Человек и мир в философии А.Шопенгауера.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) - один из разрушителей классического типа философствования. Идеи Канта – неожиданная эмоциональная окраска, пантеизм Бруно, буддизм, Платон, Эпикур. Основной его труд - "Мир как воля и представление".

Как Кант, мир - совокупность феноменов, явлений, то есть как "представление", данный нашему познанию. Мир сам по себе, вне нашего восприятия ничто. Кант хочет усовершенствовать познавательную деятельность, то Шопенгауэр: факт закрытости мира – элемент широкой мировоззренческой системы.

Анализирует причинные связи явлений, формы пространственного и временного восприятия – пытается объяснить бессмысленность, античеловечность запертости человека в своих представлениях.

Идея прогресса – обоснована. Каждое более сложное, более организованное состояние материи возникает как следствие более примитивного состояния, животные возникли раньше людей, рыбы - раньше животных, еще раньше растения, неорганическая природа. Но картина прогресса – наше представление. Без познающего субъекта не можем говорить о мире, мир – поток представлений – противоречив, античеловечен.

Категория причинности – основная форма рассудка, с ее помощью мысль переходит от одного явления к другому, но ни в чем не видит прочной основы существующего. В мире нет ничего безусловного, он существует для другого. Прошедшее и будущее ничтожны, а настоящее – граница между ними. Т.О. жизнь как поток представлений – сновидение.

Человек живет в мире фантомов, сам превращается в фантом. Он не только субъект познания, но телесное существо с желаниями.

«Воля к жизни» и «воля к власти» в концепциях Ницше и Шопенгауера.

Что человек обнаруживает в процессе познания. Физический мир нечто большее, чем наше представление, но что он, кроме нашего представления? По внутреннему существо он как наша воля. Воля – в основе наших поступков, познания, основа мира, в существовании каждой вещи, определяет структуру наших представлений. У Канта основа человека – свободная нарвственно ориентированная воля, противопоставленная миру необходимости.

Воля у Ш. не способность свободно следовать долгу, это иррациональный, бесцельный голос тела. Не противопоставляется миру необходимости, а проявляется в нем. В силе, питающей растения, в облаках, ручьях, кристалле, она притягивает магнитную стрелку, она является и в поведении человека.

В природе воля - слепая сила, наиболее явно она выступает в человеке. Волевое начало мира толкает все на борьбу. Воля - это вечное становление, бесконечный поток трансформаций. С помощью воли осуществляется переход от одного уровня природы к другому. Даже такие силы природы, как тяжесть, твердость, текучесть, электричество, магнетизм, являются объективациями воли, они также борются между собой.

Античность – воля имеет определенный набор идей – образов, которые вырывают друг у друга материю, так как каждая вещь хочет раскрыть свою идею.

В животном мире борьба становится еще острее. Общество потребительски относится к природе, человек - к другому человеку. Высшие ценности, человеческая культура – миф, скрывающий устремления воли.

Воля всегда голодна, она направлена на объект, она постоянно хочет утвердить себя через другое, хочет овладеть, поглотить это другое. В воле изначально заложено противоречие, которое в человеке осознает себя как трагедию. Эгоизм воли делает человека прикованным к другому человеку, но вечные враги, покушающиеся на счастье друг дуга.

Т.о. пессимизм. Но пределы есть. Человек способен вырваться из тисков воли. Поможет искусство – созерцаем вещи бескорыстно, противостояние субъекта объекту исчезает, не хотим поглотить объект.

Возвышенное - сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Субъект не чувствует себя центром мира, появляется чувство единства, приближает нас к первооснове. 1) Математически возвышенное - это эстетическое восприятие пространства и времени, переживание вечности и бесконечности. "Я" мира и мое собственное "я" - одно. 2) Динамически возвышенное - это переживание природных стихий. осознание двойственности человека – выразитель воли + созерцатель мира. Отделяя себя от волевых импульсов, созерцая мир в его обобщенных характеристиках, человек видит общность.

Путь человеку к его освобождению открывает сама жизнь. Первый шаг - чувство справедливости, признание других равными себе. До этого проходит человек все стадии эгоизма, доходя до состояния озлобленности. Когда эгоизм высшей точки, мучитель начинает сознавать, что он мученик.

Чувство справедливости рождает чувство сострадания, открывает дверь в свободу. Чтобы окончательно повернуть волю – путь аскетизма – безбрачия, нищеты, ухода из мира.

Ницше.

Следуя Ш.понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, слитое с «волей власти». Расширение, усвоение, рост - устремление к тому, что сопротивляется. Человек, ставший господином природы, господином своей собственной дикости – колоссальное количество власти по сравнению с недочеловеком.

Но не примитивная борьба за существование. Для Шопенгауэра воля к жизни - это природное начало. Ницше отдает дань биологической трактовке жизни. Цель - разрушить барьеры, которые классическая философия возводила между человеческим миром и миром в его первозданности. Нет двух миров - мира в себе и мира для нас, есть один мир - мир жизни, борьбы и поражения, столкновения с неизвестным.

Жизнь в ее "человеческом" исполнении - между природой и культурой, это единство природности и духовности. Жить - это значит быть иным, нежели природа, не подчиняться ни природной, ни человеческой необходимости.

Жизнь - как реализация человеком "воли к власти" - это сверхжизнь, лишена нормативности. "Жизнь" Ницше - символ свободы, творчества, борьбы.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 172.