Для специальностей 220501, 130405, 150106, 150701, 110200
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

 

Методические указания

К лабораторным работам

Для специальностей 220501, 130405, 150106, 150701, 110200

 

 

Красноярск 2006


 

 

Электрические машины: метод. указания к лабораторным работам по эл. машинам для специальностей 220501, 130405, 150106, 150701, 110200.

 

 

Приведены теоретические сведения, методики выполнения работ, обработки результатов опытов, описание установок, вопросы для самопроверки.

 

Государственный университет

Цветных металлов и золота, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ
  Тема № 1 Электрические машины постоянного тока Лабораторная работа № 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА ПОСТОЯННГО ТОКА
  Лабораторная работа № 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
  Лабораторная работа № 3 ИСПЫТАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
  Тема № 2 Трансформаторы Лабораторная работа № 4 ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО ТРАНСФОРМАТОРА
  Лабораторная работа № 5 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТРЁХФАЗНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ
  Тема № 3 Асинхронные машины Лабораторная работа № 6 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКОЙ РОТОРА
  Лабораторная работа № 7 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНОЙ ОБМОТКОЙ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Лабораторные работы по электрическим машинам позволяют эксперимен­тально проверить основные положения теории, приобрести навыки по сборке схем. выработать у студентов навыки по методике проведения опытов и обработке их результатов.

Предварительная подготовка студентов к лабораторной работе и понимание ее цели и содержания важнейшее условие. Поэтому сначала студент должен изучить содержание работы и порядок ее выполнения, повторить теоретический материал, связанный с выполнением данной работы, подготовить таблицы для занесения результатов наблюдений и вычислений.

Лабораторная работа завершается составлением отчета и сдачей зачета по ней.

Отчет должен содержать необходимые схемы, таблицы и графики, выполненные правильно и аккуратно. Студент должен знать назначение всех элементов схемы, уметь объяснить порядок действий при выполне­нии любого эксперимента в лабораторной работе, знать ответы на кон­трольные вопросы, которые приводятся в конце каждой лабораторной работы.

 

 

Тема № 1

Электрические машины постоянного тока

 

Лабораторная работа № 1

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА ПОСТОЯННГО ТОКА

 

Цель работы:

 

1. Изучить конструкцию генератора постоянного тока.

2. Определять экспериментальным путем основные характе­ристики генератора при различных способах возбуждения.

 

Теоретическое введение

 

Генератором постоянного тока называется электрическая машина, в которой механическая энергия, поступающая со стороны вала от приводного двигателя, преобразуется в электрическую энергию постоянного тока.

Генератор состоит из неподвижной части – индуктора и вращающейся части – якоря. В тех случаях, когда обмотка основных полюсов питается от постороннего источника посто­янного тока, генератор называется генератором независимого возбуждения. Если источником питания этих обмоток служит сама машина, то ее называют самовозбуждающимся генератором.

У самовозбуждающихся генераторов обмотки возбуждения, на­ходящиеся на основных полюсах, соединяются с обмоткой якоря в зависимости от их конструкции параллельно или последовательно.

Обмотка с большим числом витков, имеющая значительное сопротивление и обозначение выводов Ш1 и Ш2, подключается па­раллельно, а обмотка с малым числом витков, обладающая малым сопротивлением с обозначением выводов C1 и С2, включаются пос­ледовательно.

Генераторы, имеющие обмотку возбуждения первого типа, называются генераторами параллельного возбуждения, а машины с обмотками второго типа – генераторами последовательного возбуждения.

При одновременном использовании обеих обмоток машина называется генератором смешанного возбуждения, причем эти обмотки могут включаться как сог­ласно, так и встречно.

Соединение, при котором намагничивающие силы обмоток возбуждения складываются, называется согласным; иног­да применяется встречное соединение, при котором последовате­льная обмотка своей намагничивавший силой ослабляет поток, создаваемый параллельной обмоткой. Такое соединение целесооб­разно в тех случаях, когда машина работает в условиях частых коротких замыканий (дуговая сварочная машина), тогда при ко­ротком замыкании последовательная обмотка почти размагничивает машину и понижает ток короткого замыкания до значения, безо­пасного для генератора. В зависимости от принятой системы воз­буждения основных полюсов генераторы постоянного тока приобре­тают те или иные свойства.

