Белякова Н. В., Щербинина В. Н.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Белякова Н. В., Щербинина В. Н.

 

.

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей.

 

 

Тюмень, 2009


ББК: Ю1

Б - 44

 

Белякова Н. В., Щербинина В.Н. Философия: Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех специальностей. - Тюмень: РИО ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2009. – 50 с.

 

Методические указания разработаны на основании рабочей программы ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Философия» и требований Государственного стандарта для студентов всех специальностей заочной формы обучения. Данные методические указания содержат тематический план изучения дисциплины, краткое содержание курса, темы рефератов, задания для самостоятельной контрольной работы, список основной и дополнительной литературы и контрольные вопросы к зачету и экзамену по философии.

 

Рецензент: д.ф.н., профессор кафедры философии ТюмГУ Халин С.М.

 

Тираж 100 экз.

 

 

© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

© Белякова Н.В., Щербинина В.Н.

 

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

Содержание

 

 

1 Пояснительная записка………...…………………………………………………4

2 Краткое содержание курса …………………………………………………..…...5

3 Общие требования к контрольным работам…………………………….............8

4 Первая часть контрольной работы ………………………………………………8

5 Вторая часть контрольной работы …………………………………………...….11

6 Контрольные вопросы к зачету и экзамену……………………………………...39

7 Список литературы………………………………………………………………..41

Приложение А……………………………………………………………………..49

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса «Философия» в системе высшей школы является формирование у студентов как очной, так и заочной формы обучения широкой философской культуры, обретение принципов гуманистического мировоззрения и формирование навыков творческого мышления.

Специфика заочной формы обучения заключается в том, что студент-заочник большую часть объема учебного курса должен освоить самостоятельно. Первым шагом к самостоятельному изучению учебной дисциплины является письменная контрольная работа, которую студент должен выполнить в межсессионный период и сдать на кафедру для проверки до начала сессии.

Предложенная тематика контрольных работ охватывает все дидактические единицы учебной дисциплины и представляет собой широкий спектр философских тем по разным разделам курса.

Каждый вариант контрольной работы включает в себя два задания: во-первых, письменную работу на определенную философскую тему, во-вторых, характеристику философских понятий и выполнение тестовых заданий. Первая часть контрольной работы требует умения работать с первоисточниками и другими текстами, умения кратко и четко излагать необходимый материал, обобщать и делать выводы. Выполнение второго задания предполагает работу студента со справочной и учебной литературой, умение самостоятельно анализировать и сравнивать изученный материал, что в итоге приводит в развитию и совершенствованию навыков аналитического мышления.

Контрольная работа должна содержать титульный лист, оглавление, основную часть и библиографический список. Одним из признаков качественного выполнения контрольной работы является правильное оформление титульного листа, основного содержания контрольной работы и списка литературы. Рекомендуется использование интернет – ресурсов.

С целью теоретической и методической помощи студенту-заочнику в непростом процессе самостоятельного изучения, осмысления, анализа и интерпретации философских проблем подготовлены данные методические указания, которые включают в себя краткое содержание учебного курса, тематику письменных заданий, с указанием большого списка основной и дополнительной литературы, которым необходимо воспользоваться для написания контрольной работы. Кроме того, в содержание включена тематика вторых заданий, состоящая из перечня основных философских терминов по избранной студентом теме и тестовых заданий по соответствующим темам учебного курса.

Конечным результатом изучения философии в вузе для студента-заочника должно стать обретение широкой гуманитарной культуры, формирование принципов теоретического гуманистического мировоззрения, миропонимания, развитие навыков нестандартного мышления, что в целом должно выразиться в более осмысленном отношении человека к жизни.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ курса

Тема 4. Русская философия.

