Тема 7. Сознание как философский феномен.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дать определения следующим понятиям.

 

Сознание. Самосознание. Психика. Мышление. Разум. Рассудок. Воля. Эмоции. Память. Знак. Значение. Интеллект. Отражение. Язык. Образ. Интуиция. Архетип. Интенциональность.

2. Ответить на вопросы теста.

 

1. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку – это есть…

а) раздражимость,

б) чувствительность,

в) ощущение,

г) сознание.

 

2. Что такое идеальное?

а) Способ бытия объекта в психическом мире субъекта,

б) Предмет, выступающий представителем другого предмета,

в) Способ передачи информации от предмета к предмету,

г) Божественное воплощение духа в предметах.

 

3. Что такое материальное?

а) «вещь – в - себе»,

б) объекты, существующие независимо от сознания человека,

в) результат отражения одного предмета в другом,

г) реакция организма.

 

4. Как называется способность вещей воспроизводить в себе результат взаимодействия между предметами?

а) отрицание,

б) отражение,

в) раздражимость,

г) самопознание.

 

5. Система знаков, служащая средством познания, сохранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …

а) речь,

б) деятельность,

в) письмо,

г) язык.

 

6. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это …

а) привычка,

б) подсознание,

в) самосознание,

г) эмпатия.

 

 

7. Врожденная психическая структура, образ, составляющие содержание коллективного бессознательного – это …

а) миф,

б) обычай,

в) общественное сознание,

г) архетип.

 

8. Сознание, отражающее нравственную жизнь общества – это …

а) правовое,

б) эстетическое,

в) политическое,

г) моральное сознание.

 

Основная литература.

1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2007.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/ В.А. Канке. – М., 2006.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник /А.Г. Спиркин. – М., 2006.

4. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского.- изд. 14 – е .- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.

Дополнительная литература.

 

1. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М., 2007.

2. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1992.

3. Гуревич П.С. Философия. Учебник для психологов/П.С. Гуревич. – М., 2004.

4. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследования//Психологический журнал, 1990, № 6.

5. Легостаева О.А.О взаимосвязи языка и мышления//Философские науки. 1990, № 2.

6. Пронин М.А. Виртуалистика сегодня: история, пространство, иллюстрация, перспективы//Философские науки, 2007, № 8.

7. Теория философии /Э.Ф. Звездкина и др. – М., 2004.

8. Философия. Учебное пособие для вузов/Сост. Н.И. Губанов. – Тюмень, 2002.

9. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности//Вопросы философии, 1997, № 6.

Тема 8. Философское учение о познании.

1. Дать определения следующим понятиям.

Познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Понятие. Суждение. Умозаключение. Образ. Объяснение. Понимание. Истина. Объективная истина. Абсолютная истина. Конкретность истины. Критерии истины. Научное познание. Обыденное познание. Эмпирическое. Теоретическое. Опыт. Наблюдение. Эксперимент. Факт. Анализ. Синтез. Обобщение. Идеализация. Моделирование. Формализация. Гипотеза. Историческое, логическое как методы познание. Абстрагирование.

 

2. Ответить на вопросы теста.

 

1. Что такое истина?

а) Учение, отрицающее возможность познания мира.

б) Это характеристика окружающего мира.

в) Всё, что полезно.

г) Соответствие знаний объекту, подтвержденных практикой.

 

2. Что такое рациональное познание?

а) Познание в виде живого созерцания предметов и явлений.

б) Отражение содержания предметов в обобщенных абстрактных образах.

в) Вывод из одних суждений других суждений.

 

3. Что такое представление?

а) Результат непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

б) Образ отдельных свойств, признаков предмета.

в) Образ предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств.

 

4. К какому направлению в философии относится суждение: «Истина – есть знание адекватное действительности»:

а) идеализм.

б) материализм.

в) сенсуализм.

г) прагматизм.

 

5. Знание, противоположное истине, неадекватно отражающее действительность – это …

в) правда.

б) ошибка, как вид заблуждения.

в) иллюзия.

г) ложь, как вид заблуждения.

 

6. К формам чувственного познания относятся:

а) ощущение.

б) восприятие.

в)представление.

г) все выше перечисленное.

 

7. К какому философскому направлению относится данное суждение: «Практика есть основа, движущая сила, критерий истины и конечная цель познания»?

а) позитивизм.

б) диалектический материализм.

в) прагматизм.

г) идеализм.

 

8. Что есть философский метод познания?

а) Система принципов, правил изучения закономерностей природы, общества или мышления человека.

б) Способ получения знаний о любых явлениях действительности.

в) Прием получения знаний о явлениях определенного вида.

г) Совокупность приборов, посредством которых добываются знания.

 

9. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это …

а) абстрагирование.

б) наблюдение.

в) анализ.

г) синтез.

 

Основная литература.

1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2007.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/ В.А. Канке. – М., 2006.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник /А.Г. Спиркин. – М., 2006.

4. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского.- изд. 14 – е . - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.

 

Дополнительная литература.

1. Андреев А.Л. Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство: пособие для негуманитарных вызов/ А.Л.Андреев. – М., 2000.

2. Лебедев С.А. Философия науки: общий курс: Учебное пособие/ под ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.