Способ возбуждения генератора определяет его свойства, которые проще всего выражаются графическим путем, т.е. в виде кривых, так называемых характеристик, устанавливающих зависимо­сть между основными величинами, определяющими работу генера­тора. Такими величинами являются:

1) напряжение на зажимах генератора U;

2) ток нагрузки I;

3) ток возбуждения IВ. Так как генератор обычно работает при постоянной скорости вращения, то все характеристики получают при n = const.

 

Основными характеристиками являются:

 

1. Характеристика холостого хода Е = f (iВ) при I = 0 и n = const.

2. Внешняя характеристика U = f (I) при постоянном сопротивле­нии цепи возбуждения RВ = const и n = const.

3. Регулировочная характеристика IВ = f (I) при U = const и n = const.

Все характеристики могут быть определены как эксперимен­тальным, так и расчетным путем.

 

Описание установки

 

Для исследования свойств генератор служит установка, сос­тоящая из генератора постоянного тока типа П – 31, соединенного механически с приводным асинхронным двигателем, и соответствующих приборов для измерения напряжения, тока нагрузки и тока возбуждения генератора. Регулировочный реостат RВ служит для изменения тока возбуждения. Нагрузка на генератор осущест­вляется при помощи лампового реостата, включение ламп которого производится однополюсными автоматами 1 – 6, причем последовательно с группой ламп присоединены регулируемые сопротивления (реостаты) R1 и R2 включаемые автоматом 1. Автомат 6 замыкает зажимы нагрузки накоротко. Двухполюсный автомат QF1 служит для подключения к источнику постоянного тока цепи воз­буждения генератора. В цепи вольтметра pV предусмотрен переключатель S, позволяющий менять местами зажимы вольтметра при изменении полярности АДС. Трехполюсный автомат QF2 служит для включения приводного асинхронного электродвигателя в сеть трехфазного тока.

Номинальные данные генератора: напряжение UНОМ = 115 В, ток IНОМ = 8,7 А, частота вращения nНОМ = 1450 об/мин, мощ­ность РНОМ = 1000 Вт,

 

Методика выполнения работы

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие способы возбуждения применяют в генераторах постоянного тока?

2. Что называется реакцией якоря?

3. Как можно уменьшить влияние реакции якоря?

4. Какие применяют типы якорных обмоток?

5. Почему с ростом тока якоря напряжение на зажимах генератора уменьшается?

6. Какие условия необходимо выполнять для самовозбуждения генераторов?

7. Определение основных характеристик генератора; холостого хода; внешней; регулировочной?

 

 

Лабораторная работа № 2

 

ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

 

Цель работы:

 

1. Ознакомиться с конструкцией электродвигателя постоянного тока и принципом его работы.

2. Изучить способ пуска, регулирования скорости вращения шунтового двигателя.

3. Научиться снимать рабочие, механические и регулировочную характеристики двигателя.

 

Теоретическое введение

 

Двигатели постоянного тока нашли широкое применение в электроприводах, где требуется плавное регулирование скорости вращения в большом диапазоне.

При работе двигателя его якорь вращается в магнитном поле, в обмотке якоря при этом наводится ЭДС Е направленная против приложенного напряжения U:

 

, (1)

 

где: Се – конструктивная постоянная данного двигателя; Ф – магнитный поток в воздушном зазоре, Вб; n – частота вращения.

 

В соответствии со вторым законом Кирхгофа

 

, (2)

 

где: Rа – сопротивление цепи якоря, Ом; Iа – ток якоря, А.

 

Из формулы (2) следует, что

, (3)

 

В первый момент пуска двигателя якорь неподвижен (n = 0), следовательно Е = 0 и начальный пусковой ток якоря определяется формулой . Так как сопротивление якорной цепи Rа относительно мало, то начальный пусковой ток получается очень большим, превышающий номинальный ток в 10 – 50 раз в двигателях среднем и большой мощности. Большой пусковой ток приводит к ряду нежелательных последствий. Для ограничения пускового тока при реостатном пуске на время пуска последовательно с обмоткой якоря включается пусковой реостат, сопротивление которого подбирают так, чтобы кратность пускового тока составляла 1,5 – 2. Из форму (1) и (2) легко получит уравнение скоростной характеристики:

 

, (4)

 

У шунтового двигателя ток возбуждения IВ а, следовательно, магнитный поток, если не учитывать влияние реакции якоря, остается неизменным при любой нагрузке. Внутреннее падение напряжения Iа·Ra незначительно по сравнению с напряжением U сети (около 5% при номинальной нагрузке). Отсюда следует, что скорость вращения изменяется мало при изменениях нагрузки и двигатель имеет жесткие механические характеристики.