Становление и развитие русской философии, ее основные черты. Русская философия первой половины ХIХ в. Славянофилы и западники. Религиозно-гуманистическая философия в России (П. А. Флоренский, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин). Философия Всеединства B.C. Соловьева. Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). Социально-философские направления русской общественной мысли. Революционно-демократическое направление в философии. Марксизм в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Контрольная работа состоит из двух частей:

1. Первая часть. Письменное задание на определенную философскую тему.

Это задание включает в себя:

А) введение, в котором формулируется проблема, её актуальность, цели и задачи работы;

Б) основная часть – должна включать историко-философский материал и современную трактовку проблемы;

В) заключение – предполагает обобщение, собственную позицию и оценку изученной проблемы;

Г) список использованной литературы (не менее 5 источников);

2. Вторая часть.

Включает в себя:

А) Словарь философских понятий по избранной теме (их должно быть не менее пяти).

Например: Если из темы «Основные направления и этапы исторического развития Западной философии» студент выбирает контрольную работу «Философия Платона», то в его работе должны быть представлены такие понятия как: Эйдос, единое, душа, диалектика, идеализм..

Б) Тестовые задания.

Предполагается знакомство с вопросами и выбор одного правильного ответа.

* Тема реферата и задания для самостоятельной работы выбираются по последней цифре номера зачетной книжки.

* Контрольная работа сдается на кафедру для проверки до начала сессии.

Философия Древнего Востока.

1. Дать определения следующим понятиям:

Веды. Упанишады. Карма. Сансара. Нирвана. Буддизм. Йога. Чарвака. Брахман. Атман. Пракрити. Санкхья. Конфуцианство. Даосизм. Дао. Ян. Инь. Джайнизм.

2. Ответить на вопросы теста:

 

1. В древнекитайском «Пятикнижии» говорится о пяти началах мира. Каковы они?

а) Дождь, солнечное сияние, жара, холод и ветер.

б) Вода, огонь, дерево, металл и земля.

в) Земля, вода, воздух, огонь и эфир.

г) Земля, вода, воздух, небо и солнце.

 

2. Как называется естественный путь вещей в древнекитайской философии?

а) Инь;

б) Дао;

в) Лао;

г) Янь.

 

3. Кому из древнекитайских мыслителей принадлежит изречение

«Не делай другим того, чего не желаешь себе»?

а) Кун Фу-цзы;

б) Мэн-цзы;

в) Мо-цзы;

г) Сюнь-цзы.

 

4. Как называл Конфуций «благородного мужа»?

а) Сяо-жэнь.

б) Цзюнь-цзы.

в) Чжун-юн.

г) Чжэн-мин.

 

5. В каком случае речь идет, по Конфуцию, о «благородном муже»?

а) В доброте не расточителен, ему трудно услужить, но легко доставить радость.

б) Человек, который следует долгу и закону, требователен к себе, которому можно доверить большие дела, который живет в согласии с другими людьми.

в) Человек, который требователен к людям, следует за другими, но не живет с ними в согласии.

г) Человек, который требователен к людям и думает о том, как бы получить большую выгоду.

 

6. Кому из древнекитайских мыслителей принадлежит высказывание «Учиться и не размышлять - напрасно терять время»?

а) Кун Фу-цзы;

б) Мэн-цзы;

в) Мо-цзы;

г) Сюнь-цзы.

 

7. Взгляды какого направления в древнекитайской философии выражает утверждение «Дао - мать всех вещей»?

а) Даосизм;

б) Конфуцианство;

в) Легизм;

г) Моизм.

 

8. Как называется главный труд даосизма?

а) «Даодэцзин»;

б) «Лунь-юй»;

в) «мо-цзы»;

г) «ши – цзин».

 

9. Кому из древнекитайских мыслителей принадлежит утверждение

«Если правитель будет стремиться к добру, то и народ будет добрым»?

а) Кун Фу-цзы;

б) Мэн-цзы;

в) Мо-цзы;

г) Сюнь-цзы.

 

10. Взгляды какого направления в древнекитайской философии выражает утверждение «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует»?

