиция Канта – все пытались вывести нравственность из природы или Божья воля. Кант – идея Бога безусловна благодаря практическому разуму, нельзя обнаружить причины нравственности. Можно обнаружить только императивы в душе, которые заставляют человека действовать независимо от неблагоприятного результата, даже противоречие желаниям.

Нравственный императив - это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. Его следует отличать от императивов гипотетических, предполагающих обусловленность поступка целью.

Нравственный закон - категорический императив Канта не содержит конкретных предписаний, ничего не навязывает, говорит лишь о необходимости относиться к себе и к себе подобным как к субъектам свободной воли: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства". Кант формирует категорический императив и несколько по-другому: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда - как к средству.

Человек всегда может поступать сообразно долгу. Именно поэтому Кант связывает моральный закон и свободу. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Нужно допустить, что поступок, который мы собираемся совершить, будут совершать все. Если это не приведет к самоотрицанию последнего, он может трактоваться как нравственный, хотя в ряде случаев здесь могут потребоваться дополнительные уточнения.

Особенности художественного творчества. «Критика способности суждения». Исследует здесь феномен эстетического удовольствия. Источник - гармоническое взаимодействие рассудка и воображения благодаря эстетическим идеям. Создание таких образов (идей) под силу лишь гениям, которые в своих творениях перерастают свои собственные рациональные замыслы, вкладывая бесконечность в конечное.

В поздних сочинениях - тема общественного прогресса. Он считал, что общество в целом, как и индивиды, нацелено на совершенствование. Впрочем, если в совершенствовании личностей решающую роль играют моральные мотивы, го общество развивается естественным путем, при определяющем влиянии конкуренции между людьми.

 

 

Человек, общество и история в философии марксизма. Современный марксизм.

Философские идеи Маркса в русле немецкой классической философии, идеи общефилософского плана в ряде экономических исследований – «Капитал». Некоторые с Энгельсом. Конец классической философии активности, деятельности, стремится слиться с жизнью, изменять, а не объяснять, создавать планы социального переустройства.

Человек. Противоположные интерпретации:С.Булгаков – Маркс растворил ядро личности в социологии, замуровал в социалистический корсет. Бердяев: двойственен (рационалистическая социология и учение о назначении пролетариата). Сам по себе человек, изолированно взятый от коллективных форм жизнедеятельности – ничто. Природа дала очень мало и очень много – телесные качества проигрывают по сравнению с животными, но научился трудиться сообща – вся природы для него неорганическое тело. Социальное существо – не просто приспосабливается к природе, стремится стать хозяином. В человеке все социально, значит сущность – не его личная собственность, а социальные, родовые характеристики. Мир – предмет его преобразующей деятельности. Сущность человека – совокупность всех общественных отношений.

Отчуждение– в трудовой и преобразующей деятельности создает вторую природу – искусственный материальный мир, культурный мир, язык, искусство, науку, традиции. Разрыв между эмпирическим существованием человека и его сущностью. Традиции мертвых нам чужие, ограничивают активность, продукты труда нам не принадлежат => созданный человеком мир – чужой, враждебный, человек лишается родовых качеств. Механизм частной собственности закрепляет отчуждение. Преодоление этого отчуждения, превращение человека в универсальное существо возможно в результате коренного изменения общества. Человек в гармоническое универсальное существо, почти Бога.

Но это будущее. Человек отделился от природы вынужденно, так же может рабочий класс униженный стать глашатаем свободы. Его бытие - это отчужденное бытие, его активность - это активность отчаяния. Тот, кто был ничем, может захотеть стать всем, а не чем-то вполне определенным.

Т.о. «Манифест коммунистической партии» 1847 года выражает идею о всемирно-исторической, спасительной роли пролетариата.

Люди - марионетки истории, ее материал, с помощью действий которых история решает свои цели. Понять их можно, но изменить – нельзя (Гегель). Возможна и другая интерпретация: история поливариантна, и люди могут "извлечь" из нее необходимый им смысл своими героическими действиями.

Наконец, следует обратить внимание на сравнительно незначительный удельный вес утопических идей в наследии Маркса: скупо о появлении гармоничной личности с конкретными характеристиками, о возникновении единой науки, о радикальном изменении государства, семьи.