О рабочих свойствах двигателя судят по его рабочим характеристикам, которые представляют собой зависимости скорости вращения n, вращающего момента на валу М2, потребляемой из сети мощности Р1 и КПД от мощности на валу Р2 при неизменном напряжении сети U и неизменном токе возбуждения IВ.

Из формулы (4) видно, что регулировать скорость вращения можно тремя способами:

1) изменением подводимого к цепи якоря напряжения U;

2) изменением сопротивления цепи якоря за счет введения дополнительного сопротивления Rдоб;

3) изменением магнитного потока Ф путём введения дополнительного сопротивления в цепь обмотки возбуждения.

Об особенности регулирования скорости двигателя этим способом судят по его регулировочной характеристике, представляющей зависимость частоты вращения n от тока возбуждения IВ при неизменном напряжении на якоре.

Опытная установка

 

Для исследования свойств электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения, служит установка, состоящая из двух машин постоянного тока, соединенных механически друг с другом с помощью муфты. Машина M1 используется в качестве исследуемого двигателя, и установлена на раме неподвижно. В ее цепях предусмотрены пускорегулирующий R1 и регулировочный r1 реостаты, а также необходимая измерительная аппаратура. Машина М2 служит нагрузочным генератором независимого возбуждения, работающим на нагрузочный реостат R2. В цепи возбуждения установлен реостат r2. Электроизмерительные приборы, находящиеся в ее цепи, позволяют производить необходимые измерения. Машина М2 установлена на раме на стояковых подшипниках и соединена при помощи рычага и тяги с динамометром, что позволяет измерять нагрузочный момент М2.

С машиной M1 соединен тахогенератор BR выводы которого выведены на прибор Рn, для измерения скорости вращения n.

 

Методика выполнения работы

 

1. Ввести полностью пускорегулирующий реостат R1 в цепи якоря двигателя, реостат R1 в цепи якоря генератора и реостат r2 в цепи возбуждения генератора (движки реостатов в верхнем положении).

Реостат r1 в цепи возбуждения двигателя полностью вывести (движок в нижнем положении). Выключить автомат QF2, QF3, переключатель цепи амперметра рА1 установить в положение "+", переключатель SA в положение 2. Собрать схему и предъявить её для проверки преподавателю (рис. 1.9).

2. Снять рабочие и естественные механическую и скоростную характеристики двигателя.

2.1) запустить двигатель, включив автомат QF1, и по мере увеличения оборотов двигателя плавно вывести пускорегулирующий реостат R1;

2.2) корректором установит стрелку динамометра на 0 (корректор находится с обратной стороны динамометра);

2.3) включить автоматы QF2 и QF3 постепенно перемещая движок реостата r2 установить показания динамометра 1 кг. Движок реостата r2 перемешать только в одном направлении, чтобы избежать влияния гистерезиса;

2.4) нагружать двигатель соответственно до 2, 3, 4 кг и т. д сначала реостатом r2, а далее выводом реостата R2 до максимального тока якоря двигателя. Данные записать в табл. 6.

3. Отключить автоматы QF3, QF2, и сопротивления R1, R2, r2, полностью ввести.

4. Снять реостатную механическую и скоростную характеристики двигателя (R1 = max);

 

Рис. 1.9.

 

4.1) корректором установить стрелку динамометра на 0;.

4.2) включить автоматы QF2 и QF3 и, постепенно перемещая движок реостата r2, установить показания динамометра 1 кг. Движок реостата r2 перемещать только в одном направлении, чтобы избежать влияния гистерезиса;

4.3) нагружать двигатель соответственно до 2, 3, 4 кг и т. д сначала реостатом r2, а далее выводом реостата R2 до максимального тока якоря двигателя. Данные записать в табл. 1.7.

5. Отключить автоматы QF3, QF2, сопротивления R2, r2, ввести.

6. Исследовать влияние тока возбуждения на частоту вращения сняв регулировочную характеристику;

 

Таблица 1.6

№ опыта Измерено Вычислено
U, В IB, А IA, А n, об/мин F, кг F, H М2, НМ Р2, Вт Р1, Вт η
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Таблица 1.7

Измерено Вычислено
№ опыта Частота вращения n об/мин Ток якоря двигателя Ia, A Показания динамометра F, кг Показания динамометра F, Н М2, НМ
         
         
         
         

 

6.1) для этого ввести реостат r1 в цепь обмотки возбуждения М1 и, через каждые 100 об/мин записывать данные тока возбуждения IB и частоты вращения n в табл. 1.8, при этом R1 выведено из цепи якоря;

6.2) отключить автомат QF1, разобрать схему сопротивления R1 и r1 вернуть в исходное положение.