4. Леглер С.А. Наука, квазинаука, лженаука//Вопросы философии, 1993, № 2.

5. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2002.

6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1986.

Тема 9. Бытие человека в философском измерении.

 

1. Дать определения следующим понятиям.

 

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Общество. Антропосоциогенез. Социализация. Деятельность. Труд. Смысл жизни. Судьба. Свобода. Необходимость. Ответственность.

 

2. Ответить на вопросы теста.

 

1. Как называется раздел философии, в котором изучаются проблемы человека?

а) Аксиология.

б) Онтология.

в) Философская антропология.

г) Этика.

 

2. Представители, какого философского направления утверждали, что существование предшествует сущности?

а) Неотомизм;

б) Марксизм;

в) Позитивизм;

г) Экзистенциализм.

 

3. Марксистское понимание сущности человека:

а) Сущность человека закодирована в генах и передается по наследству.

б) Сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений.

в) Сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности.

г) Сущность человека зависит от божественной благодати.

 

4. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

а) Человек – это марионетка в руках общества.

б) Сущность человека социальна, а не природна.

в) Оригинальность личности не более, чем иллюзия.

г) Изменение общественных отношений меняет личность.

 

5. Человек с точки зрения религиозной философии – это:

а) Субъект и объект культуры.

б) Продукт внешних обстоятельств.

в) Образ и подобие Бога.

г) Ступень развития царства природы.

 

6. «Бог умер!» - заявил Ф. Ницше. Почему Ницше провозглашает смерть Бога:

а) Выражает свою атеистическую позицию.

б) Отрицает ценность христианской, общечеловеческой морали.

в) Демонстрирует свободу человеческого духа.

г) Объявляет человека высшей ценность.

 

 

Основная литература.

1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2007.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/ В. А. Канке. – М., 2006.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник /А.Г. Спиркин. – М., 2006.

4. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений/под ред. ВП. Кохановского.- изд. 14 – е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.

Дополнительная литература.

 

1. Апрелева В.А. Философские эссе о жизни и смерти: монография/В. А. Апрелева, 2006.

2. Бердяев Н.А. Самопознание / www.philosophy.ru

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

4. Европейская мысль о человеке. Хрестоматия. – Тюмень, 2001.

5. Кузнецов В.Г. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов и др. – М., 2005.

6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

7. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 2006.

8. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

9. Это человек. Антология. – М., 1995.

10. Юнг К.Г. Проблема души современного человека//Философские наука, 1989, № 8.

Тема 10.Человек и мир его ценностей.

1. Дать определения следующим понятиям.

 

Ценность. Идеал. Аксиология. Мораль. Нравственность. Добро. Зло. Справедливость. Эстетика. Совершенство. Духовность. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. Трагическое и комическое. Искусство. Религия. Вера. Любовь. Этикет. Гармония. Гуманизм. Право. Насилие и ненасилие. Норма.

2.Ответить на вопросы теста.

1. Как называется учение о ценностях?

а) Аксиология;

б) Андрагогика;

в) Антропология;

г) Гносеология.

 

2. Философская антропология - это:

а) философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека.

б) теория антропогенеза.

в) то же, что и антропоморфизм.

г) антимарксизм.

 

3. Кто из мыслителей критиковал христианскую мораль?

а) Ф. Ницше.

б) Г. Гегель.

в) И. Кант.

г) Ф.М. Достоевский.

 

4. Кантовский категорический императив – это:

а) религиозная исповедь.

б) социально-правовое повеление.

в) экономический закон.

г) безусловное нравственное повеление.

 

5. Что такое эстетика?

а) Наука об эстетических свойствах действительности.

б) Наука об искусстве и его роли в жизни человека.

в) Наука о культуре поведения.

г) Наука о том, как правильно одеваться.

 

 

6. М. Шелер утверждал, что...

а) человек может не иметь никаких ценностей;

б) человек обязательно имеет какие-либо ценности;

в) одни люди имеют, а другие не имеют ценности;

г) человек не знает, какие ценности управляют его жизнью.

 

7. Философ, считавший, что религия является регулятивным принципом чистого разума и основой практического разума, нравственности:

а) М. Лютер.

б) Августин Аврелий.

в) Цицерон.

г) И. Кант.

 

8. Какой мыслитель определял религию как фантастическое отражение в форме сверхъестественных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком?

а) Ф. Энгельс.

б) М. Вебер.

в) Г. Гегель.

г) Ф. Бэкон.

 

 

Основная литература.

1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2007.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/ В.А. Канке. – М., 2006.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник /А.Г. Спиркин. – М., 2006.

4. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. ВП. Кохановского.- изд. 14 – е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.

Дополнительная литература.

 

1. Бердяев Н.А. Эрос и личность: философия пола и любви. – М., 2006.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

3. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/ Ю.Б. Борев – М., 2002.

4. Горелов А.А. История мировых религий: Учебное пособие/А.А. Горелов. – М., 2006.

5. Гуревич П.С. Этика. Учебник. – М., 2005.

6. Камю А. Миф о Сизифе/А. Камю Бунтующий человек. – М., 1990.

7. Моральные ценности и личность. – М., 1994.

8. Философия любви. – М., 1993.

9. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

10. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. – М., 1995.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 186.