Идея общества, где свободное развитие каждого – условие свободного развития всех. С этой идеей надо сообразовывать свое поведение, но в мире несвобода. Сложно у Маркса разделить обстоятельства, которые определяют поступки, и людей, которые сами творят обстоятельства.

Философия Маркса неоднозначна и неисчерпаема. Она допускает множество интерпретаций: существует "кантианский марксизм", "гегельянский марксизм", "сциентистский марксизм", часто марксизм сближают с экзистенциализмом и современными версиями психоанализа.

 

Неомарксизм - после Второй мировой войны. Перед марксизмом две основные проблемы. Первая — это проблема человеческого существования и необходимости гуманистического обновления марксизма; вторая — проблема снижения эффективности марксизма как научной теории, все более ощутимая по мере превращения его в догматическую идеологию.

Марксистская философия эволюционировала в своем развитии. В XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно-исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистического будущего. Сегодня она не отождествляется более с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является результатом свободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющих главные философские аргументы марксизма: объективность и закономерность развития действительности, возможность их рационального познания и использования в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление о социальной роли и функциях философии.

 

«Философия исключений» Серена Кьеркегора.

Датского философа Серена Кьеркегора (1813- 1855) – проблема смысла индивидуального человеческого существования в мире, утратившем незыблемость.

Кьеркегор отстаивает свободу человека перед "общим" - миром культуры, отстаивает радикальное одиночество человека. Философ не может решить задачу, если живет в мире всеобщего => изменить облик философии, из философии правил сделать философию исключений.

Философские идеи не в форме научных трактатов, а дневник, переписка, эссе, философия сближается с искусством. Загадка, намек, ирония - необходимый элемент философствования. Основные работы С. Кьеркегора - "Или - или", "Страх и трепет", "Болезнь к смерти", "Повторение".

Философия - не наука. Наука абстрагируется от субъекта, это мышление без мыслящего человека. Философию нельзя знать. Философия экзистенциональна.

Экзистенция - индивидуальное человеческое существование. Термин этот прочно вошел в философию XX века. Основные параметры человеческого существования - это свобода, возможность выбора, страх и отчаяние. Страх характеризует отношения человека с миром, он неотделим от человеческой жизни: страх перед возмездием за содеянное, страх за собственное несовершенство, боязнь греха и ощущения его неизбежности. Отчаяние - это взаимоотношения человека с самим собой, состояние разочарования в себе как существе греховном, вина, неприятие себя.

3 формы человеческого существования и 3 типа личности, соответствующие этим формам. Непосредственно-эстетическая -эстетик живет мгновением, в погоне за чувственными удовольствиями, более утонченный стремится к красоте. Основное понятие - иронии; говоря "да", эстетик одновременно говорит "нет". Реальность воспринимает как игру, ничего не принимает всерьез. Немецкие романтики. Обращение к иронии помогает понять, что эстетически жить нельзя. Ирония для художника - это недовольство достигнутым, это превосходство творца над творением => перерастает в самодовольство. Не выбирает, принимает – утрачивается человеческое я. Начинаются поиски себя, меланхолия, чувство страха, несвободы. Развивает любые задатки. Вступает в конфликт нравственным началом – страсти.

Переходит вмир этического – выбираетспособность отличать добро от зла, ставит себя в ситуацию "или-или". Различие между добром и злом нельзя познать посредством мышления. Стремится к добру, не к всесторонности – ограничен. Развивает только те задатки, которые ведут к добру. Благодаря выбору возникает чувство вины и раскаяния. Выбрать себя - значит взять ответственность за каждое свое дело и слово. Этик всегда "без вины виноват", его вина непомерна, он отвечает за все.

Религиозный мир– путь лежит через абсолютное отчаяние. Выбор эстетика несет в себе демоническое начало, нравственный выбор делает человека человеком, выбор религиозный превращает его в сверхчеловека, приближает к Богу.

Индивид, единичный Кьеркегора - отчаяние заставляет его переходить из одного мира в другой, ирония помогает осуществлять эти переходы. Уникальность человека - в его неуловимости, постоянных переходах. Человека нельзя "обнаружить", он, как Кьеркегор, скрывается под псевдонимами, это не "вещь в себе", открытая нравственно вооруженному разуму.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 148.