 

Таблица 1.8

Ток возбуждения двигателя IВ, mА              
Частота вращения n, об/мин              

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Расскажите о принципе действия двигателя постоянного тока. Какова роль коллектора?

2. Как ограничить пусковой ток двигателя до пусковых пределов?

3. Как регулируют скорость вращения двигателей постоянного тока с параллельным возбуждением?

4. Какое влияние оказывает реакция якоря в двигателях постоянного тока?

5. Как осуществить реверс двигателя?

6. К чему приведет обрыв обмотки возбуждения двигателя?

 

Лабораторная работа № 3

 

Теоретическое введение

 

Электродвигатель постоянного тока является электромашиной в которой электроэнергия постоянного тока подводимая от сети, преобразуется в энергию механическую, отдаваемую на вал и используемую для привода различных исполнительных механизмов.

Электродвигатель постоянного тока состоит го неподвижной части – статора и вращающейся части – якоря.

Обмотки возбуждения сериесного электродвигателя включаются последовательно с обмоткой якоря.

Пуск двигателя непосредственным включением в сеть при номинальном напряжении U обычно не может быть осуществлен вследствие большого пускового тока Пусковой ток определяем по формуле:

 

,

 

где: Rа и RВ – соответственно, сопротивление цепи обмотки якоря и возбуждения.

 

Для уменьшения величины пускового тока в цепи якоря на время пуска вводят пусковой реостат RП при этом пусковой ток во время включения определяется по формуле:

 

,

Сопротивление пускового реостата обычно устанавливают так, чтобы пусковой ток IП был порядка 2 – 2,5 IН, где IН – номинальный ток электродвигателя.

 

Описание установки

 

Для проведения испытаний, собирают схему (рис. 1.13). Питание установки производится от сети постоянного тока напряжением 110 В, для измерения напряжения в схеме предусмотрен вольтметр рV, для измерения тока якоря – амперметр рАв. Изменение скорости вращения якоря двигателя производится с помощью тахометра вольтметрового типа. Пускорегулировочный реостат RП, сопротивления rШ и rШВ, включаемы соответственно выключателями QFa и QFВ, служит для шунтирования обмотки возбуждения при регулировании скорости вращения за счет изменения потока возбуждения. Нагрузка двигателя создается при помощи электромагнитного тормоза, ток в катушках регулируется реостатом RT, ток тормоза фиксируется амперметром, который проградуирован в единицах момента (Нм).

 

Методика выполнения работы

 

1. Ознакомиться с приборами аппаратом двигателя и прочим оборудованием установки и записать их технические характеристики в рабочую тетрадь.

2. Собрать схему (рис. 1.13) для проведения испытания двигателя последовательного возбуждения и показать ее преподавателю для проверки.

3. Произвести реостатный пуск двигателя:

3.1) установит выключатели QFa и QFB положение "отключено";

3.2) установить рукоятку пускового реостата в положение "стоп";

3.3) установить ползунок реостата RT в верхнее положение, соответствующее максимальному его сопротивлению;

 

Таблица 1.9

№ п/п М, Нм U, В Ia, A n, деления прибора n, об/мин
       
       
       
9,55        
       
       
       
9,55        

 

Примечание:

1 – 4 без реостата в цепи якоря; 5 – 8 с реостатом в цепи якоря.

 

3.4) включить выключатель, присоединяющий схему к сети постоянного токи 110 В (QF);

3.5) плавно поворачивая рукоятку пускового реостата по часовой стрелке, произвести пуск двигателя.

4. Снять рабочие характеристики двигателя n = f (Ia), М = f (Iа) и естественную механическую характеристику n = f (M), изменяя нагрузку двигателя с помощью электромагнитного тормоза. Чтобы избежать влияния гистерезиса реостатом RT, необходимо работать только в одном направлении: увеличивать ток.

5. Снять механические характеристики двигателя:

5.1) с добавочным сопротивлением в цепи якоря, для чего ввести первую ступень пускового реостата;

5.2) с шунтированием обмотки возбуждения, для чего полностью вывести пусковой реостат и включить выключатель QFB;

5.3) с шунтированием обмотки якоря, выключив автомат QFB и включив автомат QFa.

