Союзные республики
Республика | Провозглашение суверенитета | Провозглашение независимости | Провозглашение выхода из СССР | Независимость де-юре |
Эстонская ССР с 8 мая 1990: Эстонская Республика | 16 ноября 1988 | 20 августа 1991 | 20 августа 1991 | 6 сентября 1991[61] |
Литовская ССР с 11 марта 1990: Литовская Республика | 18 апреля 1989 | 11 марта 1990 | 11 марта 1990 | 6 сентября 1991[62] |
Латвийская ССР с 4 мая 1990: Латвийская Республика | 28 июля 1989 | 21 августа 1991 | 21 августа 1991 | 6 сентября 1991[63] |
Азербайджанская ССР с 19 ноября 1990: Азербайджанская Республика | 23 сентября 1989 | 30 августа 1991 | 30 августа 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Грузинская ССР с 15 ноября 1990: Грузинская Республика | 26 мая 1990 | 9 апреля 1991 | 9 апреля 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Российская СФСР с 25 декабря 1991: Российская Федерация | 12 июня 1990 | - | 12 декабря 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Узбекская ССР с 31 августа 1991: Республика Узбекистан | 20 июня 1990 | 31 августа 1991 [65] | 1 сентября 1991 [66] | 26 декабря 1991[64] |
ССР Молдова [67] с 23 мая 1991: Республика Молдова | 23 июня 1990 | 27 августа 1991 | 27 августа 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Украинская ССР с 24 августа 1991: Украина | 16 июля 1990 | 24 августа 1991 | 24 августа 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Белорусская ССР с 19 сентября 1991: Республика Беларусь | 27 июля 1990[68] | 25 августа 1991 | 8 декабря 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Туркменская ССР с 27 октября 1991: Туркменистан | 22 августа 1990 | 27 октября 1991 | 27 октября 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Республика Армения [69] | 24 августа 1990 | 21 сентября 1991 | 23 сентября 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Таджикская ССР с 9 сентября 1991: Республика Таджикистан | 24 августа 1990 | 9 сентября 1991 | 9 сентября 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Казахская ССР с 10 декабря 1991: Республика Казахстан | 25 октября 1990 | 16 декабря 1991 | 16 декабря 1991 | 26 декабря 1991[64] |
Республика Киргизия[70] с 30 августа 1991: Республика Кыргызстан | 15 декабря 1990 | 31 августа 1991 | 31 августа 1991 | 26 декабря 1991 |
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
1) Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.
В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты). Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г.
В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосованияСм.: Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. С. 37..
2) Конституция носит учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью.
3) Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т. д. Конституция РФ содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях. Конституция имеет прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения См.: Ковешников Е.М. Российское конституционное право: Учебное пособие. - М., 2002. С. 122..
4) Конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
4.1) в верховенстве конституции;
4.2) в ее высшей юридической силе;
4.3) в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
4.4) в особой охране конституции;
4.5) в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Белове́жское соглаше́ние — термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), подписанного главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины[2] 8 декабря 1991; ознаменовало прекращение существования Союза Советских Социалистических Республик.
Соглашение подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик:
Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина).
Преамбула документа констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Статья 1-я Соглашения гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств» (СНГ).
Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.
Статья 14-я определяла Минск «официальным местом пребывания координирующих органов содружества».
Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.