Базовая типология детерминирована видом конфликтующих сторон.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Конфликты с участием человека.

2. Конфликты среди животных (зооконфликты).

Конфликты в среде человека могут быть социальными или внутриличностными.

Социальные конфликты делятся на различные виды в зависимости от особенностей конф ликтующихсторон (количества участников):межличностные; конфликты между личностью и группой (личность– группа); конфликты между социальными группами (малые и средние группы); конфликты между большими социальными группами (несколько сотен человек); международные (между государствами или группой государств).

Другую классификацию социальных конфликтов предложил американский конфликтолог Р.Даль:кумулятивные и перекрещивающиеся конфликты.

Кумулятивныеконфликты имеют постоянное число конфликтующих сторон (двусторонние или многосторонние конфликты) и отличаются высоким уровнем поляризации и антагонизма.

В перекрещивающихся конфликтахменяется состав оппонентов и присутствует умеренный антагонизм.

Типология конфликтов на основе потребности, которую стремятся удовлетворить участники конфликта: 1) ресурсные конфликты (борьба за материальные ресурсы);

2) статусноролевые конфликты (социальные потребности);

3) идейные конфликты (духовные потребности и отстаивание идей, норм, принципов).

Конфликты могут классифицироваться в зависимости от сферы или области деятельности, в которых они происходят:

1) семейные;

2) трудовые или производственные;

3) бытовые;

4) политические;

5) религиозные и т. д.

На основании характеристик последствий конфликта конфликты могут быть: позитивными/конструктивными; негативными/деструктивными.

Конфликты различаются степенью или уровнем интенсивности, в котором они проходят свои этапы.

Межличностные конфликты могут происходить «по вертикали», «по горизонтали» или «по диагонали» в зависимости от позиции оппонента в социальных отношениях.

Примером классификации конфликтов является типология по причинномотивационным условиям конфликта.

Эта классификация предложена Н. Гришиной:

1) конфликт в связи с достижением базовых целей;

2) конфликт на препятствие к достижению личных или вторичных целей деятельности;

3) конфликты из-за неприятия норм отношений;

4) конфликты из-за личностных особенностей индивидов.

Типологию конфликта можно проводить на базе любых различающихся оснований в содержании, структуре и других свойствах конфликта.

Под структуройлюбого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.

Основные элементы конфликтного взаимодействия:

1) объектконфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность –это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

2) предметомконфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта– это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

– отдельная личность;

– социальная группа;

– организация;

– государство.

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;

4) социальнопсихологические условияи социальная среда,в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

1) представление о самих себе;

2) восприятие других участников конфликтной ситуации;

3) понимание образа внешней среды.

В каждом межнациональном конфликте существуют:основные причины; сопутствующие; усиливающие или возникающие уже в ходе конфликта.

На этапе создания независимых государств и установления их границ часто не учитываются многие параметры: наличие культурных общин, этносов, исторических и природных характеристик местности, все это обостряет международные отношения и провоцирует конфликты. Иногда межгосударственные конфликты происходят военным способом. Например, война между Ираноми Иракомза территориальные пространства государств.

При возникновении внутриполитического конфликта некоторые страны начинают вмешиваться в дела конфликтного государства, стремясь урегулировать противоречия и снизить политическую и общественную напряженность (например, вмешательство Россиив политику Ирака).

Конфликты внутри государства приводят к межнациональным столкновениям и без участия других государств. Это происходит в связи с негативным влиянием внутриполитических конфликтов на положение государства на международной арене.

Возможные действия по урегулированию межгосударственных конфликтов:

1) создание транснациональных систем вкультурных, политических, экономических и других значимых сферах общества;

2) соблюдение государствами принципа мирного сосуществования и признание различных вариантов развития общества и нации;

3) доминирование в сфере правового регулирования взаимоотношений государств международных организаций, обеспечивающих мировую безопасность;

4) сокращение вооружений и введение запретов по созданию оружия массового поражения.

 

37.Пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов дя увеличения эффективности воздействия применяются различные пиСуществует два основных способа разрешения конфликта:

1) силовое подавление;

2) переговоры.

Силовое подавление(как моральное, так и физическое) происходит, как правило, после применения конфликтующими участниками стратегии соперничества. Более сильный субъект конфликта утверждает свою позицию, заставляя оппонента подчиниться ей и принять требования сильной стороны. В этом случае полностью достигается цель только одной стороны. Другая сторона выполняет все требования выигравшей стороны либо путем извинений признает свои ошибки.

Противоположным способом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры– процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. Здесь все конфликтующие стороны нацелены на достижение обоюдных интересов и разрешение проблемы, вызвавшей конфликт. Для использования методики переговоров необходимо перевести русло отношений оппонентов из эмоционального в рациональное. Важно ясное понимание происходящего процесса для поиска компромиссов или установления сотрудничества. Существуют специальные приемы, позволяющие нормализовать отношения конфликтующих сторон. Одним из них является техника «ПРИСН», предложенная психологом Ч. Осгудом.

«ПРИСН»– последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения. Данная техника служит эффективным инструментом в снижении напряжения у субъектов конфликта в любых видах конфликта (межличностный, межгрупповой, межгосударственный).

Правила метода ПРИСН:

– показать участникам конфликта некоторые шаги, направленные на примирение, объясняя их содержание и функциональную необходимость;

– открыто заявлять, что один из оппонентов всячески стремится остановить открытый конфликт;

– выполнять все обещания, высказанные публично;

– всячески побуждать противоборствующую сторону определить уступки, на которые она готова пойти в обмен на уступки другой стороны;

– этап уступок занимает достаточно длительное время, не следует его ускорять;

– в ожидании уступок от оппонента важно оберегать взаимность отношений.

Другой эффективной техникой на пути к переговорному процессу может быть техника открытого разговора.

Некоторые положения этого метода:

1) выступить с предложением о прекращении конфликта;

2) проанализировать свое поведение в конфликте, найти в нем ошибки или недостатки и признать их таковыми для оппонента;

3) объяснить оппоненту содержание уступок, которых вы ожидаете от него;

4) продемонстрируйте и сделайте понятными свои уступки;

5) ведите беседу спокойно, контролируйте свои эмоции;

6) фиксируйте конструктивные результаты, которых удалось добиться совместно.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.