Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Населе́ние (народонаселение) в демографии — совокупность людей, живущих на Земном шаре (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства.

«качество населения» — это ресурс и гарант стабильного развития, основа национальной, экономической безопасности государства. Качество населения неотделимо от жизнедеятельности людей, среды их обитания, кроме того, носит конкретно исторический характер и определяется соответствующим способом производства. Практически все характеристики жизнедеятельности взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями и потому их совокупность — это сложная целеустремленная система, которая органично связывает качество населения и качество жизни.

В результате качество населения через сферу потребностей обусловливает содержательную основу показателей качества жизни.

Качество населения — это категория, характеризующая определенность населения как субъекта социальной жизнедеятельности, общественного производства и общественных отношений, то есть способность населения реагировать на сложившиеся природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям. Свойства населения принимают форму наблюдаемых и количественно измеряемых характеристик (рождаемость и смертность, брачность и разводимость, образовательный и квалификационный уровень и др.). Совершенствование качественных характеристик, прежде всего здоровья и образования, позволяет повысить экономичность воспроизводства населения, то есть сохранить численность населения и даже темп ее роста при сокращении абсолютных чисел смертей и рождений. Качество населения определить довольно сложно. Довольно удачно схватывает категорию «качество населения» социально-психологический подход. В этом смысле используется категория деятельных способностей и потребностей населения. Качество населения — совокупность деятельных способностей, которыми таковое обладает в силу опыта исторического развития территории. Качество населения выражается в совокупности социально-демографических показателей, но не сводится к ним.

важнейшей составляющей качества жизни, является уровень жизни населения. Уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения. Это: размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д. Бестужев-Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.,1978.

Третьим из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп и т.п.

Качество жизни - комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Существует понятие «социального кругооборота качества»: качество человека - качество труда - качество производства - качество технологий - качество образования - качество культуры и качество науки - качество управления - качество социальных и экономических систем - качество жизни - качество человека. Управление качеством жизни, с позиций категории качества жизни, интегрирует все виды «управлений качеством» и рассматривается, как своеобразное управление «социальным кругооборотом качества».

Качество образования - интеллектуальная революция, интеллектуализация производительных сил. Творчество становится главной функцией управления. Появляется креативный, инновационный менеджмент, как форма управления фирмами, ориентированная на раскрытие творчества, создание инновационного потенциала, разработку стратегий «поведение на рынке» с целевыми установками на «технологические прорывы». Результатом указанных сдвигов явилась дифференциация мировой экономики на два класса: класс «горячих» и класс «холодных» экономик.

Класс «горячих экономик»- это класс «быстроходных»,

интеллектоемких, наукоемких, образовательноемких и информоемких экономик. Их появление - адекватное преобразование экономических механизмов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, «быструю» динамику обновления наукоемких и капиталоемких товаров и технологий. В «горячих экономиках» происходит трансформация рыночного механизма, увеличивается роль механизмов планирования, программирования, формирования долгосрочных стратегий в кадровых политиках, маркетинге, инвестиционных политиках, увеличивается централизация банковской системы.

Класс «холодных экономик» - это класс «медленноходных» экономик с низкой восприимчивостью науки и образования, с низким уровнем концентрации капитала. Их технологическим базисом служат традиционные технологии. Мобильность инвестиционного комплекса в таких экономиках остается низкой.

Интеллектно-инновационная революция затронула развитие стран с «горячими экономиками». Интеллектуализация рабочей силы производительных сил общества в развитых странах сопровождает процесс «разогревания экономик». В крупных экономических структурах - корпорациях, компаниях - появляются внутренние системы образования. Постоянное повышение квалификации персонала компаний становится образом их жизни.

Качество экологии. Управление качеством экологии подразумевает управление экологическими рисками. Риск -- понятие сложное и неоднозначное. С позиции качества он есть мера появления нежелательного последствия в результате принятия решения. Используя понятие меры, риск - мера качества соответствующего решения, проекта, хозяйственного мероприятия, плана, программы и т.п., измеренная в определенной шкале. Риск - понятие управленческое, связанное с надежностью, с качеством управления.

Экологический риск - сложная категория, отражающая уровень опасности появления нежелательных экологических последствий, в результате внедрения того или иного проекта, принятия и реализации определенного хозяйственного мероприятия. Важным моментом в оценке экологического риска и в управлении экологическим риском, является формализация ситуации, в зависимости от которой осуществляется дифференциация требований к исходным данным, объему проводимых исследований и испытаний. Среди направлений такой формализации предлагается введение экологической категории района. Экологическая категория района является комплексной характеристикой экологического качества района, отражающая классификационную характеристику состояний среды обитания, здоровья человека и населения, природы и естественных экосистем, классификационную характеристику состояний отдельных сред. Источниками экологического риска могут быть: предприятия, технологии, компоненты среды, могущие стать источником аварийных воздействий на предприятия, экологическую систему, не предусмотренную проектом. Источники риска, по отношению к хозяйственному объекту, могут быть внешними и внутренними. В результате проведения оценки экологического риска, можно определить экологическое качество жизни - часть системы качества жизни, включающая в себя «качество среды обитания».

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.