Показания приборов записать в таблицу 1.10.

 

Таблица 1.10

№ п/п М, Нм U, В Ia, A n, деления прибора n, об/мин
       
       
       
9,55        
       
       
       
9,55        

 

Примечание:

1 – 4 – без реостата в цепи якоря, но с шунтированием обмотки возбуждения; 5 – 8 – без реостата в цепи якоря, но с шунтированием обмоток якоря.

Рис. 1.13.

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему при прямом включении пусковой ток двигателя постоянного тока значительно больше номинального?

2. Чем объяснить, что двигатель последовательного возбуждения при работе на холостом ходу или с небольшой нагрузкой идет "в разнос"?

3. Каким образом регулируют скорость вращения двигателей постоянного тока?

4. Почему при нагрузке двигателя постоянного тока его КПД начинает снижаться?

5. Какая существует зависимость между током, потребляемым из сети, и вращающим моментом двигателя последовательного возбуждения?

 

 

Тема № 2

Трансформаторы

 

Лабораторная работа № 4

 

Общее положение

 

Трансформатор представляет собой статический электромагнитный аппарат, служащий для преобразования переменного тока одно­го напряжения в переменный ток другого напряжения при той же частоте.

Отношение подведенного номинального первичного напряжения U1 НОМ к вторичному напряжению U20 при холостом ходе трансформатора называется коэффициентом трансформации:

 

, (1)

 

Если ко вторичной обмотке с сопротивлением Z2 присоеди­нить нагрузку с сопротивлением Z, то во вторичной цепи возникает ток I2 на её зажимах установится напряжение , зависящее от величины и коэффициента мощности нагрузки cosφ2.

Зависимость U2 = f(I2) назы­вается внешней характеристикой трансформатора (рис. 2.14).

Арифметическая разность вторичных напряжении при холостом ходе и нагрузке, выраженная в процентах от номинального вторич­ного напряжения U2 НОМ называется процентным измене­нием напряжения трансформатора:

 

, (2)

Практически формулой (2) пользоваться неудобно, так как величины U20 и U2 незначитель­но отличаются друг от друга. Поэтому величину ΔU% реко­мендуется определять по формуле:

, (3)

Рис. 2.14.

 

где: β – коэффициент нагрузки трансформатора, . Величины Ua и Up называются соответственно активной я реактивной составляющими напряжения короткого замыкания, выражен­ного в процентах и определяются по формулам:

 

; , (4)

 

Так как опыт короткого замыкания обычно проводится при хо­лодных обмотках трансформатора, то величина активного сопротив­ления короткого замыкания соответствует темпе­ратуре t окружающей среды и для приведения её к номинальной рабочей температуре 75°С следует сделать перерасчет по формуле

, (5)

Индуктивное сопротивление короткого замыкания ,

где ZК – полное сопротивление короткого замыкания . Полное сопротивление короткого замыкания, приведенное к темпера­туре 75°С, .

Эксплуатационные свойства трансформатора, работающего при переменной нагрузке, определяются его характеристиками, показы­вающими изменение первичного тока I1, вторичного напряжения U2 коэффициента мощности cosφ1, и коэффициента полезного действия η в зависимости от вторичного тока I2 при постоянных значе­ниях первичного напряжения U1, частоты f и коэффициента мощ­ности cosφ2 (рис. 2.15).

Указанные характеристики могут быть получены методом нагруз­ки. Следует иметь в виду, что КПД трансформатора рекомендуется определять косвенным путем по данным опытов холостого хода и короткого замыкания по формуле

 

, (6)

 

где Ро и РК – мощности, потребляемые трансформатором соответственно при опыте холостого хода и опыте короткого замыкания.

 

Характеристики трансформатора можно также получить и расчетным путем с использованием его схемы замещения (рис. 2.16).

 

 

Рис. 2.15. Рис. 2.16.

 

Параметры намагничивающее контура находят по формулам

 

; ; , (8)

 

где I0 – ток холостого хода, получаемый из опыта холостого хода.

 

Сопротивления r1, x1, первичной обмотки и приведенные сопро­тивления , , вторичной обмотки находят из соотношений:

 

; , (9)

Описание установки

 

Питание установки производится через регулировочный авто­трансформатор (ЛАТР), при помощи которого на протяжении опытов поддерживается необходимое первичное напряжение U1. Ток I, напряжение U1, и мощность Р1 со стороны первичной обмотки А – X трансформатора измеряются соответственно амперметром рA1, вольтметром рV1, и ваттметром рW1, объединенными в комплексе К. Для изменения пределов измерений использованы трансформаторы тока и напряжения.