а) Даосизм;

б) Конфуцианство;

в) Легизм;

г) Моизм.

 

Основная литература.

1. Гриненко Г. В. История философии: Учебник / Г. В Гриненко. – М., 2006.

2. История философии: Учебник / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов – на Дону – 2008.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.

4. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3 ч. – М., 2001.

5. Хрестоматия по истории философии. Древнеиндийская философия, Древнекитайская философия, Античная философия. – М., 2000.

6. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов/ А. Н. Чанышев. – М., 2003.

 

Дополнительная литература.

1. Бонгард – Левин Г. М. Философия, искусство, наука и религия Древней Индии. – М., 1980.

2. Малявин В.В. Китайская цивилизация/В.В. Малявин. – М., 2003.

3. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. – Избранные тексты. – М., 1997.

4. Философия йоги. В поисках свободы. – М., 2002.

Тема 4. Русская философия.

 

1. Дать определения следующим понятиям.

Русская идея. Исихазм. Славянофильство. Западничество. Анархизм. Всеединство. Соборность. Богопознание. Мессианизм. Историософия. Космизм. София. Богочеловечество. Ноосфера. Народничество.

2. Ответить на вопросы теста.

 

1. Тесная связь с жизнью, несистемность, панморализм, антропоцентризм, цельность духа – это особенности:

а) немецкой классической философии;

б) русской философии;

в) современной зарубежной философии ХХ в.;

г) марксистской философии.

 

2. Представителем антропологического материализма в русской философии является….

а) В.С. Соловьев;

б) Н.Г. Чернышевский;

в) П.А. Флоренский;

г) М.В. Ломоносов.

 

3. Ломоносов был представителем…

а) дуализма

б) объективного идеализма;

в) естественно – научного материализма;

г) субъективного идеализма.

 

4. Основная идея славянофилов – это идея о …

а) богоизбранности русского народа;

б) кризисе России;

в) закате России;

г) самобытности России.

 

5. Представителем космизма в русской философии является:

а) Радищев;

б) В. Соловьев;

в) Н. Федоров;

г) Ломоносов.

 

6. Одно из направлений в философии любви, идущее от П. Флоренского, возрождало и переосмысливало христианское понимание любви как...

а) эроса;

б) мании;

в) caritas (сострадание, милосердие, жалость);

г) агапэ.

 

7. Кого из русских мыслителей называли «Рыцарем свободного духа»:

а) Л. И. Шестов;

б) Н. А. Бердяев;

в) Ф. М. Достоевский;

г) В.В. Розанов.

 

 

Основная литература.

 

1. Гриненко Г. В. История философии: Учебник / Г. В Гриненко. – М., 2006.

2. История философии: Учебник / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов – на Дону, – 2008.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник /А.Г. Спиркин. – М., 2006.

4. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. В. П. Кохановского.- изд. 14 – е .- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.

6. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3 ч. – М., 2001.

Дополнительная литература.

 

1. Баландин Р.К. Русские мыслители. – М, 2006.

2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х томах. – М., 1994.

3. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли ХIХ и начала ХХ в.: Судьба России. – М., 1997.

4. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии ХI - ХХ вв. - Спб., 2001.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. - Л.,1991.

6. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М., 1996.

7. Лосский И. О. История русской философии. – М., 2001.

8. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: учебное пособие / Солнцев Н.В. – М., 2001.

9. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

10. Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. – М., 1998.

11. Сорбиненко В.В. Русская философия: курс лекций: учебное пособие / В.В. Сорбиненко. – М., 2006.

12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

13. Философия не кончается. Из истории отечественной философии. ХХ век: В 2 т. – М., 1998.

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

15. Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии//Сочинения. – М.. 1989.

Тема 5. Основные направления современной западной философии.

1. Охарактеризовать следующие понятия.

