Тема 5. Основные направления современной философии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировоззренческий плюрализм в философии XX века: Иррационализм (А. Шопенгауэр). Философия жизни (Ф. Ницше). Фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Философская антропология (М. Шелер). Феноменология (Э. Гуссерль). Позитивизм и этапы его развития. Философия истории (К. Ясперс). Теория культур (О. Шпенглер). Религиозная философия в ХХ веке. Неотомизм. Структурализм и поструктурализм (К. Леви - Стросс, Фуко, Р. Барт). Философия науки и техники. Постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Лакан).

 

Тема 6. Онтология. Философское учение о бытии.

Категория бытия в философии. Основные виды бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика и метафизика. Детерминизм и индетерминизм. Основные законы развития. Основные категории диалектики. Научные, философские и религиозные картины мира.

 

Тема 7. Сознание как философский феномен.

Понятие отражения и основные формы отражения. Отражение и информация.

Понятие сознания, происхождение сознания. Сознание и мозг. Сознание и язык. Бессознательное и его роль в жизнедеятельности человека. Индивидуальное и общественное сознание.

 

Тема 8. Философское учение о познании. Теория познания.

Познание, творчество, практика. Познание, его структура и формы. Многообразие форм познания. Знание, мнение, вера. Преднаучное, научное и вненаучное знание.

Чувственный опыт и рациональное мышление. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Теоретическое и эмпирическое познание. Понимание и объяснение. Проблема истины и ее критерии. Истина и заблуждение, правда и ложь. Проблема полезности и истинности знаний. Практика как основа и движущая сила познания.

Наука, ее место и роль в духовном освоении действительности. Основные отличия науки от обыденного знания. Структура, методы и формы научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

 

Тема 9 . Бытие человека в философском измерении.

Природа человека. Бытие человека как «бытие – в – мире». Происхождение человека. Природное и социальное, телесное и психическое в человеке. Человек и культура. Отношение человека к миру: практическое, познавательное, ценностное. Проблема субъекта культуры. Свобода и необходимость в жизнедеятельности человека. Человек как индивидуальность и личность.

 

Тема 10. Человек и мир его ценностей.

Ценности и их роль в отношении человека к миру. Иерархия ценностей, ее исторический и личностный характер. Ценности-цели и ценности-средства. Материальные и духовные ценности. Сферы духовной культуры. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. Свобода совести.

Человек и его судьба. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл человеческого бытия как ценность. Свобода и ответственность личности. Фатализм и волюнтаризм.

 

Тема 11. Социальная философия.

Понятие общества. Общество как развивающаяся система, ее элементы и структура. Общественное бытие и общественное сознание. Человек в системе социальных связей.

Общество и его история. Социальный детерминизм. Проблема субъекта в истории.

Цивилизационный и формационный подход к анализу истории. Исторический процесс как закономерная смена общественно-экономических формаций (К. Маркс). Философия экономики. Понятие цивилизации и ее исторические типы (концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби). Философия техники.

 

Тема 12. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

Понятие глобальных проблем и их виды. Глобальные проблемы как результат крайнего обострения противоречий современного социального прогресса. Вопросы войны и мира (безопасность человечества). Глобальные проблемы в системе «общество - природа» (экологические, сырьевые, энергетические, продовольственные). Глобальные проблемы в системе «человек – общество» (демографическая ситуация в мире, экономическое неравенство человечества, вопросы «духовного» здоровья).

Научно-технический прогресс и глобальные проблемы. Технократизм и технофобия. Сциентизм и антисциентизм.

Тенденции общественного развития и будущее человечества. Философия и футурология. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Контрольная работа состоит из двух частей:

1. Первая часть. Письменное задание на определенную философскую тему.

Это задание включает в себя:

А) введение, в котором формулируется проблема, её актуальность, цели и задачи работы;

Б) основная часть – должна включать историко-философский материал и современную трактовку проблемы;

В) заключение – предполагает обобщение, собственную позицию и оценку изученной проблемы;

Г) список использованной литературы (не менее 5 источников);

2. Вторая часть.

Включает в себя:

А) Словарь философских понятий по избранной теме (их должно быть не менее пяти).

Например: Если из темы «Основные направления и этапы исторического развития Западной философии» студент выбирает контрольную работу «Философия Платона», то в его работе должны быть представлены такие понятия как: Эйдос, единое, душа, диалектика, идеализм..

Б) Тестовые задания.

Предполагается знакомство с вопросами и выбор одного правильного ответа.

* Тема реферата и задания для самостоятельной работы выбираются по последней цифре номера зачетной книжки.

* Контрольная работа сдается на кафедру для проверки до начала сессии.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 150.