Со стороны вторичной обмотки а – х вольтметром рV2 измеряют вторичное напряжение U2, а амперметром рА2 – ток I2 нагрузки Z.

Активная нагрузка создается при помощи проволочных сопротив­лений, включаемых гремя выключателями "r". Ползунковый реостат служит для более точного регулирования активной нагрузки и рабо­тает только при включенном первом выключателе. Индуктивная на­грузка создается катушкой индуктивности, включаемой выключателем "xL", емкостная нагрузка включается выключателем "xC". Вели­чина индуктивного сопротивления нагрузки регулируется за счет изменения положения сердечника катушки.

Паспортные данные трансформатора: номинальная мощность SНОМ = 500 В·А, номинальные напряжения U1 НОМ = 127 В, U2 НОМ = 64 В, номинальный ток I1 НОМ = 4 А, I2 НОМ = 8 А.

 

Методика выполнения работы

 

1. Собрать схему (рис. 2.17) и предъявить её для проверки преподавателю.

 

Рис. 2.17.

 

2. Провести опыт холостого хода трансформатора:

а) установить переключатели пределов измерения тока в поло­жение "0,5 А", напряжения в положение "150 В". При этом номиналь­ное значение шкалы ваттметра будет равно 100 Вт;

б) установить рукоятку ЛАТРа в нулевое положение и, не включая нагрузки и вольтметра рV2, включить выключатель QF1;

в) плавно поворачивая рукоятку ЛАТРа установить номинальное напряжение U1 НОМ = 127 В на зажимах первичной обмотки А – X трансформатора и записать показания всех приборов в таблицу 2.11. Включить вольтметр рV2 и измерить напряжение вторичной обмотки U20.

 

Таблица 2.11

U2 = U1 НОМ, В I0, A P0, Вт U20, В К I0, % cosφ0
             

 

3. Выключить выключатель QF1, и установить рукоятку ЛАТРа в нулевое положение.

4. Провести опыт короткого замыкания трансформатора:

а) установить переключателя пределов тока и напряжения соот­ветственно в положения "5 А" и "15 B". В этом случае номинальное значение шкалы ваттметра будет равно 66,7 Вт;

б) закоротить зажимы нагрузки проводником;

в) после проверки схемы преподавателем включить выключатель QF1, медленным поворотом рукоятки ЛАТРа установить ток корот­кого замыкания первичной обмотки IК, равной номинальному I1 НОМ = 4 А и записать показания приборов в табл. 2.12.

 

Таблица 2.12

UК, В IК = I1 НОМ, А РК, Вт UК, % cosφк
         

 

5. Выключить выключатель QF1, удалить закорачивающий проводник и установить рукоятку ЛАТРа в нулевое положение.

6. Установить переключатели пределов измерения напряжения


 

Таблица 2.13

№ п п Активная нагрузка Индукционная нагрузка Емкостная нагрузка Примечание
U1, В I1, A Р1, Вт U2, В I2, А U1, В I1, A Р1, Вт U2, В I2, А U1, В I1, A Р1, Вт U2, В I2, А
                              Холостой ход
                              Нагрузка 0,25
                              Нагрузка 0,50
                              Нагрузка 0,75
                              Нагрузка 1,00
                              Нагрузка 1,25

 

 

Таблица 2.14

№ п п U1, В I1, A Р1, Вт cosφ1 U2, В I2, А Р2, Вт β η Примечание
                  Холостой ход
                  Нагрузка 0,25
                  Нагрузка 0,50
                  Нагрузка 0,75
                  Нагрузка 1,00
                  Нагрузка 1,25

в положение "150 В". После проверки схемы преподавателем вклю­чить выключатель Р1, и провести опыты нагрузки:

а) при активной нагрузке при токах I2, составляющие 0; 0,25; 0,5; 0,75; 1,0 и 1,25 номинального тока I2 НОМ = 8 А;

б) при индуктивной нагрузке при токах I2, составляющих 0; 0,5; 0,75; 1,0 и 1,25 номинального тока;

в) при емкостной нагрузке при токах I2, составляющих 0; 0,5; 0,75; 1,25 номинального тока.

Примечание: при проведении опытов строго поддерживать пер­вичное напряжение U1 равным но<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 233.