 

Позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Герменевтика. Волюнтаризм. «Воля к власти». «Сверхчеловек». «Воля к жизни». Психоанализ. Либидо. Я. Оно. Сверх - Я. Бессознательное. Сублимация. Сциентизм и антисциентизм. Иррационализм. Неотомизм. Экзистенция. Экзистенциализм. Персонализм. Прагматизм. Феноменология. Структурализм. Философский постмодернизм. Деконструкция. Дискурс. Симулякр.

2. Ответить на вопросы теста.

1. Воля к власти - это критерий значимости любого из явлений жизни, по мнению:

а) И. Канта;

б) Ф. Ницше;

в) К. Маркса;

г) Г.Г. Гадамера.

 

2. Кто из мыслителей выделил бессознательное в качестве предмета научного исследования:

а) Ж.-П. Сартр;

б) К. Поппер;

в) 3. Фрейд;

г) Э. Фромм.

 

3. Сужение предмета философии до логики науки, исключение из философии всей мировоззренческой проблематики характерно для:

а) фрейдизма;

б) неопозитивизма;

в) экзистенциализма;

г) прагматизма.

 

4. Какая из трех психических инстанций, по З. Фрейду, представляет собой «кипящий котел инстинктов»?

а) Сверх-Я;

б) Я;

в) Оно;

г) Все выше перечисленные.

 

5. Какое из философских направлений выделяет проблему существования человека и его сущности в качестве одной из важнейших:

а) неотомизм;

б) неопозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) персонализм.

 

 

6. Как называется известный философский трактат Х. Ортеги – и - Гассета:

а) «Бунтующий человек»,

б) «Идеи и верования»,

в) «Прозрачность зла»,

г) «Восстание масс».

 

7. Психическая деятельность бессознательного, у основоположника психоанализа, подчиняется принципу:

а) реальности;

б) удовольствия;

в) идеала;

г) отражения.

8. Кто из представителей постмодернизма ввел понятие «симулякр»?

а) Ж. Бодрийяр,

б) Ж. Лакан,

в) Р. Барт,

г) Ф. Лиотар.

9. С точки зрения Ф. Ницше сверхчеловек - это...

а) грядущий тип человека;

б) настоящий тип человека;

в) прошлый тип человека;

г) эстетический тип человека.

 

10. Герменевтика – это…

а) искусство торговли,

б) искусство красноречия,

в) искусство интерпретации,

г) искусство задавать вопросы, с целью достижения истины.

 

11. Как трактуется истина с позиции современного прагматизма:

а) истина – это знание соответствующее действительности,

б) истина - это результат соглашения между учеными,

в) истина – это то, что полезно,

г) истина не достижима.

Основная литература.

1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2007.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/ В.А. Канке. – М., 2006.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник /А.Г. Спиркин. – М., 2006.

4. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского.- изд. 14 – е .- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.

Дополнительная литература.

 

1. Бодрийяр Ж. Слова и вещи/www.philosophy.ru

2. Зотов А.Ф. Современная западная философии XX в. – М., 2001.

3. Ильин И.П. Поструктурализм, Деконструктивизм, Постмодернизм. – М., 1996.

4. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

5. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде/Сумерки богов. – М., 1989.

6. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века. – М., 2001.

7. Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие. – Спб., 2008.

8. Ницше Ф. Антихрист/Сумерки богов. – М., 1989.

9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Соч. В 2–х т. Т.2. – М., 1990.

10. Сартр Ж. –П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. – М., 1989.

11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии/Сумерки богов. – М., 1989.

12. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 2006.

13. Фромм Э. Психоанализ и религия/Сумерки богов. – М., 1989.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие философии. Специфика философского познания действительности.

2. Предмет философии. Структура и основные проблемы философского знания.

3. Место философии в культуре. Назначение философии.

4. Рождение философии. Досократики.

5. Основные идеи софистов и учение Сократа.

6. Философия Платона.

7. Философия Аристотеля.

8. Философские школы эпохи эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).

9. Философия средних веков. Теоцентризм средневековой философии.

10. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм.

11. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм философии Нового времени 17 века.

12. Основные идеи философии Просвещения 18 века.

13. Философия И. Канта. Агностицизм и этика долга.

14. Система, метод и философия истории Г. Гегеля.

15. Основные идеи философии К. Маркса. Трактовка общества и его истории.

16. Современная западноевропейская философия. Общая характеристика.

17. Философия жизни. Учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.

18. Психоаналитическая философия ХХ века. Фрейдизм и неофрейдизм.

19. Позитивизм и неопозитивизм.

20. Философские идеи экзистенциализма. Проблема свободы и ответственности личности.

21. Особенности русской философии 19-20 в.в.

22. Философия всеединства В. Соловьева.

23. Понятие бытия и его сферы. Виды реальности.

24. Понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философской мысли. Структура материального мира.

25. Пространство и время, их объективность, абсолютность и относительность.

26. Понятие движения. Движение и развитие.

27. Принцип всеобщей связи. Виды связей. Детерминизм. Системный метод.

28. Диалектика, её альтернативы. История диалектики. Основные законы и принципы диалектики.

29. Душа, психика, сознание. Представление о душе в различных типах мировоззрения. Основные аспекты понимания сознания: онтологический, гносеологический, генетический, функциональный, социологический.

30. Философия о сущности человека. Образы человека в различных типах мировоззрения.

31. Человек как личность. Основные виды деятельности личности. Свобода и ответственность личности.

32. Проблема смысла человеческого бытия. Смысл жизни и счастье. Смысл жизни и судьба.

33. Понятие идеала. Идеал совершенного человека в различных исторических культурах.

34. Сознание, его основные сферы. Сознание и самосознание. Общественное и индивидуальное сознание.

35. Мышление и язык. Функции языка.

36. Познание, его элементы и структура. Рациональное, нерациональное, иррациональное в познавательной деятельности.

37. Познание, творчество, практика.

38. Понятие истины и её свойства. Критерии истины. Заблуждение и ложь, их истоки.

39. Обыденное и научное познание. Критерии научности. Наука и лженаука.

40. Структура научного познания, его методы и формы.

41. Социальная философия и специфика философского изучения общества.

42. Общество и его структура. Основные сферы общественной жизни.

43. Общественное сознание, его структура. Основные формы общественного сознания.

44. Мораль как форма общественного сознания. Моральные ценности. Мораль и право.

45. Искусство как форма общественного сознания. Эстетические ценности и их роль в общественной жизни.

46. Религия как форма общественного сознания. Религиозные ценности и свобода совести.

47. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития.

48. Общественный прогресс и его критерии.

49. Философия культуры. Культура и цивилизация.

50. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
2. Авдеева Л.Р. Русские мыслители. – М., 1992.
3. Акимов А.Е. Что нас ждет в торсионном поле? // Человек, 1994. № 5.
4. Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1.
5. Антология мировой философии в 4-х т. 1969. 6. Апрелева В.А. Философское эссе о жизни и смерти: монография / В.А. Апрелева, 2006.
7. Аронов Р.А. Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? // Вопросы философии, 1988, №1.
8. Асмус В.Ф. Античная философия. – М. 1976.
9. Асмус В.Ф. Интуиция в науке и математике. – М., 1965.
10. Асмус В.Ф. Кант. – М., 1973.
11. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. – М., 1996.
12. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
13. Бердяев Н.А. Смысл истории. (Приложение. «Воля к жизни и воля к культуре»). – М., 1990.
14. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
15. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества – М., 1989.
16. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1976.
17. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. – М., 1993.
18. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Жуковской Н.Л. – М., 1992.
19. Бунге М. Интуиция в науке. – М., 1967.
20. Быков В.В. Методы науки. – М., 1974.
21. Васильев К. Любовь. – М., 1982.
22. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. – М., 1970.
23. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. – Свердловск, 1991.
24. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1988.
25. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.
26. Виндельбанд В. О свободе воли // Избранное: Дух и история. – М., 1995.
27. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. – М., 1991.
28. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. – Новосибирск, 1990.
29. Возможности и границы познания. – М., 1995.
30. Вундт В. Введение в философию. – М., 1998.
31. Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. 1994. №3.
32. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
33. Гадамер Х.Г. Что есть ИСТИНА? // Логос. 1991. №1.
34. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопр. фил. 2000. № 6.
35. Галактионов В.А., Курдюков С.А., Самарский А.А. Процессы в открытых диссипативных системах. – М., 1998.
36. Гачев Г.Д. Русская душа: Портреты русских мыслителей. – М., 1991.
37. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
38. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
39. Гобозов И.А. Философия истории. – М., 1997.
40. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
41. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
42. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. – М., 1988.
43. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. – Л., 1991.
44. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1985.
45. Гулыга А.В. Шеллинг. – М., 1984.
46. Гулыга А.Н. Философия любви // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1990.
47. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
48. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальности истории // Вопросы философии, 1990, №11.
49. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.
50. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995.
51. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 1998.
52. Гуссерль Э. Кризис современного человечества и философия // Вопр. фил. 1986. № 3.
53. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. 1993.
54. Джиоев О.И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. № 6.
55. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
56. Донских О.А. Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. – М., изд. МГУ, 1993. – 240с.
57. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. – М. 1972-1973.
58. Дубко Е.А. Титов В.А. Идеал, совершенство, счастье. – М., 1981.
59. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени. – М., 1991.
60. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.
61. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.
62. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.
63. Зотов А.Ф. Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1998.
64. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить // М., Просвещение, 1986, 224с.
65. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6-7.
66. Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990. № 2.
67. Ильенков Э.В. Что такое личность? // Философия и культура. М., 1992.
68. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.
69. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1 – 4. – М., 1995 – 1999.
70. К определению понятия «материя» // Философские науки. 1990. № 12.
71. Казначеев В.П. Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. – М., 1991.
72. Кармин А.С. Познание бесконечного. – М., 1981.
73. Карнап Р. Философские основания физики. – М., 1971.
74. Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени // ФСМ. 1991. № 5.
75. Категории "закон" и "хаос". – Киев, 1987.
76. Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопр. фил. 2000. № 9.
77. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.
78. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М., 1988.
79. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
80. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М., 1994.
81. Корнилов С.В. Русские философы. Справочник. – СПб., Изд. "Лань", 2001, 448с.
82. Коршунов А.М. Познание и деятельность. – М., 1984.
83. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993.
84. Крымский С.Б. Истина и мнение // Философские науки. 1990. № 10.
85. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия втор. пол. XVIII-нач. XX вв. – М., 1986.
86. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1990.
87. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.
88. Курашев В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии, 1995, №3.
89. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. – М., Политиздат, 1984.
90. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.
91. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
92. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма.
93. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М., Политиздат, 1990. – 397с.
94. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
95. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие // Вопросы философии. 1996. № 4.
96. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации (Задачи синергетического моделирования) // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
97. Лобковиц Н. Что такое "личность"? // Вопросы философии, 1998, №2.
98. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М., 1993.
99. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.
100. Лосев А.Ф. Эстетика эпохи Возрождения. – М., 1978.
101. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.
102. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1992.
103. Лосский Н.О. Основные свойства ценности //Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994.
104. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.
105. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – М., 1995.
106. Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии, 1995, №5.
107. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М., Изд-во МГУ, 1998. – 336с.
108. Льюис К.С. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8. То же // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. – М., 1992. С. 208-261.
109. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
110. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990, 1992.
111. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.
112. Марсель Г. Люди против гуманности // Философские науки, 1994, №1-3.
113. Мир философии: В 2-х ч. – М., 1991. Часть 1. Исходные философские проблемы, понятия, принципы.
114. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
115. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль, 1996, №1.
116. Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность. 2000. № 2.
117. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М., 1990.
118. Научное открытие. – М., 1986.
119. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. – М., 1993.
120. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. // Соч. в 2-х тт., М., 1990.
121. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М., 1996.
122. Овсянников М.Ф. Гегель. – М., 1970.
123. Озим А. М. Глобальная эволюция Земли. – М., 1990.
124. Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений // СПб., Лань, 1997, 304с.
125. Павлов А.В. Элементы философии культуры. Тюмень, 1997.
126. Поздняков Э.А. Философия государства и права. – М., 1995.
127. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.
128. Потемкин В.И., Симонов А.Л. Пространство в структуре мира. – М., 1990.
129. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии, 1989, №8.
130. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1983.
131. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. №6.
132. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1994.
133. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
134. Пространство и время. – Киев, 1984.
135. Рассел Б. История западной философии. – М. 1995.
136. Рассел Б. Человеческое познание. – М., 1957; Киев, 1997.
137. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1994-1996.
138. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. – М., 1984.
139. Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995.
140. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1999.
141. Россия в условиях стратегической нестабильности // Вопросы философии, 1995, №3.
142. Русская идея. В 2-х т. – М., 1994.
143. Русская философия. Словарь. – М., 1995.
144. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.
145. Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. – М., 1994.
146. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.
147. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии, 2000, №3.
148. Слово о смерти. – М., 1990.
149. Смысл жизни: Антология. – М., 1994.
150. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.
151. Современная философия науки: знание, рациональность, ценность в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – М., 1996.
152. Современные зарубежные концепции диалектики. – М., 1987.
153. Современный человек: цели, ценности, идеалы. – М., 1988.
154. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.
155. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1981.
156. Сокулер З.А. Спор о детерминизме // Вопросы философии. 1993. № 2.
157. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. – М., 1988. Т. 1. С. 152-169.
158. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
159. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.
160. Струве Г. Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками // Варшава, 1872.
161. Суворов О.В. Разум и феномен “Я” // Вопросы философии. 2000. № 4.
162. Тиллих П. Онтология любви // Человек, 1990. № 2.
163. Тойнби Дж. Постижение истории. – М., Прогресс, 1991.
164. Тулмин Ст. Человеческое понимание. – М., 1984.
165. Уилсон Р.А. Квантовая психология // Пер. с англ., под ред. Я. Невструева, К., Янус, 1999, 224с.
166. Уилсон Р.А. Психология эволюции // Пер. с англ., под ред. Я. Невструева, К., Янус, 1998, 304с.
167. Уитроу Дж. Структура и природа времени. – М., 1984.
168. Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. 2000. № 5.
169. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
170. Феномен человека: Антология. – М., 1993.
171. Философия и методология науки. – М., 1996.
172. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999.
173. Философия истории. Антология. – М., 1995.
174. Философия любви. – М., 1990.
175. Философия человека: традиции и современность. – М., 1991.
176. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
177. Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990.
178. Франк С.Л. Реальность и человек. – М., 1997.
179. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. То же // С.Л. Франк. Духовные основы общества. – М., 1992. С.147 - 216.
180. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
181. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., Наука, 1991, 456с.
182. Фрейд З. Психология бессознательного // Новосибирск, "РИФплюс", 1997, 551с.
183. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
184. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
185. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
186. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
187. Хайдеггер М. Бытие и время // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.
188. Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на просёлочной дороге. М., 1991. С.81-86; М., 1993. С.327-345.
189. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. – М., 1993.
190. Халин С.М. Познание и метапознание. Тюмень, 1998.
191. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. В.В. Ошиса. – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352с.
192. Хесле В. Философия и экология. – М., 1994.
193. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – Сост. Алексеев П.В., Панин А.В., М., Гардарика, 2005. – 576с.
194. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности // СПб., Питер, 1997, 608с.
195. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990, №10.
196. Человек и культура: Индив<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.